Тема урока: «Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» урок истории в 5 классе
Тема урока:
«Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» урок истории в 5 классе
Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же трудностями жизни простого народа.
Образовательные задачи:
продолжить работать по формированию умений учащихся
- выделение главного,
- обобщение изученного материала,
- умение работать с историческими датами и понятиями
Развивающие задачи:
развивать у учащихся логическое мышление, умение делать выводы, работать с картой, анализировать текст;
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду, интерес к истории
Основные используемые понятия: вельможа, писцы, налог, шадуф, амулет.
Основные виды деятельности на занятии:
- беседа;
- работа с Онлайн доской ;
- работа с текстом учебника,
- работа с раздаточным материалом,
- работа в группах
- индивидуальная работа
Оборудование:
1 .Учебник «История древнего мира», рабочая тетрадь.
2. Карта «Древний Египет».
3. Карточки.
4. Схема «Устройство Древнеегипетского общества» (составляется учащимися в ходе урока).
5. Мультимедийный проектор, презентация, планшеты.
6. Образовательные платформы программа Plickers
План урока:
Проверка домашнего задания помощи программы Plickers.
Объяснение нового материала «Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» (25минут);
Закрепление пройденного материала – прием «Толстые и тонкие вопросы» . (5 минут).
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания при помощи программы Plickers (Приложение 1.) https://www.plickers.com/classes/633af0a2cc36eb0011a5e775
Организационный момент. Приветствие, Настрой на урок. Деление класса на группы.
Здравствуйте, ребята. Предлагаю ,вам, разобрать карточки с рисункам. (Ребята формируют группы согласно карточкам. Карточки поделены на 5 групп: фараон, вельможи, ремесленники, земледельцы и писцы. Группы формируются по тематике – 1 группа «Фараон»; 2 группа «Вельможи»; 3 группа «Ремесленники»; 4 группа «Земледельцы»; 5 группа «Писцы»).
III. Изучение нового материала.
План изучения нового материала
1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца.
2. Труд земледельцев.
3. В гостях у египтянина.
4. Ремёсла и обмен.
5. Писцы собирают налоги.
Ставим цели урока:
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древний Египет, чтобы познакомиться со структурой Древнеегипетского общества. Мы узнаем, как правили фараоны, кто такие жрецы и вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы и как они жили.
Верным помощником в нашем путешествии будет учебник и мультимедийная презентация.
Кто сможет назвать тему урока? Правильно – тема урока «Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте»
Откройте тетради и запишите тему урока «Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» (записана на доске).
Работая с текстом учебника и презентацией, мы вместе с вами попробуем к концу урока заполнить схему «Устройство Древнеегипетского общества» - Задание 2. Приложение 3 (на партах разложены картинки, строки стихотворений, описание занятий различных категорий населения, по мере выполнения задания ученики прикрепляют на Онлайн - доску (https://sboard.online) карточки - элементы схемы - Приложение 2)
Но перед тем как нам с вами преступить к заполнению схемы «Устройство Древнеегипетского общества», каждая группа получит индивидуальное задание – Задание 1. Группам раздается карточка с заданием – вписать пропущенные слова в текст. Приложение 4.
Задание 1.
№ | Группа | Задание |
1 | «Фараон» | Прочитать текст учебника стр. 37 – 38 и вписать пропущенные слова в текст на карточке. |
2 | «Вельможи» | Прочитать текст учебника стр. 44 и вписать пропущенные слова в текст на карточке. |
3 | «Ремесленники» | Прочитать текст учебника стр. 41 и вписать пропущенные слова в текст на карточке. |
4 | «Земледельцы» | Прочитать текст учебника стр. 38 – 39 и вписать пропущенные слова в текст на карточке. |
5 | «Писцы» | Прочитать текст учебника стр. 41 – 42 и вписать пропущенные слова в текст на карточке. |
После выполнения Задания 1, ребята приступают к заполнению схемы «Устройство Древнеегипетского общества». Задача групп , заполняя схему , обменяться знаниями, полученными при выполнении задания 1 – заполнение пропусков в тексте.
На партах разложены картинки, строки стихотворений, описание занятий различных категорий населения, по мере выполнения задания ученики прикрепляют на Онлайн - доску карточки - элементы схемы - Приложение 2)
Поэтапное выполнение Задания 2: (Приложение 2)
Группы по очереди читают стихотворения
Находят и прикрепляют название группы населения.
