Урок русского языка в 3 классе на тему «Побудительные предложения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АПРЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Побудительные предложения»
УМК «Планета знаний»
Подготовила учитель начальных классов
Козлова Лилия Ивановна
Г. Апрелевка
2018г.
Технологическая карта
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Метод: урок-исследования С. 68–69, № 90–96
Задачи: знакомство с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях, в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь»
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Отличать побудительные по цели высказывания предложения, определять тип предложения по цели высказывания Осознавать практическую значимость изучения русского языка Наблюдать, анализировать и делать выводы, отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать мнение
Межпредметные связи: литературное чтение, развитие речи
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, карточка с таблицей
1 Мотивация знаний. Звенит звонок. Число. Классная работа. Каллиграфическая минутка. Стараются писать каллиграфическим почерком Трусов Павел, Тюрина Юля, Щучкин Федя, Болтаев Сабир, и др. |
8.35 мин. 3 группы |
Слайд 1 Урок русского языка. Урок-исследования Слайд 2 Хочу научиться писать, Чтобы пятерки получать. Хочу научиться писать, Чтобы маму не огорчать. Хочу научиться писать, Чтобы грамотным стать. |
Ученики пишут в тетради. Двадцать девятое октября. Классная работа. Читают стихи Слайд 2 Пишут сочетания букв Юю одв |
Работа над ошибками. Многие допустили ошибки в словах: ссора, скрипач, не видишь луж. Записать правильно, объяснить орфограммы. |
|
Слайд 3. Работа над ошибками Поссориться – ссора скр…пач? – (не)видиш? луж |
Поссориться – ссора скрипач (м.р.)– скрипка не видишь (гл) луж (м.р.) |
2. Постановка проблемы. - Слово дает общее значение предмету, а словосочетание - … . Какая конструкция служит для выражения наших мыслей и чувств? - Какие предложения по цели высказывания мы выучили? Какие еще по цели высказывания есть? Сообщаем… Спрашиваем… Побуждаем… - Наши цели на уроке? У нас урок-исследования. Будем исследовать побудительные предложения. Цели и задачи 3. Актуализация знаний. Упр.96, стр.69. - Прочитайте правила поведения в лесу. - Прочитать без разъяснений. - Какой вывод сделаем об отношении к лесу? 1 группе составить 2 правила поведения в транспорте. 2 и 3 группе по 2 предложения записать без разъяснений. Раскрыть скобки. - Как написали частицу не с глаголами? - Что содержится в этих предложениях: совет, просьба, запрет, приказ? Смотреть стр. 68, слова в рамочках. - Какие правила поведения в транспорте надо соблюдать? |
45 мин. |
Слайд 4. Тема: «Побудительные предложения» Слайд5 Задачи и цели. Слайд 6. Упр.96 (Не) подходите близко к гнездам птиц. (Не) шумите в лесу. (Не) рвите в лесу цветов. (Не) ломайте ветки деревьев и кустарников. (Не) разговаривай … (Не) стой … (Не) сиди… Слайд 7 совет просьба запрет приказ |
Отвечают на вопросы. СС дает конкретное значение предмету. Для выражения мыслей и чувств служат предложения. Повествовательные и восклицательные. Побудительные предложения Научить отличать предложения по цели высказывания. Закрепить знания, выполнив, упр., повторить пройденный материал. Читают текст из упр. 96. Наблюдают, сравнивают, выделяют. Читают без разъяснений. Не подходите близко к гнездам птиц. Не шумите в лесу. Не рвите в лесу цветов. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Делают вывод: бережно относиться к природе, лесным богатствам - Не с глаголами пишется раздельно. совет просьба запрет приказ Доказывают, объясняют.
В транспорте надо вести себя достойно: – не шуметь и не толкаться; – уступать места пожилым людям и инвалидам |
4. Организация познавательной деятельности. Упр.90. Прочитайте текст. - Какие предложения встретились по цели высказывания? Повторите правила. Стр. 64. Расскажите о предложениях. - Прочитайте последнее предложение. Что содержится в высказывании: совет, просьба, запрет, приказ? - Составим предложение. Вместо слова эту подставим название и имя автора. |
55 мин. Илья |
Слайд 8. Упр.90 Обязательно прочитайте эту книгу и обсудите ее с друзьями. Слайд 9 Обязательно прочитайте книгу И.И. Акимушкина «Попугаи» и обсудите ее с друзьями. |
Повествовательные и восклицательные Рассказывают правила. Совет.
Составляют и записывают предложение. |
- Прочитаем правило, стр.68. - Какие глаголы употреблены в предложениях? Назовите. - Что обозначают повелительные формы глаголов в предложениях? - Эти глаголы побуждают к действию. |
Слайд 10 В побудительных предложениях глаголы в повелительной форме побуждают к действию: прочитайте, напиши, закройте. |
Читают, отвечают на вопросы. Находят, выделяют, сравнивают. Совет, просьбу, запрет, приказ |
|
5. Физминутка |
Слайд 11 |
||
6. Первичное закрепление. Упр.92. – Прочитать заклички. Доказать, что они относятся к побудительным предложениям. - Назови глаголы. Какие используются формы повелительных глаголов: совет, просьба, запрет, приказ? - Назовите слова, к которым обращаются? - Записать по одной закличке каждой группе. |
9.00 мин. |
Слайд 12 Исторические заклички это - обрядовые песни. Обращаются к Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам как к живым существам. Слайд 13 Глаголы в повелительной форме побуждают к действию: поливай, припусти, подрасти, покажись. |
Читают, находят, выделяют, отвечают на вопросы. Поливай, припусти, подрасти, покажись. совет, просьба, запрет, приказ Дождик, солнышко |
Упр. 93. - Прочитать пословицы. Доказать, что они относятся к побудительным предложениям. - Укажите глаголы повелительной формы. Обратите внимание на употребление частицы не с глаголами в последней пословице. - Записать по одной пословице каждой группе. - Объясните значение глагола не кори в последней пословице. |
9.05 мин. |
Слайд 14. В глаза не хвали, а за глаза не кори. Не кори - не упрекай, не обвиняй. |
Читают, отвечают на вопросы. Глаголы побуждают к действию. Записывают пословицы. |
8. Составляем проект в виде кластера. Первую строку коллективно. Работаем парами. Проверяем друг у друга. |
9.14 мин. |
Слайд 15. Проект
|
Составляют проект. |
9.Рефлексия. Уверен в знаниях – синий смайлик Не уверен – красный Сомневаюсь - желтый |
9.15 мин |
Слайд 16. Спасибо за урок. Смайлик Молодцы. |
Ученики поднимают смайлики. |
7 Д.з. Упр. 94, правило, стр. 68-69. Вставить отрицательную частицу не, упр.95 устно. |
9.7 мин. |
Слайд 17 Д.з. Упр. 94, правило, стр. 68-69. Вставить отрицательную частицу не, упр.95 устно. |
Записывают в дневниках д.з. |
Использованные сайты:
http://900igr.net/prezentacija/russkij-jazyk/urok-pisma-i-razvitija-rechi-115985/fizminutka-26.html
https://ru.wiktionary.org/wiki/корить
Цифровой Учебник Русский язык 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (2013 год)