Урок русского языка в 1 классе на тему «Восстановление текста с нарушенным порядком предложений»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
Класс: 1
Цель: создать условия для формирования умений различать мягкие и твердые согласные звуки; развивать речь.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Формирование уважительного отношения к мнению других учащихся образовательного процесса;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем в различных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;
Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Учащиеся научатся обозначать мягкость согласного на письме;
Учащиеся научатся составлять текст из предложений.
Оборудование урока:
Материалы для учащихся:
Учебник «Русский язык» 1 класс В.П. Канакина, тетрадь, карточки с качествами и свойствами человека
Материалы для учителя:
Учебник «Русский язык» 1 класс В.П. Канакина, технологическая карта урока, карточки для составления текста, сказочный герой Незнайка, карточки с качествами и свойствами человека.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации к учебной деятельности. 2. Этап актуализации знаний | Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Организует запись в тетрадях; минутка чистописания. -Здравствуйте, ребята. - Откройте, пожалуйста, тетради, давайте запишем с вами 11 мая. (на доске 1 ряд букв: е, я ,а 2 ряд букв: р,б,т -Назовите буквы первого ряда. -Какой звук они обозначают? -Назовите буквы второго ряда. -Какие звуки они обозначают? -Запишите на первой строчке соединения букв е о (показываю ). -На второй строчке запишите соединения букв всл (показываю ). | Приветствуют учителя, присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. Выполняют действия за учителем. -Приветствуют учителя. -Записывают в тетрадях: 11 мая. -е, я, а -Гласный -р, б, т -Согласные -Записывают в тетради соединения гласных букв. -Записывают в тетради соединения согласных букв. | Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | Проводит словарную работу. Организует работу с учебником на местах. -Какое слово можно составить из этих букв? -Запишем на следующей строчке слово ребята. Поставим ударение, подчеркнем безударные гласные ребята. Ведет работу над загадками, отгадками которых являются слова, на конце которых Ь. -Откройте учебники на стр. 90 (на доске записываю стр. 90) упражнение №9. -Прочитайте по цепочке слова: вежливость, грубость, жадность, скромность, доброта, смелость, трусость. -Ребята, обратите внимание , к нам на урок пришел сказочный герой. Узнали кто это? У него в руках карточки со словами, на которых записаны качества и свойства человека -Давайте поможем сказочному герою распределить их в 2 столбика: какие относятся к хорошим, а какие к плохим. -Запишем только хорошие качества, подчеркнем в словах мягкий знак (записываем в тетрадях, начинаем писать с красной строки, с большой буквы, через запятую). итог: зачем в словах писатьли мягкий знак? -А теперь отгадайте загадки. Отгадки будем записывать, и делить слова для переноса (записываем в тетрадях). * Он на тумбочке стоит, На весь дом с утра звенит: * Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная! -Как переносятся слова с мягким знаком в середине слова? -Давайте отдохнем, встали на физминутку. | Из данных букв образуют словарное слово, записывают его. Составляют предложение с новым словарным словом -Слово ребята -Записывают следом за учителем: ребята -Открывают учебники стр. 90 упражнение №9. -По цепочке читают слова: вежливость, грубость, жадность, скромность, доброта, смелость, трусость. Незнайка Распределяют в 2 столбика: Хорошие: вежливость, скромность, доброта, смелость. Плохие: грубость, жадность, трусость. -Выписывают: вежливость, скромность, доброта, смелость. -Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука. Будиль-ник конь-ки пись-мо -Слова переносятся по слогам, делятся на две части. Физкультминутка Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. 5.Этап реализации построенного проекта. 6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. | Организует работу с учебником на стр. 91 упражнение 10. Дает комментарий к выполнению упражнения с проверкой по эталону. -Сегодня мы с вами будем учиться составлять текст. -Посмотрите на картинку на стр. 91. -Прочитаем предложения под картинкой. 1. Была осень. 2. В полдень кто-то постучал. 