Конспект урока по биологии в 7 классе «Годовой цикл жизни и происхождение Земноводных»

2
0
Материал опубликован 2 December 2015 в группе

Тема урока Годовой цикл жизни и происхождение Земноводных.

Класс: 7А класс

Тип урока: Раскрывающий содержание темы.

Вид урока: Комбинированный урок

Цели урока:

Образовательные: сформировать знания о годовом цикле жизни земноводных, процессе их размножения на примере лягушки;

2. Развивать познавательный интерес к предмету; расширять

кругозор; развивать умения сравнивать, составлять схемы,

таблицы;

Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание

учащихся

Презентация урока "Годовой цикл жизни Земноводных"

Краткое описание: Актуализация знаний; Изучение нового материала; Закрепление; Выводы; Домашнее задание.

Педагогическая технология развития возрастных особенностей и критического мышления посредством чтения и письма известна в России с 1999 года, разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом.

Согласно этой технологии выделяют три технологических этапа урока:

1. Вызов

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания

получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия

размышление, рождение нового знания;

постановка учеником новых целей обучения.

1. Вызов

актуализация имеющихся знаний;

-Здравствуйте, ребята! Орг.момент, проверка отсутствующих. (3мин)

-Мы с вами продолжаем изучение класса Земноводные и сегодня рассмотрим годовой цикл жизни земноводных и процесс размножения, на примере лягушки. (Использование таблицы и презентации слайдов, для того, чтобы вызвать интерес учащихся к изучению новой темы.)

-Прежде чем, мы выясним, каков же годовой цикл жизни и процесс размножения земноводных, давайте вспомним изученное на прошлом уроке, итак, проверим домашние задание.

-Внимание на экран, (тест, на слайдах). см. Презентацию.

Актуализация знаний, проверка Д/З (10мин.)

(тест, на слайдах)

-Закончили тест, никаких исправлений у вас в тестах сейчас быть недолжно, быстренько поменялись тетрадями с соседом…

(допустимый метод самопроверки в 7 классе, с учетом возрастных особенностей среднего звена).

-Итак, проверили тест по шаблону, поставили соответствующие оценки.

- Следующее задание. Расписать каждый из предложенных признаков Земноводных.

Признаки Земноводных

1уч. Место обитания

Органы передвижения

2уч. Строение сердца

Кровообращение

 

-МОЛОДЦЫ!!!

-Переходим к изучению новой темы…

 

2. Осмысление содержания (20мин.)

Изучение нового материала (используя презентацию)

Пользуясь учебником на странице 181, ответьте на вопрос:

Как влияют сезонные изменения в природе на жизнь земноводных?

Работа с учебником. Объяснение нового материала.

Получение новой информации.

1. Годовой цикл жизни земноводных

Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни. При понижении среднесуточной температуры до +12,+8С земноводные перемещаются к местам зимовок, а при дальнейшем понижении температуры в сентябре – начале октября они скрываются в убежищах. При этом отдельные особи могут перемещаться в поисках мест зимовки на многие сотни метров. Озёрная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоёмах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают наиболее глубокие участки там, где водоёмы не промерзают до дна. Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями и т.д.

В период зимовки амфибии находятся в оцепенении, у них резко снижается обмен веществ, в 2-3 раза уменьшение кислорода, число дыхательных движений и сокращений сердца.

Размножение земноводных

Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоемов.

В теплые весенние вечера с прудов и речек разносятся громкие квакающие звуки. Эти "концерты" устраивают самцы лягушек для привлечения самок.

2.Размножение лягушки

Ранней весной, с первыми лучами тёплого солнца, пробудившись от зимней спячки амфибии приступают к размножению. В этот период у самцов по бокам головы развиваются парные мешки – резонаторы, которые усиливают звуки. Чем громче и мелодичней звуки, издаваемые самцом, тем больше у них шансов завоевать себе подругу. В момент размножения амфибии разбиваются на пары. Самка вымётывает в воду крупные яйцеклетки, которые называются икрой. Находящийся поблизости самец выпускает на них жидкость, содержащую сперматозоиды. Значит, у лягушки наблюдается наружное оплодотворение.

- пользуясь рис. на слайде попытаться объяснить Развитие земноводных самостоятельно. (анимация - постэмбриональное развитие)

-Ребята, обратите внимание, как называются периоды развития земноводных, запишите их в тетрадь…

Вывод урока:

Земноводные – раздельнополые животные, размножаются в воде. Самки выметывают икру, самцы выделяют семенную жидкость. Оплодотворение наружное. Развитие с превращением: из икринок выходят похожие на рыб головастики, которые превращаются в ходе развития во взрослое земноводное. Произошли от древних кистеперых рыб. Образ жизни земноводных меняется в зависимости от сезонных изменений условий обитания.

Закрепление.(10мин.)

Назовите черты сходства в размножении земноводных и рыб.

Какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика в процессе развития?

Биологический словарик:

годовой жизненный цикл;

оцепенение;

развитие с превращением;

семенники, яичники,

икринка, головастик.

Ставим ОЦЕНКИ!!!! (2мин.)

Запишите домашнее задание!

§38 пересказ по вопросам, словарь.

-До свидания!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.