Урок «Он один, как свеча, горит перед Богом…»
Тема урока:
« Он один, как свеча, горит перед Богом…»
Л.А.Чарская
« Он один здесь…горит молитвой
и несгораемым пламенем любви…»
Л.А. Чарская
Цели урока: 1. Организовать деятельность учащихся по восприятию текста исторической повести Л.А.Чарской «Один за всех»
2. Создать условия для сопоставительного анализа поэтического текста В.Афанасьева «Схимник Пересвет» и фрагментов исторической повести Л.А.Чарской «Один за всех», учить находить общие образы; формировать понятие образа героя на примере данных произведений; определить роль Преподобного Сергия Радонежского в русской истории;
3. Воспитывать духовно-нравственные качества у учащихся, чувство любви к своей Родине, развивать культуру речи, память, мышление.
Оборудование: репродукция картины М.В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею», фотоизображение Троице-Сергиевой Лавры, стихотворение В. Афанасьева «Схимник Пересвет», фрагменты повести Л.А. Чарской «Один за всех», опорные таблицы с заданиями для сопоставительного анализа фрагментов повести и стихотворения
Словарь к уроку: Преподобный Сергий Радонежский, благообразный, смиренно, отрок, чадо, скорбит, уста, лучина, блестящие латы, кольчуги конники, витязи, стольная гридница, скромная трапеза, рать, князь Дмитрий Донской, схимник Пересвет, иноки.
Ход урока:
1. Оргмомент
Слово учителя.
Я побывала в Троице-Сергиевой Лавре …
…Я помолилась в Троицком соборе
За Русь Святую, за своих детей,
И чудилось мне в тихом стройном хоре
Освобожденье от земных страстей.
Я приложилась к чудотворной раке
Святого Сергия. Небесный аромат
Струился от неё, и таяли во мраке
Огни цветные золотых лампад.
И в этом древнем храме намоленном
Любовь я ощутила и покой,
И старец, сединою убеленный,
Коснулся сердца ласковой рукой.
- Ребята, мы с вами сегодня проводим необычный урок, вы мне сами сейчас и поможете определить его тему.
- Ребята, посмотрите на выставку. Книгу какого автора вы прочитали дома?
- Правильно, Л.А. Чарской.
- О чем писала она?
- О жизни детей в прошлом, об исторических событиях.
- Как называется повесть писательницы?
- Верно, историческая повесть «Один за всех».
- Но сегодня нам предстоит выполнить еще одну непростую задачу: мы будем сопоставлять эпизоды из повести Л.Чарской со стихотворением В. Афанасьева «Схимник Пересвет».
- Так о ком мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему ( дети высказывают свои предложения). Давайте, ребята, вспомним, какими последними словами заканчивается повесть? – Правильно, «… Сам преподобный внимательно выслушал их молитвы…Сам кроткий тихий молитвенник за грешный мир и великий подвижник благословил всех….паломники уходят, уносят с собой светлый благоуханный цветок – повесть жизни и подвигов Сергия Радонежского и тихое безмолвное благословение этого чистого и светлого, святого человека…»
- Итак, мы будем говорить о необыкновенном человеке и святом человеке – преподобном Сергии Радонежском.
2. Разминка:
Ребята, я предлагаю вам сыграть в небольшую игру:
У нас будет несколько команд, я буду вам задавать вопросы, за каждый правильный ответ получаете 1 балл :
1) Как звали Преподобного Сергия в детстве? ( Варфоломей)
2) Как звали его родителей? ( Кирилл и Мария)
3) Какое чудо произошло с Преподобным Сергием еще до рождения? ( Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии).
4) Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу? ( Святой Троице)
5) как звали братьев Преподобного Сергия? ( Стефан и Петр)
6) На какую битву благословил Преподобный Сергий великого князя Дмитрия Донского? ( На Куликовскую битву)
7) Кто из учеников Преподобного Сергия написал икону «Троица»
Учитель: подсчитаем баллы, у нас есть команда-победитель. Мы поздравляем вас ребята, вы молодцы!
3. Актуализация знаний:
1. Рассмотрим репродукцию картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
- Что мы видим на картине?
- Кого мы видим? Да, это отрок Варфоломей. Художник изобразил на картине встречу его со святым старцем, благодаря которому он научился грамоте.
( Ученики: На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры – мальчика и явившегося ему под деревом святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. Но самое чудесное в картине - пейзаж. Он простой, серый, даже тусклый, но все-таки торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заворожен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение.)
Физкультминутка.
Давайте закроем глаза, позовем на помощь воображение и представим себе, что мы находимся у того самого дуба, около которого стоит схимник. Перед нами вековое дерево, могучий ствол которого не могли сломать никакие бури и грозы. Да, от времени его кора потемнела, но выглядела как надежная броня-великан. И на этом стволе – нежные зеленее листочки, а у подножия дуба – молодая рябинка с краснеющими листьями, рядом – склоненные травы и былинки. Этот вековечный дуб – наша защита от бурь и гроз, невзгод и падений. Давайте встанем и потянемся к нему, почувствуем силу, мощь старого дуба. Пусть он поделится с нами своей энергией.
4. Объяснение нового материала:
Учитель:
Из осенних деньков мы перенесемся в зимние…
Давайте посмотрим, как поэты с помощью слова могут передавать разные чувства.
Словарная работа:
Преподобный – святой-монах, ушедший в монастырь, чтобы молиться Богу.
Благообразный – приятный по внешнему виду
Смиренно – не гордо, кротко.
