12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Буньков Андрей Владимирович3535
Россия, Свердловская обл., Алапаевск
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Карта учебной ситуации

Автор

 Буньков Андрей Владимирович, учитель биологии

Предмет

 биология

Класс

 6

Форма проведения учебной ситуации (фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная)

фронтальная, индивидуальная

Тема

Лишайники

Цель (какие УУД формируются)

 личностные - смыслообразование

регулятивные - целеполагание, способность к мобилизации сил и энергии

познавательные – общеучебные и логические коммуникативные - учёт позиции собеседника по деятельности; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям

Оборудование, программное обеспечение

- раздаточный материал - отрывки из книги К.А.Тимирязева на партах учеников;

- возможна разработка учителем рабочего листа для учащихся

( в виде таблицы с графами - стадия урока в соответствии с ТРКМ, задание, время на выполнение, балловая оценка деятельности);

- соответствующий слайд с отрывком из книги К.А. Тимирязева «Жизнь растений» в электронной презентации к данному уроку;

-таблица «Лишайники»,

-гербарии лишайников

- учебник: Исаева Т.И, Романова Н.И.Биология 6 класс- М, «Русское слово», 2013

- учебная программа для основной общеобразовательной школы.

Авторы: Программа курса «Биология». 5—9 классы. авт.-сост. Н.И. Романова. М.: ООО «Русское слово — учебник»,2013

Описание учебной ситуации: этап урока – стадия вызова

деятельность учителя

деятельность учащегося

Мои основные задачи на стадии вызова:

1) напомнить учащимся о том, что они знали до урока

2) учить их точно формулировать вопросы по теме урока

3) вызвать их интерес

4) учить учащихся формулировать цель урока.

Моя деятельность направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

На стадии вызова зачитываю отрывок из книги К. Тимирязева «Жизнь растений»:

«Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни».

На партах размещаю раздаточный материал – отрывок из книги Тимирязева на бумажном носителе.

Затем спрашиваю:

« О каком живом организме здесь идет речь? Почему вы так думаете ?»

Использую прием «Верю не верю».

Предлагаю учащимся оценит верность суждений: верите ли вы, что..

1.Верите ли вы, что лишайники первыми поселяются на самых бесплодных участках?

2..Верите ли вы, что тело лишайника – слоевище.?

3..Верите ли вы, что лишайники состоят из двух организмов – гриба и водоросли?

4..Верите ли вы, что лишайники участвуют в образовании почвы?

5..Верите ли вы, что лакомство оленей олений мох - это лишайник?

Уже с первых минут урока стараюсь заинтриговать ученика, активизировать его мыслительную деятельность. Далее я рассказываю:

« Лишайники - своеобразная группа живых организмов. Лишайники встречаются на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. Единственное условие, к которому лишайники очень чувствительны, это загрязнение воздуха. Для нормальной жизнедеятельности им нужен свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман.) В сильную жару лишайники высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением влаги они заново как бы оживают. Особенно чувствительны они к соединениям серы и свинца. Именно поэтому в черте города они встречаются гораздо реже, чем в лесу. Благодаря этому свойству лишайников их используют при определении загрязнения окружающей среды, т.е. они являются индикаторами чистоты воздуха». Отмечаю значимость изучения темы урока для расширения кругозора учащихся, для формирования бережного отношения к природе, уникальности всего живого и необходимости сохранить его».

Далее предлагаю учащихся сформулировать цель урока.

Цель урока:

обеспечить достижение учащимися

предметных результатов:

учащиеся должны знать-

особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов;

учащиеся должны уметь-

объяснять их роль в биосфере, давать их характеристику.

метапредметных результатов:

сравнивать лишайники с другими организмами, находить информацию о них в литературе, словарях, справочниках, Интернете, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Слушает отрывок и вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, отвечает на вопрос учителя, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Пытается записать свои мысли, касающиеся данной темы.

Высказывает свое мнение, внимательно выслушивает мнения одноклассников, готов принять точку зрения, которая отличается от его собственной.

Дети высказывают свои предположения

Учащиеся пробуют ответить на вопросы.

Учащийся формулирует цель урока.

Целесообразность

1)Актуализирую субъектный опыт ученика для успешного усвоения нового учебного материала

2) развиваю интерес и мотивацию ученика к изучению конкретной темы программы

3) создаю условия для личностного целеполагания ученика


 


 

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (2)

Евгений Алексеевич, 20.10.17 в 20:11 1Ответить Пожаловаться
Мне очень интересно!
Горбачёва Марина Юрьевна, 05.02.19 в 17:36 0Ответить Пожаловаться
Здорово! Понравилось!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.