Конспект урока по биологии в 7 классе «Годовой цикл жизни и происхождение Земноводных»
Тема урока Годовой цикл жизни и происхождение Земноводных.
Класс: 7А класс
Тип урока: Раскрывающий содержание темы.
Вид урока: Комбинированный урок
Цели урока:
Образовательные: сформировать знания о годовом цикле жизни земноводных, процессе их размножения на примере лягушки;
2. Развивать познавательный интерес к предмету; расширять
кругозор; развивать умения сравнивать, составлять схемы,
таблицы;
Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание
учащихся
Презентация урока "Годовой цикл жизни Земноводных"
Краткое описание: Актуализация знаний; Изучение нового материала; Закрепление; Выводы; Домашнее задание.
Педагогическая технология развития возрастных особенностей и критического мышления посредством чтения и письма известна в России с 1999 года, разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом.
Согласно этой технологии выделяют три технологических этапа урока:
1. Вызов
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.
Осмысление содержания
– получение новой информации;
– корректировка учеником поставленных целей обучения.
Рефлексия
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.
1. Вызов
– актуализация имеющихся знаний;
-Здравствуйте, ребята! Орг.момент, проверка отсутствующих. (3мин)
-Мы с вами продолжаем изучение класса Земноводные и сегодня рассмотрим годовой цикл жизни земноводных и процесс размножения, на примере лягушки. (Использование таблицы и презентации слайдов, для того, чтобы вызвать интерес учащихся к изучению новой темы.)
-Прежде чем, мы выясним, каков же годовой цикл жизни и процесс размножения земноводных, давайте вспомним изученное на прошлом уроке, итак, проверим домашние задание.
-Внимание на экран, (тест, на слайдах). см. Презентацию.
Актуализация знаний, проверка Д/З (10мин.)
(тест, на слайдах)
-Закончили тест, никаких исправлений у вас в тестах сейчас быть недолжно, быстренько поменялись тетрадями с соседом…
(допустимый метод самопроверки в 7 классе, с учетом возрастных особенностей среднего звена).
-Итак, проверили тест по шаблону, поставили соответствующие оценки.
- Следующее задание. Расписать каждый из предложенных признаков Земноводных.
Признаки Земноводных
1уч. Место обитания
Органы передвижения
2уч. Строение сердца
Кровообращение
-МОЛОДЦЫ!!!
-Переходим к изучению новой темы…
2. Осмысление содержания (20мин.)
Изучение нового материала (используя презентацию)
Пользуясь учебником на странице 181, ответьте на вопрос:
Как влияют сезонные изменения в природе на жизнь земноводных?
Работа с учебником. Объяснение нового материала.
Получение новой информации.
1. Годовой цикл жизни земноводных
Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни. При понижении среднесуточной температуры до +12,+8С земноводные перемещаются к местам зимовок, а при дальнейшем понижении температуры в сентябре – начале октября они скрываются в убежищах. При этом отдельные особи могут перемещаться в поисках мест зимовки на многие сотни метров. Озёрная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоёмах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают наиболее глубокие участки там, где водоёмы не промерзают до дна. Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями и т.д.
В период зимовки амфибии находятся в оцепенении, у них резко снижается обмен веществ, в 2-3 раза уменьшение кислорода, число дыхательных движений и сокращений сердца.
Размножение земноводных
Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоемов.
В теплые весенние вечера с прудов и речек разносятся громкие квакающие звуки. Эти "концерты" устраивают самцы лягушек для привлечения самок.
2.Размножение лягушки
Ранней весной, с первыми лучами тёплого солнца, пробудившись от зимней спячки амфибии приступают к размножению. В этот период у самцов по бокам головы развиваются парные мешки – резонаторы, которые усиливают звуки. Чем громче и мелодичней звуки, издаваемые самцом, тем больше у них шансов завоевать себе подругу. В момент размножения амфибии разбиваются на пары. Самка вымётывает в воду крупные яйцеклетки, которые называются икрой. Находящийся поблизости самец выпускает на них жидкость, содержащую сперматозоиды. Значит, у лягушки наблюдается наружное оплодотворение.
- пользуясь рис. на слайде попытаться объяснить Развитие земноводных самостоятельно. (анимация - постэмбриональное развитие)
-Ребята, обратите внимание, как называются периоды развития земноводных, запишите их в тетрадь…
Вывод урока:
Земноводные – раздельнополые животные, размножаются в воде. Самки выметывают икру, самцы выделяют семенную жидкость. Оплодотворение наружное. Развитие с превращением: из икринок выходят похожие на рыб головастики, которые превращаются в ходе развития во взрослое земноводное. Произошли от древних кистеперых рыб. Образ жизни земноводных меняется в зависимости от сезонных изменений условий обитания.
Закрепление.(10мин.)
Назовите черты сходства в размножении земноводных и рыб.
Какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика в процессе развития?
Биологический словарик:
годовой жизненный цикл;
оцепенение;
развитие с превращением;
семенники, яичники,
икринка, головастик.
Ставим ОЦЕНКИ!!!! (2мин.)
Запишите домашнее задание!
§38 пересказ по вопросам, словарь.
-До свидания!