12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лобина Елена Алексеевна77
0

Урок «Роль органов чувств у незрячих детей в пространственной ориентировке»

Тема урока: Роль органов чувств у незрячих детей в пространственной ориентировке

Цель урока: Развивать органы чувств у незрячих детей;

Задачи урока:

Развивать ориентировку в микропространсве;

Совершенствовать навыки мелкой моторики рук;

Развивать психические процессы: внимание, память, воображение;

Развитие пространственного мышления;

Развивать речь учащихся;

Воспитывать любовь к природе;

Активизировать устойчивый интерес к предмету;

Организационный момент

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии! И хотела бы поздороваться с вами за руку, хорошо?

-как вы можете оценить мое рукопожатие?

-какое оно по характеру? (мягкое, нежное, грубое)

-можно ли по рукопожатию, т.е. по прикосновению, определить настроение человека? (доброжелательное, агрессивное, строгое, нервное)

-давайте попробуем поздороваться смешно. Придумайте смешное рукопожатие.

-Молодцы, ребята! Я надеюсь, что хорошее настроение будет у вас сегодня в течение всего дня.

Сообщение темы и цели урока

Мы с вами поприветствовали друг друга с помощью рукопожатия (прикосновения).

-к какому органу чувств можем отнести – прикосновение? (осязание)

-какие еще органы чувств вам известны?

-Органов чувств всего пять: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус.

Вот и тема нашего занятия будет развитие органов чувств и определение роли органов чувств в пространственной ориентировке.

Основная часть

1.-С какого органа чувств мы начали наше занятие? (осязание)

Пальчиковая гимнастика.

А) работа с массажером для рук;

Мы с вами размяли и потренировали наши пальчики, чтобы они у нас стали лучше чувствовать, и сейчас каждый из вас получит индивидуальное задание.

Б) индивидуальная работа с ноутбуком: Оксаны

1. Найти в интернете: что такое орган чувств (определение) (Оксана)

2.Напечатай название органа, который отвечает за осязание, обоняние, зрение, вкус, слух (кожа, нос, глаз, язык, ухо) (Даша)

3.Напечатай, что можем ощущать с помощью кожи (температуру, фактуру предмета, почва, ветер и т.д.) (Джамиля)

Проверка задания.

Вывод: как же мы можем применить осязание в ориентировке в пространстве?

Осязательные ощущения стопами при передвижении незрячих в пространстве позволяет даже через обувь определять текстуру поверхности пути;

Инструментальное осязание с помощью трости позволяет отличить асфальт от травы; снег ото льда;

С помощью осязания пальцев можно изучить тактильную карту местности, прочитать текст по системе Брайля;

Осязание дает также информацию о температурных различиях;

2. А сейчас мы с вами закроем глаза, ляжем на парту и послушаем музыку, но не просто музыку, а звуки природы. Внимательно слушаем 5 отрывков, определяем, что это за звуки и запоминаем их последовательность, можете помечать в блокноте ноутбука.

- шум моря;

-дождь, гроза;

-пение птиц;

-хруст снега под ногами;

-лесной ручей;

Итак, кто готов ответить? Что за звуки вы услышали?

С помощью какого органа чувств мы выполнили это задание? (орган слуха).

Что же мы можем определить с помощью слуха? (характер пространства, информативные сигналы: звук машин, сигнал светофора, работающий лифт, звук, отраженный от трости и т.д.)

То есть слух очень помогает при ориентировке.

3. А теперь мне кажется, что вы устали сидеть и проголодались. Не так ли?

Встаем со своих мест, и я попрошу вас пройти в правый угол класса.

Сейчас у нас будет необычное задание. Перед вами на столе стоит разнос, потрогайте его местонахождение, на нем расположены предметы со шпажками для удобства. Ваша задача по запаху определить предмет, назовите его. Можете попробовать его на вкус.

-По очереди берете любой предмет на ваш выбор и определяете его по запаху (мандарин, хлеб, яблоко, груша, шоколад).

-как же вы определили, что это за предмет? (по запаху)

-те продукты, которые вы попробовали, были вкусные?

- какой вкус имели?

-какие органы чувств вам помогли в этом задании? (органы вкуса и обоняние)

-как эти органы помогают при ориентировке? (по запаху, можем определить, в каком заведении находимся: аптека, магазин, столовая, кофейня и т.д.)

-Молодцы, вы справились с этим заданием отлично. Проходите на свои места.

4. Сейчас я предлагаю вам следующее задание-написание картины.

Вы сейчас будете слушать отрывок из произведения, который нам включит и представит Джамиля. («Зима» Вивальди).

Закройте глаза и мысленно нарисуйте ту картину, которая вам представилась под эту музыку.

Слушание музыки.

-что за картина вам представилась?

-что за картину написала ты? (ответы детей)

Итак, ребята, в конце занятия мы очутились с вами на выставке картин, у каждого она своя. Они разные по настроению, по технике письма, но все они прекрасны.

Вот сейчас мы с вами использовали наш последний орган чувств - зрение. И пусть вы писали свои картины не маслом, и не карандашом, но вы писали их своим сердцем. И каждый из вас смог представить и мысленно «увидеть» картину своего товарища.

-чья картина вам понравилась больше?

Итог урока.

В заключение нашего занятия, я хочу сказать, что у вас отлично развиты все пять органов чувств и справились со всеми заданиями вы отлично, несмотря на ваш недуг видеть вы все же можете, пусть не глазами, а сердцем.

Сегодня на занятии мы увидели, как важно использовать при ориентировке ваши органы чувств, чем больше мы будем развивать их, чем лучше мы научимся ими пользоваться, тем увереннее вы будете себя чувствовать в обществе.

Домашнее задание:

Оксана и Даша подготовят ответ на вопрос:

-какие органы чувств помогают при работе с тростью?

Джамиля:

- повторить все приемы работы с тростью.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.