Урок «Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. В.Ю. Драгунский "Друг детства"»

2
11
Материал опубликован 3 December 2017 в группе

Тема: Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства»

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: создание содержательных и организационных условий для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект, выявлять позицию автора.

Задачи:

1.Способствовать развитию умения анализировать текст;

2.Развивать речь обучающихся;

3.Создать ситуации успеха для каждого ребенка;

4. Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;

5.Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.

Личностные результаты обучения:

(эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

(эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

овладение диалогической и монологической речью;

формирование умения договариваться в совместной деятельности, приходить к общему решению.

Формы работы:

-фронтальная

-парная

Сценарий урока:

1.Организационный момент. Мотивация.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать уже знакомыми вам строками Елены Старишко1

Маленький зайчонок улыбнулся маме:
Я тебя люблю вот так! – и развёл руками.
А вот как я тебя люблю! – мать ему сказала,
Развела руками и тоже показала.

- Это очень много, - прошептал зайчишка,
- Это очень, очень много, много, но не слишком.
Он присел и прыгнул высоко, как мячик
Я тебя люблю вот так! – засмеялся зайчик.

- Ребята, о чем это стихотворение?

СЛАЙД 1.

(о любви)

- А что такое любовь?

- О какой любви идёт речь в этом стихотворении?

- Кто догадался, почему я прочла именно эти строки?

- С каким произведением вы знакомились дома?

- Кто его автор?

- Ребята, а о чем оно?

2. Актуализация знаний

Чтение рассказа Ивана Тургенева «Воробей».

- Что такое тема текста?

- А основная мысль?

- Ребята, название рассказа отражает его тему или основную мысль?

- Придумайте, пожалуйста, название, которое отражало бы основную мысль текста.

- О какой любви идёт речь в этом произведении?

- Кто ещё, кроме рассказчика, признал силу родительской любви?

3. Постановка учебной задачи

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и настоящие писатели, художники, музыканты и другие талантливые люди, которые видят эту красоту, хотят поделиться с нами своими открытиями, привить нам любовь к миру.

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом известного детского писателя. Вам предстоит узнать его фамилию, для этого найдите задание под номером 1. Вычеркните те буквы, которые повторяются.

ААВТТИЛЛКДДТЫЫОННРЛЛДЖЖЖРВВАГККУООНЧЧСУУКВВИФФЙЯЯ

- Кто же это?

СЛАЙД 2.

- С какими произведениями В. Драгунского мы уже знакомились?

(«Что я люблю», «Что любит Мишка»)

- Все они входят в сборник Денискиных рассказов.

- Ребята, поработайте с информацией об авторе. Но не просто так, все буквы и вычеркивайте, а буквы л – подчеркивайте. Не забудьте их посчитать.

 

Виктор Драгунский по профессии был актёром. Когда окончилась Великая Отечественная война, он ушёл из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. И только в 40 лет Виктор Драгунский начал писать книги. Всего он написал около 90 рассказов для детей. Героем его произведений стал младший сын писателя Дениска. Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле. Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги2.

(и- , л- )

- Кем по профессии был Драгунский?

- Кем он работал в Московском цирке?

- Во сколько лет он начал писать книги?

- Кто стал героем его произведений?

Зарядка для глаз

4. Построение проекта выхода из затруднений

- Найдите, произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

Сформулируйте тему урока.

Цель.

- Какие задачи перед собой поставим?

- Ребята, давайте вспомним, у кого гостят Маша и Миша?

(У ёжика и медвежонка)

- О чём мы читали рассказы и стихи у ёжика и медвежонка?

(о любви)

- Значит мы опять откроем что-то новое для себя о любви.

Словарная работа

- Во время чтения произведения вам встретятся трудные слова, я предлагаю потренироваться в их чтении

СЛАЙД 3

- Есть слова значение которых требует объяснения?

- Найдите объяснение данных слов в толковом словаре.

Сподручней- удобнее

Душе угодно- очень много

Груша- спортивный снаряд

Физ.пауза

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями)3.

Первичное восприятие произведения

СЛАЙД 4


Чтение рассказа (по цепочке, как предлагают авторы учебника)

- Как вы думаете, чем является история Дениски: сказкой, стихотворением или рассказом?

- Почему рассказ?

(Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера)4.

5. Первичное закрепление

- Кто герой этого произведения?

(Дениска)

-Кем Дениска решил стать?