Отрок- мальчик
Чадо – ребенок
Скорбит – грустит
Уста- рот
Схимонах- монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ.
Трапезная – здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи.
Инок- русское наименование монаха
- О сведениях жизни и творчества ( кратко) писательницы Л.Чарской рассказывает подготовленный ученик
- О чем мы узнаем из исторической повести:
- О ком эта повесть?
- О преподобном Сергии Радонежском. В детстве Преподобный Сергий не умел читать, но потом чудесным образом он научился грамоте ( вы на уроке об этом уже узнали). С раннего возраста Преподобный Сергий хотел уйти в лес, чтобы там молиться, но родители попросили его остаться, и он послушался их. После смерти родителей со своим братом Стефаном ушли в лес. Брат вскоре ушел в монастырь, и Преподобный Сергий остался один в лесу. Вскоре слава о его подвигах дошла до людей, и вокруг него образовался монастырь – Троице-Сергиева Лавра.
- Кто является главным героем повести?
- Преподобный Сергий Радонежский
- Какие ещё есть герои в повести?
- Родители, братья, монахи
- Как выглядит главный герой?
- Сначала ребенок – мальчик в русской рубахе, у него светлые волосы и голубые глаза. Потом он монах, одет в черную рясу. Глаза строгие.
-Кого называют святыми?
- Это люди, всегда поступающие по воле Божией.
-Почему Преподобного Сергия называют святым?
- Он всегда делал добрые дела, помогал людям, зверям, слушался родителей, любил молиться Богу.
-Как поступил Преподобный Сергий, чтобы научиться читать?
-О каком историческом событии идет речь в повести?
- О Куликовской битве.
- Давайте познакомимся со стихотворением В. Афанасьева «Схимник Пересвет» ( читает учитель)
- Ребята, а теперь выполним практическое задание:
Перед вами таблички, которые необходимо заполнить.
Задания: |
Л.Чарская «Один за всех» |
В.Афанасьев «Схимник Пересвет» |
О каком событии говорится в стихотворении? |
О Куликовской битве |
|
Как об этой битве пишет Л.Чарская? |
« Победил Мамая великий князь. На Куликовом поле разбил Димитрий татарские орды Мамая. Погиб в поединке с витязем- богатырем татарским инок Пересвет…» |
|
Сравните, как описал битву В.Афанасьев. |
Красочно, торжественно. «Люди кричат: «Победа!» Трубы трубят : «Победа!» Слава тем, кто полег! Их да прославит Бог! Войско несет с собою Первую жертву боя: Иночества то цвет- Схимник Пересвет.» |
|
А как писатель Л. Чарская описала это событие? |
Сдержанно. |
|
Какое настроение вызывает у вас стихотворение? |
Радостное. Автор радуется, что русские войска победили. |
|
А какое настроение вызывает у вас отрывок из повести? |
Грустное. Мы чувствуем, что Преподобный Сергий скоро умрет. А еще автор скорбит о смерти Пересвета. |
5. Итоги урока:
Вывод: С эпизодами какой книги, какого автора вы сегодня работали? Что вам больше всего запомнилось? Каким вы увидели главного героя повести «Один за всех»?
Почему так называется историческая повесть? О ком идет речь? Конечно, о Преподобном Сергии Радонежском.
Давайте найдем отрывок в конце книги и докажем это: « …Он один здесь в глуши, как свеча, горит перед Богом. Горит молитвой и несгораемым пламенем любви. Он один здесь, далекий, как ничтожный крохотный островок среди океана, молится за всех, за весь мир, за себя, прося отпустить им и себе грехи, заблуждения, обиды…»
- А чему учит нас стихотворение В. Афанасьева? Любви к своей Родине, патриотизму, вере в победу, надежде и любви к Богу и людям.
Итак, Л.Чарская и В.Афанасьев по-разному передали читателю свои чувства и эмоции. Но мне кажется, они едины в одном – Преподобный Радонежский был один такой среди многих других… Отсюда лились вдохновенные призывы к защите родины, слались грамоты и благословления, поддерживавшие в трудные минуты душевные силы православных борцов, таких, например, как Схимник Пересвет… Обитель эта Троице - Сергиева Лавра сыграла очень важную роль в истории нашей страны. Но главной святыней её является священная рака с останками Преподобного Сергия, её основателя и первого работника этой святыни.
6. Домашнее задание: Индивидуальное: сочините стихотворение о схимнике Пересвете или Куликовской битве.2. Задание классу: найдите произведения о преподобном Сергии Радонежском ( название, автор – обязательны)
3. Сочинение- миниатюра на тему: «Почему Преподобный Сергий Радонежский часто оставался один и ничего не боялся?»
7. Рефлексия
Для меня жизнь Преподобного Сергия Радонежского значит….
Святой учит меня быть…
В великом Сергии Радонежском я выделяю черты характера …
Библиографический список:
1. Древнерусская литература: Хрестоматия: Учеб. пособие для 5-9 кл.. Общеобразоват. учреждений/ Сост., авт. Вступ. Ст. и примеч. О.В. Творогов.- 2-е изд..- М.: Просвещение, 2005 с.: ил.
2. Преподобный Сергий Радонежский.- М.: Благовест, 2010.- 496 с.
3. Православная культура в школе. Октябрь. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательский дом «Покров», 2003.-256с.
4. Чарская Л.А. Один за всех. – М.: МП «Кукольный дом»: ТПО: «Светоч», 1992.- 112 с.: илл.