Тема урока Лишайники. 7 класс.Биология.

0
1
Материал опубликован 27 October

Содержание деятельности


Ход урока

ключевые реплики и вопросы учителя выделены курсивом,

возможные ответы обучающихся – обычным шрифтом

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД


1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)


1.1.Формулировка темы урока

«Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется ОН.. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни»

К.А. Тимирязев

Выражение на слайде №1

(У каждой группы учащихся на столах лежат: природные объекты – ветки деревьев с лишайниками и рисунки с этими живыми объектами, гербарные образцы) слайд №2 - 3

О каком живом организме сегодня пойдет речь?

Озвучиваются суждения каждой группы.


Правильно! Это группа живых организмов называются лишайники

Значит, как будет называться тема нашего урока?

- «Лишайники»

Слайд №4 тема урока

Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.

Побуждает к актуализации знаний обучающихся о лишайнике; к инициативе;

к сотрудничеству в поиске и сборе информации;

Анализирует полученные результаты наблюдений;

Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся, к изучаемым биологическим объектам


Определяют природный объект

Актуализируют имеющиеся знания

В результате групповой работы предлагают названия изучаемого природного объекта и формулируют тему урока










Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование

волевая саморегуляция


Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог,

участие в коллективном обсуждении проблем,

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

владение монологической и диалогической речью


Познавательные

общеучебные:

самостоятельное выделение познавательной цели

моделирование

выбор оптимальных способов решения задач

умение строить речевое высказывание



1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели

Лишайники являются уникальным творением природы. Загадка биологии лишайников сопоставима с загадкой мифического сфинкса. Итак!

В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!

Почему русский ученый К.А. Тимирязев назвал лишайники «Растение – сфинкс»?

Слайд №5 Что мы видим? Сфинкс – «человеколев» Лишайник – «грибоводоросль»

слайд №6

А в чем заключается двойная природа лишайника?

- - Решение проблемы через постановку цели!

Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?

Цели записываются на доске, предварительно структурируются учителем(совместно с учащимися).

Доказать, что лишайники это симбиотические организмы (гриб + водоросль; дать понятие - симбиоза)

выявить их особенности питания

( водоросль –автотроф, гриб- гетеротроф? верно- ли утверждение?)

выявить внутреннее строении лишайников

определить типы слоевищ лишайников

выявить география, размножение распространения и среду обитания лишайников

определить значение лишайников в природе и жизни человека


Какими способами будем достигать перечисленные вами цели?

- Выполнять исследовательскую работу

Рассматривать лишайники на гербариях, рисунках, слайдах. Выделять общие признаки и различия.

Заполнять таблицы, схемы, используя термины.

Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.

Изучать новые понятия.

Задавать вопросы учителю.

Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.

Каждому из вас на парты выданы маршрутные карты. Запишите на маршрутной карте –задание №2 еще одну цель лично для себя. Сегодня эта цель(цель+) будет связана с вашей работой в группе. Сформулируйте ее сами «.На протяжении урока я………»


(приложение №1)


Примеры: буду высказывать свое мнение по каждому вопросу; услышу все, что будут говорить ребята в группе; один раз выступлю от группы и т.д.


Создает учебную ситуацию целеполагания.

Побуждает обучающихся формулировать цели урока. Как решения проблемы.

Структурирует предложенные формулировки.

Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей.

Способствует осознанному формированию УУД при постановке «цели +»


Учащиеся отвечают на вопросы

Формулируют цели урока Предлагают пути их достижения . Используя маршрутную карту

Достигают поставленной цели.


Примечание 1. Цель+ формулируется обучающимися на каждом уроке как индивидуальная цель, связанная с формированием той или иной группы УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных. На заключительном этапе урока происходит самостоятельный анализ успешности ее выполнения. Данный прием способствует:

формированию самостоятельности при целеполагании,

формированию навыков целеполагания, связанного с метапредметными результатами обучения,

пониманию и принятию обучающимися индивидуальных особенностей учебной деятельности, а также различий в скорости и успешности формирования УУД


2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25 минут)


2.1.Задания в группах.

Анализ эксперимента. Рассмотрите картинку с истолченным и увлажненным и выдержанным при t +20 0С в течении 10 суток лишайником.


Внимательно рассмотрите зеленый цвет на стенках стакана. Чем может быть образован этот налет?

Маршрутная карта задание №3.

- Выберите верное утверждение и запишите результаты исследований в рабочий лист.