(Боксёром)

-А что для этого нужно?

(Много тренироваться, отрабатывать удары)

-Найдите и прочитайте, что предложила мама?

-Дениске понравилась эта идея? Как он об этом говорит?

(Я очень обрадовался)

-Почему слово Мишка написано с большой буквы?

(Медвежонок любимый, а значит воспринимается как живой)

-Найдите и зачитайте, как его описывает Дениска?

-Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой?

-Как вы думаете, Дениска был рад встрече с Мишкой?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Поработайте с заданиями учебника самостоятельно, с.154. Приготовьтесь отвечать на вопросы.

-Почему Дениска заплакал?

(От жалости и любви к своему другу, чувств, которые вновь его захлестнули)

-Почему Дениска «раздумал быть боксёром»?

(Денис добрый, он не может бить даже плюшевого мишку).

-Кем считает Дениска свою игрушку?

(Другом детства.)

-Мы прочитали историю В. Драгунского «Друг детства». Скажите, пожалуйста, какой секрет любви нам открылся?

- Поднимите руки, у кого есть любимые друзья игрушки.

- Ребята, а как автор относится к герою? Докажите.

 

Работа по парам, по рядам

1-ряд, опираясь на задание в карточке ответит на вопрос: Кто такой настоящий друг?

КАРТОЧКА 1

Зачеркните слова, которые не подходят.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ — …

- ДОБРЫЙ

 ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

 ВРЕДНЫЙ

 ПРЕДАННЫЙ

 НАДЁЖНЫЙ

 ГРУБЫЙ

- ПОНИМАЮЩИЙ

 ЗАБОТЛИВЫЙ

2-ряд поработает с хрестоматией, и подберёт, те произведения, которые подходят к теме сегодняшнего урока

3-ряд расскажет, о чём это произведение.

КАРТОЧКА 2

Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ.

А)  О мишке.

Б)  О  настоящей дружбе.

В)  О помощи мамы.

Г) О мечте.

7. Итоговая беседа. Рефлексия.

-С каким рассказом мы познакомились?

(«Друг детства»)

- Кто его автор?

(Виктор Драгунский)

-«Кто» может быть для нас другом?

- О какой же любви идёт речь в этом произведении?

Любовь многолика, мы её можем испытывать ни один раз в жизни, но каждый раз по-особенному. И когда человек любит, в нем открываются самые благородные чувства: доброта, нежность, забота, желание беречь тех, кто нам дорог.

Перед вами лежат три сердечка, как символа любви, если вы искренне прониклись темой урока, то поднимите красное сердечко, если что-то осталось непонятным- желтое, а если урок не затронул тонкие струны вашей души, то –зелёное.

8. Домашнее задание.

С.152-154 читать. По желанию - нарисовать любимую игрушку.

1 Стихи.ру http://www.stihi.ru/2014/10/24/10570


 

2 http://russstudy.ru/


 

3 Физ.минутки про дружбу. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-druzhba.html

4 Словарь литературоведческих терминов. litem.ru


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный урок. очень пригодится в работе.

3 December 2017

Спасибо Вам большое!

7 December 2017

Галина! Вы представили работу на конкурс "Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку урока с мультимедийным сопровождением". Я не нашла самой презентации, хотя ссылки на слайды Вы делаете!

4 January 2018

Урок хороший,но нет презентации!

4 January 2018

Очень интересно, спасибо большое! Но нет презентации и не понятно. какой класс....

4 January 2018

Отсутствует сама презентация,но урок по содержанию хороший.

4 January 2018

Уважаемая Галина! большое спасибо за урок! Очень полезный и нужный материал. Но какие должны быть развитые дети, если в 1 классе уже сами работают и с хрестоматией, и с толковыми словарями!!!! Разбираются в теме и главной мысли произведения!

5 January 2018

Спасибо Всем за Ваши комментарии, презентацию, т.е. слайды я вставила в сам текст, почему-то была уверена что прикрепила её ещё и отдельно, но... Класс 2, а работать по хрестоматии и со словарями начали ещё в 1 классе, в программе ПНШ такая работа уже заложена. Тему и цель урока тоже ежедневно тренировались формулировать с 1 класса, не всегда гладко получается, да и дети обычные, просто работа ведется в системе.

5 January 2018

Спасибо за качественный конспект!

7 January 2018

Спасибо Вам большое!

8 January 2018