Урок труда в 10 классе на тему «Выявление и устранение неполадок»
Тема урока: «Выявление и устранение неполадок»
Цели:
Образовательные:
Научить определять неполадки в швейной машине, устанавливать причины их возникновения и находить способы устранения этих неполадок; применять полученные ЗУН в практической работе.
Развивающие:
Развивать творческое мышление через поисковую работу, наблюдательность, память, навыки работы со швейными механизмами; сравнивать, анализировать.
Воспитательные: Способствовать формированию самоконтроля, самооценки. сотрудничеству, коллективизма
Место урока в системе уроков этого раздела:
1 курс. Тема №2 «Оборудование швейного производства» Урок 12
Тип урока: комплексного применения знаний, умений навыков учащихся.
Основные термины и понятия: Прижимная лапка, рычаг обратного хода, нитепритягиватель, двигатель ткани, длинный желобок, стержень, компенсационная пружина, регулятор натяжения верхней нити, челнок, шпульный колпачок, шпулька, прорезь
Наглядность: тестовые задания, карточки-задания, раздаточный материал: таблица «Неполадки в работе швейной машины связанные с регулировкой натяжения ниток»
Оборудование: компьютер, швейные машины, заправленные заранее (машины заправлены не правильно)
Формы работы: фронтальная; индивидуальная, парная, групповая
Источники информации: «101 педагогическая идея. как создать урок» В.И.Садкина, Ростов -на – Дону.2014 год., интернет ресурсы «Социальная сеть педагогов», «Копилка уроков», «Инфоурок»
Ход урока.
1.Организационный-1 мин.
Пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы
Друг на друга посмотрите, улыбнитесь! С таким хорошим настроением начнём наш урок
2. Дыхательная гимнастика-1 мин.
А для того, чтобы хорошо думать, отвечать на вопросы, соблюдать правильную осанку, выполним все вместе дыхательную гимнастику
— вдох носом, выдох – ртом 2 раза
— вдох ртом, выдох – носом 2 раза
— вдох носом, выдох – носом 2 раза
3. Актуализация ЗУН необходимых для творческого применения - 7 мин
Ответы оцениваются с помощью жетонов.
Фронтальный тестовый диктант.
Задание№ 1 Верны ли следующие утверждения: слайд№1
Утверждения |
Да |
Нет |
|
1. |
Прижимная лапка служит для регулирования длины стежка |
* |
|
2 |
Чтобы выполнить закрепку, нужно использовать рычаг обратного хода |
* |
|
3 |
Нитепритягиватель подает верхнюю нить челноку |
* |
|
4 |
Чтобы начать работу на швейной машине, нужно поднять прижимную лапку. |
* |
|
5. |
Двигатель ткани с лапкой перемещает ткань для образования следующего стежка |
* |
|
6. |
Ушко в машинной игле служит для прокола ткани |
* |
|
7. |
Нить в машинную иглу вставляется слева на права к рукаву машины |
* |
|
8 |
Толщина нити для шитья не зависит от номера иглы и толщины ткани |
* |
|
9 |
В длинный желобок иглы «прячется» нижняя нить |
* |
|
10 |
Одной из причин поломки иглы является изогнутый стержень |
* |
10 -9 верных ответов- красный жетон, 8-7- зеленый жетон, 6-4-синий жетон, 3-0- черный жетон
Проверить друг друга обменившись ответами.
Пара, которая первая справиться с заданием и ответит на вопрос, получает жетон, по содержанию ответа.
«Найди ошибку» слайд №2,3
Работа в парах:
Задание № 2 Найди ошибку в последовательности заправки верхней нити в швейной машинке:
Не верный ответ 1.Нитенаправитель 2.Компенсационная пружина 3.Нитенаправитель .4.Нитепритягиватель 5.Крючок нитенаправителя 6..Регулятор натяжения верхней нити (ошибка) 7..Игла |
Верный ответ: Нитенаправитель Регулятор натяжения верхней нити Компенсационная пружина Нитенеправитель Нитепритягиватель Крючок нитенаправителя Игла |
Самостоятельная работа:
Задание №3 Перечислите последовательность заправки нижней нитки. Слайд№4
Вставить шпульку в колпачок
Заправить нитку прорезь шпульного колпачка, под пружину
Вставить шпульный колпачок в челночное устройство.
Фронтальный устный опрос:
Вопрос: В каких случаях машинная строчка выполняется качественно?
Ответ: Только в том случае, если все детали, участвующие в образовании стежка, работают точно.
Вопрос: Что происходит, если механизмы работают не слаженно?
Ответ: Неполадки в работе швейной машины.
Неполадки в работе швейной машины легче предупредить. чем потом исправлять.