Какой тип питания у лишайника, если водоросль: автотроф, а гриб гетеротроф? Дают понятие симбиоза.

Слайд №6-7-8

2.2.Задание в парах. Работа с учебником по рисунку стр.33

Что вы видите на рисунке строения лишайника. Давайте выясним значение слоев лишайника. заполнив таблицу .Маршрутная карта задание №4.

« Внутреннее строение лишайников»

СЛОЙ

ФУНКЦИИ

Верхний корковый

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения

Слой водорослей

Образует органические вещества

Сердцевина

Проводит воздух к клеткам водорослей

Нижний корковый

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения


2.3.Задание индивидуально. В настоящее время насчитывают 26 тысяч видов лишайников. Используя учебник, приведите примеры (стр. 32-34)

2.4Задание в группах .

На парты выданы картинки различных типов слоевищ лишайников. Маршрутная карта задание №5.Рассматрите картинки различных видов лишайников. Какой вы могли бы сделать вывод о строении слоевища? Слайд №9


Хорошо ребята, а теперь посмотрите, на какие типы слоевищ подразделяются лишайники.

Слайд №10 -11-12

2.5.

Заслушаем небольшое сообщение учащегося о образе жизни лишайников

Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но среди них есть и «кочующие» виды. Например, аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах образует наносы. Лишайники встречаются во всех биогеографических зонах, особенно в умеренных и холодных областях, а также в горах.




Задание индивидуально .Маршрутная карта задание №6.

Используя учебник стр.34-35 ответьте на вопросы: Где ещё обитают лишайники? И почему лишайники получили такое широкое распространение?

Слайд №13

Правильно.

2.6.Работа в парах.

А теперь давайте ответим на вопрос, как размножаются лишайники

.

Слайд №14

После просмотра слайда ? все ли способы размножения там отмечены: используя, учебник и дополнительный материал зарисуйте схему и дополните, как еще могут размножаться лишайники? Маршрутная карта задание № 7.


2.7.Задание индивидуально. Используя учебник стр. 35-36 прочитайте о значении лишайников. Почему лишайники считают пионерами природы. (Слайд №15)


Наш урок подходит к концу. После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые «знакомые» - лишайники. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, о том, какие усилия прилагают лишайники, что бы выжить на планете, о том, что они бесценный дар природы.



















Создает учебную ситуацию, связанную с изучением строения лишайников в процессе практической работы.

Побуждает обучающихся выделять существенные признаки объекта при описании симбиотической системы и введении терминов для обозначения ее частей.

Знакомит с понятиями «симбиоз», «автогетеротрофы». Создает ситуацию использование имеющейся информации и результатами наблюдения, для введения понятия «симбиотический организм».

Создает учебную ситуацию прогнозирования строения лишайников при заполнении таблиц,

Побуждает к поисковой деятельности, добывания новых знаний используя учебник или другой дидактический материал, слайды для решения поставленных вопрос – учебных целей

Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выделении типов и распространения лишайников

Создает учебную ситуацию поиска ответа на поставленный вопрос

Формирует понимание связи между типом лишайника и строением слоевища (таллома)

Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.

Создает учебные ситуации для формирования умения определять географические зоны распространения лишайников их размножении и значении в природе.

- Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы.

Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целями урока) .


Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (поиск и преобразование информации) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы

Создает условия для осознания уникальности строения лишайника как симбиотического организма.

Обеспечивает переход к теме следующего урока

Рассматривают биологический материал лишайника анализируют его строение, описывают существенные признаки.

Предлагают понятия для обозначения данного организма

Узнают и запоминают существующие понятия «симбиоз»; автогетеротрофный организм дают их определение

Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации

Моделируют строение талломов (слоевищ лишайников) заполняют таблицы

Рассматривают образ жизни лишайников систему, анализируют строение, описывают существенные признаки.

Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации

Узнают и запоминают

понятия дают им определение

Сравнивают типы лишайников Учатся определять тип лишайника доказывать свою точку зрения

Учатся использовать все введенные на уроке понятия и знания.

Осуществляют поиск информации и ее преобразование

Получают информацию о жизнедеятельности распространении, размножении лишайников их экологическом значении как биоиндикаторов и пионеров природы осознают и запоминают полученные знания с помощью знаково-символических действий.

Применяют полученные знания.

Лишайник – это индикатор чистоты воздуха их надо беречь и защищать.

