Урок-исследование по истории в 5 классе «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»
История Древнего мира, 5 класс
Конспект урока
Тема: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
Учитель: Давыдова Алена Олеговна
Конспект урока составлен по программе «История Древнего мира» под редакцией доктора исторических наук Вигасин А.А., Москва, Вигасин А.А., Просвещение 2008 г. и ориентирован на использование учебника Вигасина А.А. «История Древнего мира» («История Древнего мира» для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. // Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. — Москва, Просвещение,2012г.)
Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников.
Развивающая: продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты.
Воспитывающая: привить интерес к познанию истории древнего мира.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения умений и навыков.
Оборудование: учебник, карта «Древний Египет», мультимедийный проектор.
Словарь урока: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: в результате урока обучающиеся смогут:
- объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги»;
- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы;
- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов.
Метапредметные: в результате урока обучающиеся смогут:
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль;
коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, использовать ленту времени для счёта лет в истории, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.
Личностные: в результате урока обучающиеся смогут:
- высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни отдельных категорий населения в Древнем Египте.
Краткое описание хода урока:
I. Организационный этап (приветствие, проверка готовности к уроку).
II. Актуализация ранее усвоенных знаний обучающихся по теме «Государство на берегах Нила» (проверка домашнего задания: работа с картой, беседа по вопросам).
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
IV. Изучение новой темы (рассказ учителя, составление учащимися опорного конспекта, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, работа с иллюстрациями в учебнике, работа над новыми понятиями, работа с историческим документом).
V. Первичная проверка понимания.
V. Закрепление пройденного (беседа по вопросам)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (высказывание обучающимися личной позиции по поставленным проблемам).
VII. Домашнее задание.
Технологическая карта урока.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап |
Приветствует обучающихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе. |
|
Актуализация опорных знаний Мотивация |
По названию урока предположите, о каких видах деятельности людей мы будем с вами говорить? (сл.1) На прошлом уроке вы узнали о природных и климатических условиях Древнего Египта, о том как возникло это государство. Давайте вспомним некоторые важные моменты (сл.2,3). Фронтальная беседа с классом Вы любите загадки? Сейчас я загадаю вам одну из них, а вы внимательно слушайте и попробуйте отгадать:«…Далеко-далеко на юге Египта есть пещера, которая является обителью этого бога. В руках он держит два сосуда с водой. Летом бог сильнее наклоняет сосуды, и река выходит из берегов. А на полях после разлива остаётся плодородный ил. Поэтому земледельцы Египта восхваляют этого бога и поют ему благодарственные песни» О каком боге идёт речь? Догадались? (бог Нила). Конечно же - это бог Нила – Хапи! |
О земледелии и ремесленниках. Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это за отрасли хозяйства. Отвечают на вопросы.
Бог Нила |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся |
Прочитайте отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответьте на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?».(сл.4). (сл.5). Проблема: Роль земледелия в жизни египетского государства и общества. План: Жители Египта. Труд земледельцев. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Сбор налогов. Ребята, история так и оставалась бы набором сухих фактов, если бы мы не знали самых разных бытовых подробностей. Ведь все, что мы изучаем, касается живших когда-то людей, которые веселились и грустили, строили дома и украшали их, возделывали поля и готовили пищу. Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в Древний Египет, познакомимся с жителями этой страны, побываем в гостях у – земледельца и у ремесленника.(сл.6). На какие группы делилось население Древнего Египта? |
