Урок музыки в 7 классе «Камерная инструментальная музыка. Прелюдия»
Егорычева С.Л. «Музыка» Дата – 10.12.20г. 7-Б класс
Тема урока: Камерная инструментальная музыка. Прелюдия.
Тип урока: Урок расширения знаний / Комбинированный урок /
Цель урока: Углубление знаний о музыкальном жанре – прелюдия.
Элемент содержания: Углубление знаний о музыкальном жанре – прелюдия.
Особенности развития музыки в камерных жанрах - эпохи романтизма на примере творчества Ф.Шопена, К.Дебюсси, С.Рахманинова.
Предметные: специальные:
Знать понятие «этюд», «транскрипция», «прелюдия» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов И.С.Бах, Ф.Лист, Ф.Шопен, К.Дебюсси, С.Рахманинов.
Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма, импрессионизма.
Личностные: – осознание личностных смыслов музыкальных произведений. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
П – понимать и различать особенности средств музыкальной выразительности (таких как мелодия, ритм, лад, темп, регистр); специфики музыкального образа;
проявление устойчивого интереса к познанию классического музыкального наследия.
Р - оценка своей музыкально-творческой деятельности.
К - владеть умениями совместной деятельности.
Муз. материал: Фрагменты: Прелюдии № 7,20 для фортепиано, Ф.Шопен.
«Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна» К. Дебюсси.
Прелюдии №5,12 С. Рахманинов. А.Скрябин №14.
Пение: - Ю.Антонов «Живет повсюду красота», О. Тесленко «Ода музыке»
Методы: Повторение пройденного методом устного опроса;
Оборудование: учебник «Музыка» Г.П.Сергеевой 7класс, видеозапись исполнения музыкальных произведений, иллюстрации, портреты композиторов.
Эпиграф: “Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота”.
Р.Роллан
Ход урока
Орг. момент. Приветствие.
Мотивация.
Слушание. Фрагмент. Без объявления. Бах-Гуно «Аве Мария» .
Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.
Вокально-хорвая работа. «Живет повсюду красота» музыка Ю.Антонова.
Работа над интонацией, ритмом, артикуляцией. Концертное исполнение.
И так мы продолжаем удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки.
Обратили ли вы внимание , что сегодняшний урок начался сразу же с музыки?
Знакома ли она вам? Что это за произведение? Кто его автор?
Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка? Транскрипция?(Ответы учащихся).
Актуализация :
Особенности развития музыки в камерных жанрах - эпохи романтизма.
Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки , Ф.Шуберта, Паганини.
Ответы: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения. : Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната).
Обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция.
Мотивация
Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу.
На доске выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные.
Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры,
а в другой – камерные инструментальные жанры.
Действительно, есть ряд жанров, которые мы можем отнести как к вокальным, так и к инструментальным. Значит, в вашей работе должен появиться третий столбик. (На творческую работу отводится 2-3 минуты). Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в третий столбик.
: Серенада, баллада, баркарола, романс.
: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?
(Ответы учащихся) Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» – вокальный жанр, а «Романс» Г.В. Свиридова – инструментальный.
Баллады Ф. Шопена – инструментальный жанр, а баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» – вокальный.
Работа по теме урока
Итак, мы продолжим разговор об инструментальном жанре, который получил своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как зарубежных, так и русских композиторов .
Первичное усвоение знаний.
Изучение нового материала. Музыкальный словарик.
Прелюдия (от лат. praeludere — делаю вступление) — небольшое вступление импровизационного характера перед основным изложением музыкального произведения — фуги или сюиты.
Прелюдией также называют небольшую инструментальную пьесу (преимущественно фортепианную).
Ученик (музыковед):
Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения (XVв.)
Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением
Освободившись от изначального предназначения вступительной пьесы, прелюдия получила развитие в творчестве композиторов последующих поколений, которые писали прелюдии как самостоятельные произведения.
В 18 веке (эпоха барокко), в период расцвета камерной музыки, развитию жанра транскрипции способствовал И.С.Бах, создавая многочисленные транскрипции для клавесина, - излюбленной новинки эпохи.