Познавательные

общеучебные:

поиск информации

моделирование

умение строить речевое высказывание

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

смысловое чтение

логические:

анализ

синтез

сравнение

подведение под понятия

установление причинно-следственных:

сотрудничество с учителем и сверстниками

участие в коллективном обсуждении проблем,

умение слушать и вступать в диалог,

связей

доказательство



Коммуникативные умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

владение монологической и диалогической речью



Регулятивные:

волевая саморегуляция



3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)


3.1.Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?

- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.


Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.


Задание группам. Вспомните и запишите способы, с помощью которых вы достигали поставленных целей.

Вариант 1. Общий перечень в каждой группе

Вариант 2. Каждая группа выбирает одну из целей и записывает пути ее достижения.

Озвучивают группы по очереди.


3.2.Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.Маршрутная карта задание № 9.

(Задание №9.4).Ну а теперь я вашему вниманию предлагаю задание. Задание на слайде №16 Прочитайте внимательно написанные утверждения и выберите из них правильные. Вызываю 1 – го учащегося к доске решать тест. Остальным предлагаю обменять тетрадями. Обменяйтесь тетрадями, и проверти решения теста друг у друга. Выставьте оценки карандашом по бальной системе:

7 вопросов правильно – «5»

6 вопросов правильно – «4»

5 вопросов правильно – «3»

Менее 5 вопросов – «?»

После проверки обратите внимание на (слайд №17)

Где даны правильные ответы к тесту, сравните ваши ответы с экспертной оценкой, если они совпали с вашей оценкой, то обведите оценку пастой. И покажите кружки (соответствующего цвета) Если ответы не совпали или их менее 5 покажите значки с вопросительным знаком. Это сигнал, что материал усвоен плохо и требует отработки.


Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?


3.3.Запишите индивидуальное домашнее задание

. Домашнее задание смотри маршрутная карта задание № 10.

3.4.После прохождения маршрута сделайте вывод, достигли ли вы своей поставленной цели? маршрутная карта задание № 11 пропишите ее в маршрутной карте.


3.5.Вопрос классу:

Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. Прочитайте цель+, записанную в начале урока на полях тетради и связанную с работой в группе. Подумайте, удалось ли вам ее выполнить и насколько успешно.


Оцените те показатели, которые перечислены ниже от 1 до 5 баллов. На оси или выше отметьте точкой каждую свою оценку, рядом с точками подпишите сокращенное обозначение названия (например, точка А – активность). Подумайте, что вам хотелось бы изменить? Отметьте стрелкой то, что можно изменить уже на следующем уроке.

Моя активность на уроке (А)

Насколько мне было интересно (И)

Насколько мне удалось выполнить цели, поставленные в начале урока вместе с классом (Ц)

Насколько мне удалось выполнить «цель+» (Ц+)

Мое настроение (Н)


t1761587806aa.gif



Маршрутная карта задание № 12.


Оценивание работы На протяжении всего урока за ответы с места и у доски ученики получают от учителя талончики различных цветов (желтый – отметка «3», зеленый – отметка «4», красный – отметка «5»). При накоплении у ученика трех и более талончиков ему выставляется соответствующая отметка за урок. Озвучивает оценки, для того чтобы ребята их выставили в дневник. Если накопилось много талончиков с «?» знаком учащимся задается дополнительное домашнее задание.

( Показывается последний слайд №18 )





Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.

Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений. ( сходить в выходной в парк, лесную зону посетить дачу и пронаблюдать за жизнью лишайников в природе, и сделать вывод о том, какая зона города или пригорода, чище в воздушном отношении, ведь лишайники это биоиндикаторы чистоты воздуха.


Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)

Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы

Осуществляют рефлексию учебной деятельности


Регулятивные:

оценка достижения планируемых результатов

коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой

волевая саморегуляция


Познавательные:

рефлексия способов и условий действий

контроль и оценка способов и результатов действий


Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками

участие в коллективном обсуждении проблем,

умение слушать и вступать в диалог,

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

владение монологической и диалогической речью



Примечание. На заключительном этапе учителю целесообразно подвести свой итог: в нескольких предложениях резюмировать содержание урока, отметить основные результаты, поблагодарить за работу, создать позитивный настрой на следующий урок. Условия: лаконичность, оригинальность, демонстрация положительных эмоций.



t1761587806ab.gif





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Думаю, здесь нужна презентация и какое-то приложение. В тексте часто упоминаются эти материалы, и без них работа теряет смысл.

0
28 October