Примерный ответ: Египет — жаркая страна. Люди и животные здесь изнывают от жары. И только тогда, когда далеко, в Центральной Африке идут тропические дожди и на горных вершинах тает снег, вода в Ниле наполняется, река выходит из берегов, даря жизнь высохшим землям. Разливы Нила делали почву благодатной, такая земля давала хорошие урожаи. Разлив Нила египтяне считали божественным явлением, поэтому возносили хвалебные песни Богу Нила. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитайте п. 1 § 7 на стр. 37-38. Ответьте на вопрос: на какие группы делилось население Древнего Египта? Ребята, какая из этих групп населения Древнего Египта была самой многочисленной? (сл.7) На чьих плечах лежала обязанность кормить своим трудом не только себя и свою семью, но и обеспечивать благосостояние других? Земледельцы и ремесленники составляли фундамент египетского общества. Ребята, мы с вами знаем, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и распределить ее по всей территории, необходимо было построить сеть сооружений для искусственного орошения. Для этого нужен был труд нескольких поколений египтян. Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы целыми посёлками. Руководили этими работами вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли. Труд земледельцев очень тяжёлый. Работа с иллюстрациями в учебнике. (сл.8). Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39. Какую работу выполняют люди? Рассмотрите иллюстрацию на стр. 40. Как называется изображённое устройство (шадуф) Опишите это устройство. Для чего он был придуман людьми? Запись в тетрадь: Шадуф - приспособление для доставания воды из колодца для орошения земли Легко ли жилось простым египтянам? (сл.9-14). После работы, земледелец приходит домой. Давайте с вами заглянем в дом к этому простому человеку. (сл.15). Рассмотрим рисунок на стр. 40 «Дом земледельца». Опишите дом. Да, простой египтянин живет в небольшом доме. Он сложен из тростника, обмазанного илом, крышей служит тростниковая циновка, поэтому здесь не бывает жарко. Двери в доме земледельца обычно не запирают. Как вы думаете, почему? Зайдём в дом. Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена главы семьи каждый день печет для всей семьи хлеб. Между прочим, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста. Хлеб ели просто так, с зеленью, с луком, с рыбой, а по праздникам на столах появлялись мясо и виноградное вино. Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки. А, теперь давайте познакомимся с хозяевами дома. Это люди, дни которых проходили в трудах и заботах. Посмотрите на рис. на стр. 39. (сл.14). Наши хозяева среди них. Давайте присмотримся к ним. Опишите их облик (что представляет собой их одежда?) Да, как мы видим, одежда египтян была очень простой. Женщины носили платья на подобии сарафанов, а мужчины – набедренные повязки. Назывались они схенти. Обувью египтяне пользовались редко. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, или из кожи носили лишь фараон и его приближенные. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики (из растительного волокна или овечьей шерсти). Египтяне любили всяческие украшения и амулеты. Запись в тетрадь: Амулет – мелкие предметы (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий. Физкультминутка для глаз. Ремесло выделилось из земледелия. Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (сл.16,17). Труд ремесленников был не менее тяжелым, чем крестьянский. Работа с иллюстрациями в учебнике Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 41 «Меновая торговля».(сл.18). Опишите рисунок. Как вы думаете, что означает эта сцена? Запись в тетрадь: Обмен - это самый простой вид торговли. Денег в Древнем Египте не было, и меняли товар на товар. Такой вид обмена называется натуральным. Итак, мы с вами узнали, что простые египтяне работали много, питались скудно и земледельцы и ремесленники. Как вы уже поняли, в Древнем Египте существовала ещё одна профессия – это писцы. Работа с иллюстрациями в учебнике - Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 41.(сл.19). Вы уже знаете, что профессия писца одна их самых уважаемых, почитаемых и важных в государстве Египет. Каковы были главные орудия труда писца? Чем же они занимались? Мы узнаем об этом, прочитав пункт 5 нашего параграфа. Беседа по прочитанному: - Чем занимались писцы? Больше всего боялись прихода писцов. Почему? (сл.20). Фараоны часто подвергали писцов позорным наказаниям: отрезанию носа, ссылке на каторгу, битью палкой. Как вы думаете в чём причины наказаний, как могли провиниться. |
Читают, составляют схему. (Фараоны, вельможи, писцы, воины, земледельцы, ремесленники.) Большинство населения Египта составляли земледельцы и ремесленники. Земледельцы и ремесленники. Рыхлят землю плугом, бросают зёрна, серпами срезают колосья, собирают урожай винограда, выжимают сок. Работа с иллюстрациями в учебнике. Рассказ учащихся по рисунку. Бедное жилище. Сидит женщина, перед ней глиняная посуда, рядом стоит египтянин, протягивает ей рыбу. Мужчина предлагает женщине меняться. Тростинка для письма, папирус. Сбор налогов, то есть продуктов и товаров в пользу фараонов. |
Включение в систему знаний, повторение |
Чем отличалось положение в обществе вельмож от положения простых земледельцев и ремесленников? |
Выполняют задание устно. Примерный ответ учеников: вельможи были богаты, но они же и заботились о развитии всего Египта. Самую тяжелую физическую работу выполняли простые земледельцы. Их силами обеспечивалось благосостояние фараона и вельмож. |
Решение проблемы |
Какой вывод по проблеме мы можем сделать? (сл.21). |
Государство заботилось о развитии ирригационной системы, т.к. от Нила зависело благосостояние всего египетского общества. А благосостояние Египта обеспечивалось трудом простых земледельцев и ремесленников. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Как вы думаете, почему авторы учебника назвали параграф «Как жили земледельцы и ремесленники»? На следующем уроке мы с вами познакомимся с жизнью египетских вельмож. |
Высказывают свои мнения. |