Учитель:
Одно из таких произведений - пронизанная светом и покоем, умиротворённая, отрешённая от всего суетного прелюдия до мажор И.С.Баха.
Слушание: прелюдия до- мажор И.С.Баха.
(Анализ, работа со словарём эстетических эмоций).
Учитель:
А сейчас мы продолжим наше путешествие в эпоху романтизма в 19 век..
С кем из композиторов этой эпохи мы познакомились на прошлых уроках? (ответы – Шопен, Лист, Рахманинов, Скрябин)
Ф. Шопен первым стал сочинять прелюдии как отдельные пьесы, фортепианные миниатюры разнообразного содержания.
Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.
Ученик(музыковед)
«Второе рождение» жанра прелюдии произошло в творчестве
Фридерика Шопена (1810-1849), который сумел раскрыть неисчерпаемые выразительные возможности инструментальной миниатюры
Ф.Шопен первый, кто создал цикл из 24 прелюдий в качестве самостоятельных произведений. Они написаны во всех мажорных и минорных тональностях и поражают богатством поэтических переживаний, неповторимостью, неожиданностью эмоциональных контрастов и целостностью каждого запечатленного в них облика. Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
Ученик (музыковед)
Прелюдии Ф.Шопена. Композитор стремился в них высказаться максимально лаконично, словно остановить и зафиксировать мгновение жизни, показать его непреходящую прелесть, обобщить весь накопленный жизненный опыт, раскрыть народность и национальность, светлую и скорбную лирику, драматизм переживаний и гражданский пафос, романтическую фантастику и изящество задушевной, сердечной речи.
Слушание: №7, №20.
Контрастные образы Прелюдии № 7 (ля мажор) и Прелюдии № 20 (до-минор). Следует обратить внимание на лаконичность формы.
Анализ после прослушивания.
Прелюдия № 7. Светлое воспоминание, кокетливо-ласковое настроение передаётся удивительной лёгкостью звучания, изяществом мелодического рисунка, мажорным ладом.
Танцевальная основа – интонации и ритмы мазурки, польского народного танца, значимого для творчества Шопена как символа Родины.
Прелюдия№ 20. Скорбный характер подчеркнут минорным ладом, маршевой неторопливой поступью, интонациями похоронного шествия, контрастами динамики, повторами главной темы.
Учитель: выделить приёмы развития: повтор, варьирование, включение контрастных звучностей.
Как можно определить содержание этой пьесы? (ответы)
(Горестное раздумье, размышление, воспоминание о прошедшем.)
И так мы продолжаем наше погружение в мир удивительной музыки –
в эпоху импрессионизма.
Ученик(музыковед):
Прелюдии К. Дебюсси. «Прелюдии для фортепиано» французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси (две тетради по 12 прелюдий, 1910 г. и 1913 г.) отличаются от непрограммных прелюдий Ф. Шопена тем, что они имеют поэтические названия, которые композитор размещает в конце нотного текста.
Этой «придумкой» композитор словно даёт возможность слушателям сначала самостоятельно постичь смысл музыки, а затем сверить свои впечатления, ощущения, предположения, возникший в сознании образ с авторским пояснением.
Дебюсси, опираясь на идеи художников-импрессионистов и поэтов-символистов, связывает в сознании слушателей музыку Прелюдий с природными пейзажами (море, воздушная стихия, свет), с пластическими композициями, с портретами, со сказочно-легендарными и фантастическими сюжетами.
Слушание:
Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» – пример образа-портрета. вслушаться в одноголосную мелодию, которая открывает пьесу: её неторопливость, мягкость очертаний, тембр и регистр напоминают наигрыш пастушьего рожка. Вокализация этой мелодии поможет учащимся убедиться в том, что она носит черты пентатоники, в ней нет острых тяготений между звуками. Многократные перемещения одного и того же аккорда, последовательности мягких звучностей, отсутствие напряжённого развития создают лишь ощущение тонкой игры красок
Работа со словарём.
