Урок «Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. В.Ю. Драгунский "Друг детства"»
Тема: Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель: создание содержательных и организационных условий для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект, выявлять позицию автора.
Задачи:
1.Способствовать развитию умения анализировать текст;
2.Развивать речь обучающихся;
3.Создать ситуации успеха для каждого ребенка;
4. Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
5.Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.
Личностные результаты обучения:
(эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
(эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;
формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
овладение диалогической и монологической речью;
формирование умения договариваться в совместной деятельности, приходить к общему решению.
Формы работы:
-фронтальная
-парная
Сценарий урока:
1.Организационный момент. Мотивация.
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать уже знакомыми вам строками Елены Старишко1
Маленький зайчонок улыбнулся маме:
Я тебя люблю вот так! – и развёл руками.
А вот как я тебя люблю! – мать ему сказала,
Развела руками и тоже показала.
- Это очень много, - прошептал зайчишка,
- Это очень, очень много, много, но не слишком.
Он присел и прыгнул высоко, как мячик
Я тебя люблю вот так! – засмеялся зайчик.
- Ребята, о чем это стихотворение?
СЛАЙД 1.
(о любви)
- А что такое любовь?
- О какой любви идёт речь в этом стихотворении?
- Кто догадался, почему я прочла именно эти строки?
- С каким произведением вы знакомились дома?
- Кто его автор?
- Ребята, а о чем оно?
2. Актуализация знаний
Чтение рассказа Ивана Тургенева «Воробей».
- Что такое тема текста?
- А основная мысль?
- Ребята, название рассказа отражает его тему или основную мысль?
- Придумайте, пожалуйста, название, которое отражало бы основную мысль текста.
- О какой любви идёт речь в этом произведении?
- Кто ещё, кроме рассказчика, признал силу родительской любви?
3. Постановка учебной задачи
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и настоящие писатели, художники, музыканты и другие талантливые люди, которые видят эту красоту, хотят поделиться с нами своими открытиями, привить нам любовь к миру.
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом известного детского писателя. Вам предстоит узнать его фамилию, для этого найдите задание под номером 1. Вычеркните те буквы, которые повторяются.
ААВТТИЛЛКДДТЫЫОННРЛЛДЖЖЖРВВАГККУООНЧЧСУУКВВИФФЙЯЯ
- Кто же это?
СЛАЙД 2.
- С какими произведениями В. Драгунского мы уже знакомились?
(«Что я люблю», «Что любит Мишка»)
- Все они входят в сборник Денискиных рассказов.
- Ребята, поработайте с информацией об авторе. Но не просто так, все буквы и вычеркивайте, а буквы л – подчеркивайте. Не забудьте их посчитать.
Виктор Драгунский по профессии был актёром. Когда окончилась Великая Отечественная война, он ушёл из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. И только в 40 лет Виктор Драгунский начал писать книги. Всего он написал около 90 рассказов для детей. Героем его произведений стал младший сын писателя Дениска. Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле. Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги2.
(и- , л- )
- Кем по профессии был Драгунский?
- Кем он работал в Московском цирке?
- Во сколько лет он начал писать книги?
- Кто стал героем его произведений?
Зарядка для глаз
4. Построение проекта выхода из затруднений
- Найдите, произведение, с которым мы сегодня познакомимся.
Сформулируйте тему урока.
Цель.
- Какие задачи перед собой поставим?
- Ребята, давайте вспомним, у кого гостят Маша и Миша?
(У ёжика и медвежонка)
- О чём мы читали рассказы и стихи у ёжика и медвежонка?
(о любви)
- Значит мы опять откроем что-то новое для себя о любви.
Словарная работа
- Во время чтения произведения вам встретятся трудные слова, я предлагаю потренироваться в их чтении
СЛАЙД 3
- Есть слова значение которых требует объяснения?
- Найдите объяснение данных слов в толковом словаре.
Сподручней- удобнее
Душе угодно- очень много
Груша- спортивный снаряд
Физ.пауза
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями)3.
Первичное восприятие произведения
СЛАЙД 4
Чтение рассказа (по цепочке, как предлагают авторы учебника)
- Как вы думаете, чем является история Дениски: сказкой, стихотворением или рассказом?
- Почему рассказ?
(Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера)4.
5. Первичное закрепление
- Кто герой этого произведения?
(Дениска)
-Кем Дениска решил стать?
(Боксёром)
-А что для этого нужно?
(Много тренироваться, отрабатывать удары)
-Найдите и прочитайте, что предложила мама?
-Дениске понравилась эта идея? Как он об этом говорит?
(Я очень обрадовался)
-Почему слово Мишка написано с большой буквы?
(Медвежонок любимый, а значит воспринимается как живой)
-Найдите и зачитайте, как его описывает Дениска?
-Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой?
-Как вы думаете, Дениска был рад встрече с Мишкой?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Поработайте с заданиями учебника самостоятельно, с.154. Приготовьтесь отвечать на вопросы.
-Почему Дениска заплакал?
(От жалости и любви к своему другу, чувств, которые вновь его захлестнули)
-Почему Дениска «раздумал быть боксёром»?
(Денис добрый, он не может бить даже плюшевого мишку).
-Кем считает Дениска свою игрушку?
(Другом детства.)
-Мы прочитали историю В. Драгунского «Друг детства». Скажите, пожалуйста, какой секрет любви нам открылся?
- Поднимите руки, у кого есть любимые друзья игрушки.
- Ребята, а как автор относится к герою? Докажите.
Работа по парам, по рядам
1-ряд, опираясь на задание в карточке ответит на вопрос: Кто такой настоящий друг?
КАРТОЧКА 1 — Зачеркните слова, которые не подходят. НАСТОЯЩИЙ ДРУГ — … - ДОБРЫЙ - ВНИМАТЕЛЬНЫЙ - ВРЕДНЫЙ - ПРЕДАННЫЙ - НАДЁЖНЫЙ - ГРУБЫЙ - ПОНИМАЮЩИЙ - ЗАБОТЛИВЫЙ |
2-ряд поработает с хрестоматией, и подберёт, те произведения, которые подходят к теме сегодняшнего урока
3-ряд расскажет, о чём это произведение.
КАРТОЧКА 2 — Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ. А) О мишке. Б) О настоящей дружбе. В) О помощи мамы. Г) О мечте. |
7. Итоговая беседа. Рефлексия.
-С каким рассказом мы познакомились?
(«Друг детства»)
- Кто его автор?
(Виктор Драгунский)
-«Кто» может быть для нас другом?
- О какой же любви идёт речь в этом произведении?
Любовь многолика, мы её можем испытывать ни один раз в жизни, но каждый раз по-особенному. И когда человек любит, в нем открываются самые благородные чувства: доброта, нежность, забота, желание беречь тех, кто нам дорог.
Перед вами лежат три сердечка, как символа любви, если вы искренне прониклись темой урока, то поднимите красное сердечко, если что-то осталось непонятным- желтое, а если урок не затронул тонкие струны вашей души, то –зелёное.
8. Домашнее задание.
С.152-154 читать. По желанию - нарисовать любимую игрушку.
1 Стихи.ру http://www.stihi.ru/2014/10/24/10570
2 http://russstudy.ru/
3 Физ.минутки про дружбу. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-druzhba.html
4 Словарь литературоведческих терминов. litem.ru
Пластинина Галина Григорьевна
Галина
Алина Яковлевна Корогод
Карине Рафаеловна
Кожевникова Елена Владимировна
Мельникова Светлана Федоровна
Сафронова Елена Леонидовна
Галина
Сафронова Елена Леонидовна
Сиюткина Надежда Владимировна
Галина