Находят и прикрепляют соответствующую картинку
Читает 1 учащийся:
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!
Учитель: О ком идет речь? Верно - фараон
Ученик на доску прикрепляет элемент схемы (фараон).
Учитель :
А теперь вновь обратимся к тексту параграфа, стр. 38:
«…ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники».
Следующий учащийся читает :
Я жрец Исиды светлокудрой,
Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя – Мудрый,
За то, что жизнь моя чиста.
Учитель: О ком идет речь? Верно – вельможа.
Следующий учащийся прикрепляет на доске табличку ( вельможи – советники и военачальники)
Учитель: Кто еще подчинялся Фараону? Верно - жрецы.
Ученик на доску прикрепляет следующий элемент схемы (жрецы)
Кто такие жрецы?
Жрецы – это служители храмов, они совершали религиозные обряды и служения.
Послушаем, о чем нам расскажет жрец.
Давайте снова обратимся к 1 пункту параграфа 7. Читаем учебник (стр. 38):
«…у фараона и вельмож состояли на службе многочисленные писцы».
Учитель: кто еще стоял на службе у фараона? Верно – писцы.
Учащийся прикрепляет на доску табличку с надписью ( писцы)
Следующий учащийся читает :
Это войско вернулось с удачей!
Оно сожгло поселки соседей.
Это войско вернулось с удачей,
Оно там поразило десятки отрядов!
Это войско вернулось с удачей,
Оно привело многие отряды в плен.
Учитель: О ком идет речь? Верно – войско.
«…Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско».
Следующий учащийся прикрепляет табличку к доске ( войско)
Воины устали после похода, пора отдохнуть и нам!
Физкультурная минутка!
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, правой — раз, посмотрите все на нас!
Все захлопали в ладошки — дружно, веселей!
Застучали наши ножки — громче и быстрей!
По коленочкам ударим — тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем — выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда, повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли. Сели — встали, сели — встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали и подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,
Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
Обращаемся снова к тексту учебника, стр. 38, последний абзац:
«…На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.
Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…»
Учащийся прикрепляет на доску следующий блок схемы ( египетский народ)
Учитель: Но была еще одна категория населения, о которой мы не прочитали в тексте учебника.
Послушайте еще раз строки из песни воинов:
Это войско вернулось с удачей,
Оно привело многие отряды в плен.
Учитель: Как вы думаете, что сделают воины с пленными?
Ответы учеников: Сначала пленных, действительно, убивали, а потом стали сохранять им жизнь, чтобы пленные выполняли самую тяжелую и грязную работу. Их стали называть рабами.
Учащийся прикрепляет еще один элемент схемы на доску – рабы.
Послушайте, что могли рассказать рабы (Стихотворные строки читает учитель):
Следующий учащийся читает :
Я жалкий раб царя, с восхода до заката,
Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,
И хлеба кус гнилой – единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.
Когда порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.
Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен,
Как утренняя тень, исчезну без следа,
Меня с лица земли века сотрут, как плесень;
Но не исчезнет след упорного труда;
И вечность простоит, близ озера Мерида,
Гробница царская, святая пирамида.
Закрепление изученного материала: Прием – «Толстые и тонкие вопросы»
У нас с вами получилась схема «Устройство Древнеегипетского общества». Давайте еще раз внимательно ее рассмотрим и ответим на вопросы.
1. Кто находился во главе всего общества? (Фараон).
2. Как вы думаете, кому в Египте жилось труднее всего? (Крестьянам, ремесленникам и рабам).
3. Чем отличалось положение рабов от положения крестьян и ремесленников? (Крестьяне и ремесленники были свободными людьми).
4. Какую работу выполняли вельможи? (выполняли поручения фараона, вершили суд, следили за налогами, возглавляли войско и т. д.).
5. Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов? Какую работу они выполняли? (Писцы собирали налоги).
6. В каждом государстве есть войско. А для чего оно было в Древнем Египте? (Защита государства и власти, оборона от внешних врагов, захват чужих земель).
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
Рефлексия:
Ребята, что нового вы узнали на этом уроке? (узнали о структуре Древнеегипетского общества, о трудной жизни простого египетского народа).