( Сдержанная, лирически мечтательная, нежная, чистая, светлая, женственная, грациозная, обаятельная, с живописным колоритным внешним обликом.)
Учитель:
Трёхчастность построения пьесы, отсутствие ярких контрастов между частями, кульминация приходится на начало средней части (эмоциональный подъём, усиление звучности, плотности фактуры, использование высоких регистров). Реприза, третья часть, не повторяет целиком первую, она значительно сокращена композитором и содержит всего одно проведение главной мелодии-темы.
«Когда Дебюсси берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое…» (Н.Я. Мясковский)
Цикл из двадцати четырёх прелюдий, созданных Дебюсси в конце творческого пути завершил, по существу, развитие этого жанра в западноевропейской музыке, наиболее значительными явлениями которого до сих пор были прелюдии Баха и Шопена.
И сейчас пришло время обратиться к прелюдиям русского композитора С.В.Рахманинова.
Прелюдии С.Рахманинова масштабно-концертные, вызывают картинные
и зримые ассоциации.
Слушание: Фрагменты. Анализ.
Прелюдия до-диез минор создаёт трагически-сосредоточенный образ. Выделить мотивы и интонации, характеризующие начальную тему (трёхзвучная унисонная нисходящая интонация, затем мотив с интонациями вздоха и следующими за ними глубокими басами), проследить за её развитием, определить форму-композицию прелюдии (трёхчастная), сопоставить контрастные образы средней части (смятение, волнение, тревога) с заключительной третьей частью (репризой).
На концертах С. Рахманинова-пианиста слушатели часто обращались с просьбой исполнить для них именно эту пьесу.
Прелюдия соль-диез минор – один из замечательных образцов типично русского песенного мелодизма в творчестве Рахманинова. Образ дороги, одиноко бегущей по ней тройки с бубенцами, характерный для русского искусства, подчёркивается нотками душевной тревоги, которая усиливается в средней, развивающей части с ярким динамическим нарастанием и прерывистостью ритмического движения. Типичным для многих рахманиновских пьес становится приём постепенного «истаивания», исчезновения образа к концу. В процессе анализа этой прелюдии учащиеся смогут подобрать эмоциональный словарь для характеристики образа пьесы в целом, определить трёхчастность её построения, контрасты частей, средства музыкальной выразительности (работа со словарём)
Настроение Рахманиновской Прелюдии соль-диез минор - одновременно трепетное и тоскливое - созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания. Композитор не дал пьесе названия .
Мелодия льется свободно – то чуть быстрее, то – успокаиваясь. Звучание колокольчика, присутствующее во всей пьесе - образ зимнего пейзажа.
Музыка наполнена характерной для творчества Рахманинова лирикой. Безмятежность, атмосфера спокойствия и отрешенности в этом сочинении окрашены в печальные тона. Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности.
Вок. – хор. работа: «Ода музыке» Олег Тесленко.
Знакомство с текстом и разучивание мелодии. Исполнение Караоке.
Рефлексия. С каким музыкальным жанром мы познакомились на уроке?
· Что означает слово «прелюдия»?· Какие композиторы писали прелюдии?
· Чем отличаются прелюдии, которые мы слушали на уроке?
Оценивание.
Д.З. знать понятия - Этюд, Транскрипция, Прелюдия. Малые формы музыки.
Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу,
за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке,
ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева:
“ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”.
Методы:
Повторение пройденного методом устного опроса;
Рассказ учителя и подготовленной заранее информацией учащихся(музыковедов) с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
Элемент содержания: Углубление знаний о музыкальном жанре – прелюдия.
Особенности развития музыки в камерных жанрах - (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Шопена, К.Дебюсси, С.Рахманинова.
. Познакомить с особенностями жанра прелюдии, циклами прелюдий в творчестве композиторов, ознакомить с историей развития и характерными признаками жанра прелюдии, ознакомить учащихся с авторами прелюдий в зарубежной и отечественной музыке.