4.Целепологание-2мин
Коррекционное упражнение
Задание № 5 Анаграммы: Слайд№5, 6
Явлевыние - выявление
Неустрание - устранение
Понеладок- неполадок
Сообщение темы урока
Обсуждение и определение цели и задач урока.
Вопрос: Какой результат вы должны получить в конце работы?
5.Систематизация знаний и способов действий .-8 мин.
Осуждение таблицы об учащимися совместно с учителем
в первой графе, что случилось? (на конкретных примерах этих групп), во второй – почему это случилось,
в третьей – что делать, чтобы исправить случившееся? При этом уточняем с учащимися, что случилось, мы подразумеваем собственно неполадку.
Таблица обсуждается в результате беседы учителя и обучащихся, выдвигая различные гипотезы Слайд № 7
Неполадки в работе швейной машины связанные с регулировкой натяжения ниток
Характеристика недостатка |
Причины возникновения. Почему это случилось? |
Способы устранения. Что делать. что бы исправить случившееся? |
Петляет снизу
Петляет сверху
Слабая строчка
Тугая строчка |
Верхняя нитка натянута очень слабо или нижняя –туго.
Верхняя нитка натянута очень туго или нижняя –слабо.
Верхняя и нижняя нитка натянуты очень слабо Обе нитки натянуты очень туго. |
Усилить натяжение верхней нитки. При необходимости ослабить натяжение нижней нитки. Проверить заправку верхней нитки . Ослабить натяжение верхней нитки. При необходимости усилить натяжение нижней нитки. Проверить заправку нижней нитки. Сначала усилить натяжение верхней нитки, затем – нижней. Проверить заправку нитей . Ослабить натяжение верхней нитки. При необходимости ослабить натяжение и нижней нитки. |
Фронтальная работа:
Задание № 6"Исследование".Дано изображение одной из неполадок. Учащиеся должны будут определить ее причину и способ устранения.
За правильный ответ получают жетон.Слайд№8,9.10
1. Петляние снизу.
2. Петляние сверху.
3. Тугая строчка.
6.Физминутка -1 мин.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо-влево повернись, на соседа оглянись.
Чтобы стать чуть-чуть умнее, мы слегка покрутим шеей:
Раз и два, раз и два – закружилась голова.
Раз, два, три, четыре, пять – плечи надо нам размять.
Глаза раскрыли широко и посмотрели далеко,
А теперь посмотрим рядом своим цепким зорким взглядом.
От разминки польза есть? Пора за парты снова сесть.
7.Практическая работа.-10 мин.
Вводный инструктаж по технике безопасности (1-2 минуты).
Задание 7 «Блисопрос по цепочке:» слайд№11
Первая ученица задает вопрос второй, вторая – третьей и так по цепочке до последней учащейся. Времени на ответ несколько секунд.
1.Что произойдет, если держать пальцы рук около лапки швейной машины?
2. Почему нельзя наклоняться близко к движущемся частям швейной машины?
3.Что необходимо сделать при обнаружении неисправности или поломке швейной машины
6.Почему по окончании работу необходимо отключить швейную машину от сети?
Поделить учащихся на несколько групп по 3 человека
Вопрос: Как нам справедливо поделиться на группы?
Обязанности в группе:
Командир
Поддерживает порядок
Следит за временем обсуждения
Секретарь
Записывает идеи
Докладчик
Представляет во время общего обсуждения ответ группы.
Ход практической работы. Слайд№12
Выполнить на кусочке ткани пробную строчку.
Обнаружив неисправность в работе машины, выявить причину и устранить ее.
Заполнить таблицу, пользуясь записями в тетради и раздаточным материалом,
указав неполадки в работе машины, причины возникновения и способы их устранения.
Неполадки (Что случилось?) |
Причины неполадок (Почему?) |
Способ устранения (Что делать?) |
Обучающиеся распределяются по швейным машинкам и приступают к
работе, находят неполадку и определяют ее причину.
Когда обучающиеся получили (или нет) качественную строчку, предлагается самостоятельно в тетради записать ответы на вышеуказанные вопросы.
Заполняют таблицу, пользуясь записями в тетради и раздаточным материалом,
указав неполадки в работе машины, причины возникновения и способы их устранения
8.. Контроль и самопроверка знаний.-5 мин.
Докладчики представляют ответы групп
9.Подведения итогов урока.-2 мин.
Анализируем, достигли ли мы цели, если нет, то почему. При этом помогаем обучащимся, которые не справились с заданием.
10.Рефлексия слайд№13 -2 мин.
Я поняла-
Самый большой мой успех это-
Самые значительные трудности я ощутила-
Я не умела ,а сейчас умею
11.Домашнее задание.-1мин.
Одно задание на двоих
Составить кроссворд неполадок.слайд№14
/data/files/u1510779586.docx (приложение к уроку)