Урок математики в 5 классе «Измерение отрезка. Длина отрезка»
Тема урока «Измерение отрезка. Длина отрезка»
Задачи урока:
Знать: единицы измерения;
Уметь:
строить и измерять отрезки;
переводить единицы измерения;
решать практико-ориентированные задачи.
Тип урока: расширение понятий, закрепление изученного материала
Форма урока: беседа, практикум
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация по теме «Измерение отрезка. Длина отрезка»
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Приветствие учеников. Из чего будет складываться отметка за урок
1 балл – дом. Задание.
1 балл –граф. Диктант
1 балл – правильное выполнение классный упражнений
7 баллов – за тест
Проверка домашнего задания (2 мин) (слайд 1)
Самопроверка
Актуализация опорных знаний (5 мин) (слайд 2-12)
Графический диктант (1-верное высказывание, 0-неверное высказывание)
Стол, доска, потолок – являются частью плоскости. (1)
Изгиб листа –является примером части прямой. (0)
Прямую можно целиком начертить в тетради. (0)
Через одну точку можно провести только одну прямую. (0)
Через две точки можно провести только одну прямую. (1)
Прямые обозначаются маленькими прописными латинскими буквами. (1)
Точки обозначаются заглавными латинскими буквами. (1)
Луч, ограниченная прямая с двух сторон. (0)
Отрезок, часть прямой с одной точкой. (0)
Если на прямой 8 точек, то получиться 16 лучей. (1)
Коля и Витя подсчитали число шагов от школы до дома. Получилось, что одно и то же расстояние равно 260 шагам Коли и 280 шагам Вити. Значит ли это, что Витя прошёл больше, чем Коля? (0)
Самопроверка. У вас должен был получится шифр: 10001110010
Определение цели (3 мин)
Совместно с учениками определяем цель урока. Что мы будем делать на уроке?
Строить отрезки;
Измерять отрезки;
Перевод одной единицы измерение в другую;
Решение задачи.
Сообщение нового материала (5 мин)
Сегодня мы свами будем работать с отрезками. Возьмите 2 предмета в виде отрезка (карандаш и ручка), то как узнать какой из них длиннее? Нужно наложить один на другой. А если два отрезка нарисованы в тетради или на доске? Чаще всего отрезки измеряют и сравнивают измерения. Чтобы измерить отрезки нужны единицы измерения. В нашей стране и во многих других странах мира основной единицей измерения является метр. Все остальные единицы измерения связаны с ним. В нашей стране он стал использоваться с 1918 года. До этого использовались такие единицы измерения как – аршин, локоть, верста. А в Великобритании до сих пор используется такие единицы измерения как – дюйм, ярд, фут, миля (7-9 слайд).
Повторяем единицы измерения (10 слайд ).
При переходе к меньшим единицам длины выполняется умножение числа больших единиц на 10 (на 100, на 1000 и т. д.).
При переходе к большим единицам длины выполняется деление числа меньших единиц на 10 (на 100, на 1000 и т. д.).
Вспомнить соотношения между единицами измерения длины:
1км = 1000м
1м = 10дм = 100см
1дм = 10см - 100мм
1см = 10мм
Слайд 22 Задача 1. Начертите отрезок АВ длиной 10 клеток. Отметьте точку С, которая разбивает его на 2 отрезка: АС равна 3 клеткам и отрезок СВ. Определите длину СВ.(СВ =7 к)
Слайд 23 Задача 2. Постройте на одной прямой отрезок АВ, равный 6 клеткам и отрезок ВС, равный 5 клеткам. Найдите АС.(11 клеток или 1 клетка)
Физкультминутка (4 мин) (слайд 24 )
Практическое применение знаний (8 мин) № 109 (а), 111(а), 113(а) стр. 41(25 слайд)
При переходе к меньшим единицам длины выполняется умножение числа больших единиц на 10 (на 100, на 1000 и т. д.).
При переходе к большим единицам длины выполняется деление числа меньших единиц на 10 (на 100, на 1000 и т. д.).
Слайд 26. Задача 3. Определите, какая из рек длиннее: Западная Двина, длина которой равна 1020 км, или Неман, длина которого равна 937000м?
Решение:
Западная Двина 1020 км=1 020 000 м
Неман 937000 м
1 020 000 м > 937000 м
Ответ: Западная Двина длиннее.
Слайд 27. Задача 4. Для ограждения дачного участка прямоугольной формы привезли щиты длиной 3 м каждый. Ширина участка 36 м, а длина – 120 м. Определите, хватит ли 105 щитов для ограждения участка.
