12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Васильевна349
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Петрова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

Конспект урока «Сложное предложение». 5 класс.

Цели урока:

образовательные:

- создать условия для знакомства учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";

- создать условия для формирования умения распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;

- познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное; - закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;

- закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;

- обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;

- учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

- развивать навык чёткого и красивого письма;

- развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

- формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

- формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;

- развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

- расширять коммуникативные способности детей;

- закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;

- воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;

- воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

- воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности


Ход урока

Организационное начало урока.

- Приветствие. Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. Проверим готовность к уроку, выполним записи в тетради.


Оптимизация знаний.

Этап 1. Работа в группе.

Задание.1.

- Что такое предложение?

- Укажите вид предложения по цели высказывания.

- Укажите вид предложения по эмоциональной окраске.

- Укажите вид предложения по наличию второстепенных членов.

- Назови главные члены предложения?

- Назови второстепенные члены предложения.

- Подлежащее и сказуемое – это..

- Сколько может быть грамматических основ в предложении?

- Как называется предложение с одной грамматической основой?

- Как называется предложение с несколькими грамматическими основами?

Задание 2

Выполним синтаксический разбор предложения.

Густой лес неохотно расступился и открыл речную долину. (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)


Этап 2. Фронтальный опрос с последующим взаимооцениванием, самооценкой ( по выбору)


3. Постановка темы и целей урока. Работа в группе.

Задание. Сопоставьте группу предложений и одно предложение, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод: в чем сходство и различие в предложениях?

Начались сильные морозы. Задули ледяные метели. – Начались сильные морозы, и задули ледяные метели.

Солнце взошло. Цветы раскрыли свои чашечки. - Когда солнце взошло, цветы раскрыли свои чашечки.

Мы пойдем купаться на озеро. Погода будет хорошая. – Мы пойдем купаться на озеро, если погода будет хорошая.

/ учащиеся делают вывод, что предложения сходны по теме, в первой группе записаны простые предложения, во второй сложные. Отмечают, что в первой группе предложения по одной грамматической основе в предложении, а во второй группе – две/


- Как называются предложения с несколькими грамматическими основами? (Это сложные предложения).

- Сформулируйте тему урока. (Сложные предложения), запишите.

- Чему нужно научиться на уроке? (Находить сложные предложения. Выделять грамматические основы, различать предложения), запишите цель в тетрадь.


Изучение нового материала.

- Прочитайте теоретический материал в учебнике на странице 56. Заполните таблицу

Я знал


Я узнал новое


Я не понял


Учащимся знакомы понятия простого и сложного предложения. Знакомятся с союзами, союзными словами. Не понимают, как строить схемы.

- Найдите в учебнике ответы на вопросы:

1. В чем сходство между частями сложного предложения и простыми предложениями? (Тема , основная мысль)

2. В чем различие между простым и сложным предложением? (В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – несколько)

3. Как связываются части сложного предложения? (Союзами и союзными словами, только интонацией)

- Запишите союзы и союзные слова в тетрадь.

- Как различить простое и сложное предложения? (Найти грамматическую основу)


Закрепление изученного. Работа в группах.

Учебник, страница 57 упражнение 64

Задание 1(устно). Прочитайте предложения, найдите сказуемые, которые связаны с подчеркнутыми подлежащими. Назовите союзы и союзные слова. Найдите «лишнее» предложение. Объясните свое решение.

У тебя уши болят, потому что ты к моей музыке не привык.

Мы узнали, что люди поселились на берегах Белого моря больше пяти тысяч лет назад.

Иван Кузьмич увидел Толика, который писал портрет своей сестры

Светлана сошла вниз, ее тут окружили подруги.

Юрий только ахнул, а Шарик громко залаял и бросился вслед за Ваней.


В ходе выполнения задания ребята определяют грамматические основы, чем доказывают, что предложения сложные, называют союзы и союзные слова (потому что, что, который, а). Определяют «лишнее» предложение (№4), так как подлежащее во второй части предложения выражено союзным словом «который».


Задание №2 Работа в парах.

Упражнение 64 страница 58. Выпишите предложения, соответствующие схемам.

После выполнения упражнения ребята объединяются в группы, сверяют свои работы.


Подведение итогов. Рефлексия.


- С какими предложениями познакомились на уроке?

- Как распознать сложное предложение?

- Закончите предложения

1. Я сегодня узнал…

2. Я сегодня научился….

3 У меня возникли затруднения…..


Домашнее задание

Страница 58 упражнение 66 задание 3



Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (1)

Наталья Алексеевна Яковлева, 26.10.20 в 14:19 0Ответить Пожаловаться
Наталья Васильевна! Насыщенный урок! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.