Урок труда в 10 классе «Обработка плосколежащего воротника (с прокладкой)»
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Обработка плосколежащего воротника (с прокладкой)
Цели:
Образовательные:
Научить обрабатывать плосколежащий воротник (с прокладкой), способствовать запоминанию терминологии ручных, машинных и ВТО работ, осознанию технологической последовательности обработки.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности различения формы).
Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук).
Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся при проведении самоанализа своей работы.
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающимися ( анализ, сравнение, обобщение и разрешение проблемы).
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию, трудовых, качеств личности.
Воспитывать аккуратность в работе, ответственность за результат своего труда.
Воспитание познавательной активности к предмету и уровня мотивации, через использование на уроке ИКТ и игровых моментов.
Место урока в системе уроков этого раздела:
1 курс. Тема №4 «Технология обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно- тепловая обработка (ВТО)» Урок 45
Тип урока: комбинированный
Основные термины и понятия плосколежащий воротник, съемный воротник, прокладка, сметать, обтачать, выметать, приутюжить, дублировать
Наглядность: тестовые задания, карточки-задания, раздаточный материал: образцы поузловой обработки, технологические карты обработки плосколежащего воротника (с прокладкой),
Оборудование: компьютер, швейные машины, , материал, ручной инструмент
Формы работы: фронтальная; индивидуальная, парная, групповая
Источники информации: «101 педагогическая идея. как создать урок» В.И.Садкина, Ростов -на – Дону.2014 год., интернет ресурсы «Социальная сеть педагогов», «Копилка уроков», «Инфоурок»
Ход урока
Организационный момент: слайд 1
Пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем
1.1.Психологический настрой обучающихся. слайд 2
Объясните смысл пословицы
«Хорошая работа два века живет» (хорошо сшитое изделие долго носится)
2.Проверка выполнения обучающимися домашнего задания
Ответы оцениваются с помощью жетонов.
Работа в парах. с доской
Самостоятельная работа
Задание №1
Установите название фасона под изображением воротника. слайд 3, 4
Самостоятельная работа ( обучащающимся с слабым развитием.)
Задание.№2
Выбери фасон плосколежащего воротника
Задание. №3.
Выбери фасон съемного воротника.
Актуализация знаний обучающихся.
Фронтальный устный тест
игра «Цветик семицветик». Слайд 5
Задание.№4
Выбираете цвет лепестка. На каждом лепесточке вопрос.
1.Какую мерку снимают для построения чертежа воротника?
Сш, Шп, Сг2.
2. От чего зависит ширина воротника:
-От фасона воротника.
-От глубины выреза.
-От количества его деталей.
3 Как называют воротник, состоящий из одного слоя ткани?
- одинарный
- двойной
- тройной
4. Какие ткани используют при изготовлении съемных воротников?
- кружевное полотно
- ситец
-габилен
5.Что можно проложить между деталями воротника для увеличения его плотности?
- заплату
- прокладку
- кружево.
Выкройку воротника и его раскрой делают:
- после примерки
- до примерки
- одновременно с изделием.
7. Какой величины выкраивают прокладку в воротник:
Меньше воротника на 0.2-0,3 см
Меньше воротника на 0,5-0,7 см
Работа в парах
Покажите на соседке по парте как снимают мерку Ош.
Работа с доской
Задание №5
Укажите в скобках номера соответствующих срезов. Слайд 6
( ) Линия середины
( ) Линия отлёта
( ) Линия конца воротника
( ) Линия втачивания
Определение цели урока
Коррекционное упражнение
Задание№8
Расшифруй слово при помощи таблицы. Слайд 7
3 |
16 |
18 |
16 |
20 |
15 |
10 |
12 |
На этом уроке вы научитесь обрабатывать плосколежащий воротник
План работы. Слайд 8
1.Построить чертеж плосколежащего воротника.
2. Подготовить выкройку воротника к раскрою
3. Раскроить детали воротника.
4.Обработать воротник.
5. Соединить воротник с горловиной изделия.
Практическая работа. «Обработка плосколежащего воротника»
Беседа -диалог
Анализ образца
- Сколько деталей имеет воротник?
-Из какой ткани изготовлен воротник?
-Какую геометрическую формы имеют углы воротника?
Вводный инструктаж учителя:
У вас на столах лежат детали кроя, инструкционно- технологические карты и таблицы с видами брака которые могут возникнуть в ходе работы. А так же образцы поузловой обработки воротника.
Сейчас мы с вами разберем технологическую последовательность обработки плосколежащего воротника.
Технологическая последовательность обработки плосколежащего воротника:
1.Наложить прокладку на изнаночную сторону верхнего воротника, продублировать.
2.Сложить детали воротника лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сколоть, сметать.
3.Обтачать воротник шириной шва 5-7мм. Удалить нитки строчек временного назначения. Срезать припуск на шов. на 1 мм. не дорезая до машинной строчки, срезать излишек ткани на закругленных срезах ткани.