Чем мы с вами занимались на уроке?(строили схему, играли, читали стихотворения)
С какими новыми историческим понятиями вы познакомились? - ( фараон, жрец, вельможа, писец, воин, земледелец и ремесленник, рабы)
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, еще раз напоминает, что нужно выполнить дома к следующему уроку.
Домашнее задание: Прочитать параграф 7, стр. 37-42. Составить рассказ от имени (фараона, земледельца, вельможи, ремесленника) как прошел его день. Включите в рассказ описание одежды , его дома, обеда, работы.
Приложение 1.
Проверка домашнего задания при помощи программы Plickers.
Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного
моря, - … (Египет) – показать на карте.
Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу, - … (папирус)
Опасные каменистые преграды в реке, - … (пороги) – показать на карте.
Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник, - … (дельта) – показать на карте.
Островки зелени, - … (оазисы) – показать на карте.
Правитель Древнего Египта, - … (Фараон).
В каком году произошло образование единого государства в Египта, - …
(3000 г до н. э.)
Приложение 2.
«Фараон» | «Вельможи» | «Воины» | «Земледельцы» |
|
|
|
|
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне? И вот стою один, величьем упоен, | Я жрец Исиды светлокудрой, | Это войско вернулось с удачей! Оно сожгло поселки соседей. Это войско вернулось с удачей, Оно там поразило десятки отрядов! Это войско вернулось с удачей, Оно привело многие отряды в плен. | «Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…» «… в мастерских трудились ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг» |
Приложение 3
«
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!
фараон
Я жрец Исиды светлокудрой,
Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя – Мудрый,
За то, что жизнь моя чиста.
Вельможа
писцы
войско
Это войско вернулось с удачей!
Оно сожгло поселки соседей.
Это войско вернулось с удачей,
Оно там поразило десятки отрядов!
Это войско вернулось с удачей,
Оно привело многие отряды в плен.
Египетский народ
«Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…»
«… в мастерских трудились ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.
Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг»
рабы
Приложение 4.
1 Группа «Фараон» (Прочитать текст учебника стр. 37 – 38 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)
Фараон был всесильным владыкой ………… Ему подчинялись ………… - царские советники , военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные ……….. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное …………
На полях, на строительстве, в мастерских трудились …………….. и ……………. , которые составляли большинство египетского народа. Земледельцы платили ……….….. – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота.
2 Группа «Вельможи» (Прочитать текст учебника стр. 44 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)
Фараон давал …….….. различные поручения. Один распоряжался работой в царских каменоломнях , откуда привозили строительный камень. Другой вершил ….. и ……. , разбирая дело о заговоре тайных врагов ………… во дворце. Третий следил за тем, чтобы …………. исправно сдавали зерно в казну фараона. Четвертый возглавлял военный поход в пограничную с ……… область Азии .
3 Группа «Ремесленники» (Прочитать текст учебника стр. 41 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)
Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит ………....; остальные делают …………, носят их на коромысле , выкладывают стену и следят, чтобы она стояла ……….…
В Египте были …………….., ткачи, кожевники, ……..……, ………..… - всех мастеров трудно даже перечислить.
4 Группа «Земледельцы» (Прочитать текст учебника стр. 38 – 39 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)
Огромного труда требовало орошение полей. Люди рыхлят землю ………., бросают зерна ……….или …….. во влажную удобренную землю , серпами жнут ………. Из выращенного ячменя женщины приготовят ……. , растирая его между двумя камнями. Дерева в …………. мало, поэтому детей отправляют собирать сухую траву , сучья и навоз , которые сушат и тоже используют как топливо для очага.
5 Группа «Писцы» (Прочитать текст учебника стр. 41 – 42 и вписать пропущенные слова в текст на карточке.)
Писцов также можно видеть на древнеегипетских изображениях . На коленях они держат листки для записей. В правой руке у них тростинка для письма , а запасные …………. за ухом. Писцы очень нужны ………… и …………. Они сосчитают и запишут все , что им прикажут: сколько собрано зерна, каков размер полей и какой налог.
А …………… боятся писцов и жалуются на судьбу. В положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят ……….…. и несколько стражников с прутьями и палками – и горе тому , у ко го не хватит зерна для уплаты …………...!