Решение:
1) (36+120)*2=312 (м) – периметр участка
2) 312:3=104 (щ) – потребуется для ограждения участка
3) 104< 105
Ответ: 105 щитов хватит
Тест(10 мин) (слайд 28)
Вариант 1 На каком рисунке изображен отрезок Укажите неверное равенство А) 10 мм=1 см Б) 10 см =1 дм В) 10 дм=1м Г) 1000 дм=1 км Укажите неверное утверждение Равные отрезки имеют равные длины 1 м=10см Два отрезка, которые можно совместить наложением, называются равными. На отрезке АС лежит точка В. Длина отрезка АС равна 7 см, а длина отрезка ВС равна 2 см. Найдите отрезок АВ. 9 см 7 см 2 см 5 см Выразите в метрах 27 млн миллиметров 270 м 2700м 27000м 270000м Вычислите 134 см 43мм + 65 дм 7м 88 см 3мм 140 дм 9 см 3 мм 2 м 3 см 3 мм 2 м 13 см 3 мм От старта до финиша на одинаковых расстояниях один от одного поставили флажки. Спортсмен пробегает расстояние от 1 до 9 флажка за 8секунд. За какое время он пробегает расстояние от 1 до 12 флажка? 12 с 11 с 15 с 9 с | Вариант 2 На каком рисунке изображен отрезок Укажите неверное равенство А) 10 мм=1 см Б) 10 дм =1 м В) 1000 см=1 м Г) 1000 мм=1 м Укажите неверное утверждение Длина отрезка выражает расстояние между двумя точками 1 см=100 мм Если отрезок разделен на части, то длина отрезка равна сумме длин его частей. На отрезке АС лежит точка В. Длина отрезка АС равна 6 см, а длина отрезка АВ равна 1 см. Найдите отрезок ВС. 7 см 6 см 1 см 5 см Выразите в метрах 15 млн миллиметров 150 м 1500м 15000м 150000м Вычислите 234 см 43мм + 65 дм 8м 88 см 3мм 240 дм 9 см 3 мм 3 м 3 см 3 мм 3 м 13 см 3 мм От старта до финиша на одинаковых расстояниях один от одного поставили флажки. Спортсмен пробегает расстояние от 1 до 8 флажка за 7 секунд. За какое время он пробегает расстояние от 1 до 12 флажка? 12 с 11 с 15 с 9 с |
Самопроверка. (Слайд 28)
Рефлексия(4 мин)
Какое задания теста было самым сложным?
Достигли ли мы цели урока?
Цель урока : (слайд 29 )
Строить отрезки;
Измерять отрезки;
Перевод одной единицы измерение в другую;
Решение практико-ориентированных задач.
Домашнее задание (1 мин) § 5, №116, 118 стр.42 и по желанию стр. 43 (слайд 30)
Вариант 1 На каком рисунке изображен отрезок Укажите неверное равенство 10 мм=1 см 10 см =1 дм 10 дм=1м 1000 дм=1 км Укажите неверное утверждение Равные отрезки имеют равные длины 1 м=10см Два отрезка, которые можно совместить наложением, называются равными. На отрезке АС лежит точка В. Длина отрезка АС равна 7 см, а длина отрезка ВС равна 2 см. Найдите отрезок АВ. 9 см 7 см 2 см 5 см Выразите в метрах 27 млн миллиметров 270 м 2700м 27000м 270000м Вычислите 134 см 43мм + 65 дм 7м 88 см 3мм 140 дм 9 см 3 мм 2 м 3 см 3 мм 2 м 13 см 3 мм От старта до финиша на одинаковых расстояниях один от одного поставили флажки. Спортсмен пробегает расстояние от 1 до 9 флажка за 8секунд. За какое время он пробегает расстояние от 1 до 12 флажка? 12 с 11 с 15 с 9 с | Вариант 2 На каком рисунке изображен отрезок Укажите неверное равенство 10 мм=1 см 10 дм =1 м 1000 см=1 м 1000 мм=1 м Укажите неверное утверждение Длина отрезка выражает расстояние между двумя точками 1 см=100 мм Если отрезок разделен на части, то длина отрезка равна сумме длин его частей. На отрезке АС лежит точка В. Длина отрезка АС равна 6 см, а длина отрезка АВ равна 1 см. Найдите отрезок ВС. 7 см 6 см 1 см 5 см Выразите в метрах 15 млн миллиметров 150 м 1500м 15000м 150000м Вычислите 234 см 43мм + 65 дм 8м 88 см 3мм 240 дм 9 см 3 мм 3 м 3 см 3 мм 3 м 13 см 3 мм От старта до финиша на одинаковых расстояниях один от одного поставили флажки. Спортсмен пробегает расстояние от 1 до 8 флажка за 7 секунд. За какое время он пробегает расстояние от 1 до 12 флажка? 12 с 11 с 15 с 9 с |
Фамилия, имя | |
Домашнее задание | |
Шифр | |
Классная работа | |
Тест | |
ИТОГ |
Фамилия, имя | |
Домашнее задание | |
Шифр | |
Классная работа | |
Тест | |
ИТОГ |
Фамилия, имя | |
Домашнее задание | |
Шифр | |
Классная работа | |
Тест | |
Итог |