4.Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить и выметать шов, образуя со стороны нижнего воротника кант из верхнего воротника, равный 1-2 мм.
5. Уравнять срезы втачивания.
6.Приутюжить воротник со стороны нижнего воротника. Удалить нитки строчек временного назначения, проутюжить еще раз
Объяснение технологической последовательности обработки плосколежащего воротника с показом трудовых приемов.
Работа с теоретическим материалом (инструкционные карты) Слайд 9
Работа в группах
Задание№9
Подчеркнуть главные термины последовательности обработки воротника
( продублировать, сколоть, сметать, обтачать, сделать надсечки, вывернуть, выправить, выметать, приутюжить).
Работа с доской
Обучающийся располагает последовательность действий (карточки с терминами) на доске
Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы. Слайд 10
Вид брака |
Типичная ошибка |
Швы обтачивания переходят на верхний воротник |
Не качественно выметан кант |
Ширина канта со стороны нижнего воротника превышает 1-2 мм |
Не соблюдены технические условия |
Закругленные швы воротника не имеют одинаковую форму |
Неравномерная ширина шва обтачивания |
Неровный воротник по обтачным швам |
Не соблюдены технические условия |
Влажно- тепловая обработка выполнена не качественно |
Нарушен режим ВТО |
Беседа-диалог
Вы должны самостоятельно осуществлять контроль выполнения работы по следующим критериям: Слайд 11
Организация рабочего места;
Последовательность выполнения технологических операций;
Соблюдение Техники безопасности;
Качество строчек;
Качество ВТО.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕННОГО ОБРАЗЦА Слайд 12
№ |
Требование |
Собственная оценка |
Оценка одноклассницы |
Оценка учителя |
1 |
При складывании концы воротника имеют одинаковую форму |
|||
2 |
Ширина канта со стороны нижнего воротника равна 1-2 мм |
|||
4 |
С изнаночной стороны углы подрезаны, выполнены надсечки |
|||
5 |
Влажно-тепловая обработка выполнена качественно |
Фронтальный устный тест по технике безопасности . Слайд 13,14,15
Задание «Блисопрос по цепочке:»
Первая ученица задает вопрос второй, вторая – третьей и так по цепочке до последней учащейся. Времени на ответ несколько секунд.
Правила безопасной работы с иглой, булавками и ножницами.
Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом.
Правила безопасной работы с утюгом.
Физкультминутка “Гимнастика для глаз” Слайд 16
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз
Выполняют упражнения под руководством ответственной обучающейся
7.2. Самостоятельная работа обучающихся.
Обработка плосколежащего воротника с помощью инструкционной карты
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения обучающимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
— проверка организованности начала работы обучающихся;
— проверка организации рабочих мест обучающихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
— соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
— проверка правильности использования обучающимися учебно-технической документации;
— инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
— инструктирование обучающихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
— концентрация внимания обучающихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся;
— контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения;
— рациональное использование учебного времени обучающимися.
Физминутка для рук и пальцев. Слайд 17
1. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
2. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
3.Опустите руки и потрясите кистями. Энергично встряхните их несколько раз
Выполняют упражнения под руководством ответственной обучающейся
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
— анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
— разбор типичных ошибок обучающихся;
— вскрытие причин допущенных обучающимися ошибок;
— повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Закрепление знаний обучающихся.
Первая ученица задает вопрос второй, вторая – третьей и так по цепочке до последней учащейся. Времени на ответ несколько секунд.
Фронтальный устный тест
Блисопрос по цепочке Слайд 18
1) Каким швом обрабатывают воротник?
а) накладным
б) окантовочным
в) обтачным
2) Как называется воротник, который вы обрабатывали?
а) отложной
б) стойка
в) плосколежащий
3) Из какого воротника выметывают кант ?
а) нижнего
б) верхнего
4)Чему равен переходный кант при выметывании воротника?
а) 0,3 см
б) 0,5 см
в) 0,1-0,2 см
5) С какой стороны приутюживают воротник?
а) нижнего
б) верхнего
9. Подведение итогов урока учителем:
- Сообщение учителя о достижении целей урока;
- Оценка результатов индивидуального труда обучающихся на уроке;
- Выставление отметок в классный журнал и в дневники обучающимся;
- Сообщение о теме следующего урока «Соединить воротник с горловиной изделия.
10. Рефлексия. Слайд 19
Самостоятельная работа
Диагностика «Смайлики»
Просигнализируйте, пожалуйста, с каким настроением вы закончили этот урок и создать «цветок настроения»
Домашнего задания слайд 20
Одно задание на двоих:
Используя терминологию ручных, машинных работ, ВТО, составить последовательность соединения горловины с воротником.
11. Уборка рабочих мест.