3. Кузьма лежал в постели больной. 4. За окном лил дождь. 5. Мальчишки сняли пальто и прошли в комнату. 6. Это пришли друзья. 7. Кузьма был рад. -О ком говорится в этих предложения? -Как вы думаете, это текст? -Давайте расположим предложения по порядку, чтобы у нас получился текст. 1. С чего все началось? 2. Что происходило осенью? 3. Что случилось с мальчиком Кузьмой? 4. Что случилось однажды в полдень? 5. Кто это пришел? 6. Как повели себя мальчики? 7. Какое настроение стало у Кузьмы. -Какой заголовок мы можем придумать к этому тексту? -А теперь давайте прочитаем наш текст: Была осень. За окном лил дождь. Кузьма лежал в постели больной. В полдень кто-то постучал в дверь. Это пришли друзья. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. Кузьма был рад. | Работают с учебником, рассматривают предложения, расставляя их в текст. Организуют проверку по эталону. -Слушают учителя. -Рассматривают картинку. -Читаем. 1. Была осень. 2. В полдень кто-то постучал. 3. Кузьма лежал в постели больной. 4. За окном лил дождь. 5. Мальчишки сняли пальто и прошли в комнату. 6. Это пришли друзья. 7. Кузьма был рад. -О Кузьме, о его друзьях. -Нет, потому что в тексте предложения должны быть связаны между собой по смыслу. -С помощью учителя располагают предложения в текст. 1. Была осень. 2. За окном лил дождь. 3. Кузьма лежал в постели больной. 4. В полдень кто-то постучал в дверь. 5. Это пришли друзья. 6. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. 7. Кузьма был рад. -«Кузьма и его друзья», «Друзья». -Читаем полученный текст: Была осень. За окном лил дождь. Кузьма лежал в постели больной. В полдень кто-то постучал в дверь. Это пришли друзья. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. Кузьма был рад. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | Организует запись в тетрадях под диктовку. -Сейчас послушайте то, что я вам прочитаю, и скажите, это текст или нет? -Давайте запишем этот текст (записывают в тетрадях). Вот и пришла весна. По небу плывут облака. Стоят теплые деньки. -Подчеркните мягкий знак и скажите, как разделить слово для переноса? | Записывают предложения под диктовку в тетрадях. -Слушают учителя. -Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу. (Записывают в тетрадях) Вот и пришла весна. По небу плывут облака. Стоят теплые деньки. День-ки | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
8.Этап включения в систему знаний и повторений. | А сейчас Незнайка просит помощи выполнить задание, которое у него не получается. Поможем ему? А задание у него вот какое. Он не может составить текст из предложений. (у Незнайки карточки с предложениями) Прозвенел звонок. Ребята пришли в школу. Они сели за парты. -Как мы запишем эти предложения? -Кому не понятно? -Давайте проверим (проверяем по эталону) -А какое словарное слово вам встретилось в этих предложениях? Как вы думаете помогли мы Незнайке? -Давайте закрепим знания о значении мягкого знака в конце и в середине слова. -Какая буква пропущена? (день, мальчик, зверь,лень, альбом, больница). -Давайте разделим слова на 2 группы, проверим себя. итог: Ь на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко. | Да Прозвенел звонок. Ребята пришли в школу. Они сели за парты. -Проверка по эталону. Ребята пришли в школу. Прозвенел звонок. Они сели за парты. Ребята. Да. -Мягкий знак, (окунь, пальчик, зверь, пень, альбом, крыльцо). -Делят слова на 2 группы, проверяют по эталону. | Личностные: принятие позиции партнера, установление связи между тем, что уже усвоено и тем, что еще нужно усвоить. |
9.Этап рефлексии учебной деятельности. | Проводит рефлексию учебных действий. Дает эмоциональную оценку работы учащихся. -О чем мы сегодня говорили на уроке? -Кто мне ответит: что такое текст? -Что понравилось на уроке? -Если у вас все получилось и не возникало трудностей – покажите зеленый кружок, если у вас что-то не получилось или возникали трудности, то красный | Проводят рефлексию учебных действий. Дают эмоциональную оценку своей работы. О тексте, о порядке предложений в тексте. Повторяли мягкие и твердые согласные звуки. О роли мягкого знака. Текст - это предложения, связанные между собой по смыслу. -Отвечают на вопрос учителя. -Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные: внесение необходимых дополнений в систему усвоенных знаний; выделение и осознание качества усвоения материала. |