Урок литературы «В.В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир — бессердечие мещанина и гуманизм лирического героя»
Урок литературы в 7 классе
В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир – бессердечие мещанина и гуманизм лирического героя.
Автор Радькова Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели: познакомить школьников с особенностями творчества В.Маяковского, помочь ученикам понять идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; продолжить обучать анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать внимание, устную речь, воображение; воспитывать неравнодушное отношение к живым существам, гуманизм и человеколюбие.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
- 1918 год. Трудное время для нашей страны: идёт гражданская война, народное хозяйство разрушено, нет хлеба, топлива. На улицах палые лошади (убирать было некому): Петроград ест главным образом овёс.
В это время и было создано стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- В основу сюжета стихотворения легло реальное происшествие. Сохранилась такие строки, не вошедшие в окончательный вариант текста:
На Кузнецком кобыла,
мосту, а толпа
где дома над дохлой
сейчас растут, - голодная
было: охала.
Пала
Как с первых строк развивается сюжет? Обратимся к тексту стихотворения (чтение).
- Как с первых строк развивается сюжет стихотворения?
По оледенелой мостовой еле двигается лошадь, которая вскоре падает.
- Какой художественный приём использует поэт , чтобы передать топот копыт лошади?
- Случает ли подбор слов «гриб. Грабь. Гроб. Груб»? Только ли с целью звукоподражания использует их поэт?
- Нет, конечно. Возникает тревога, ощущение опасности, беды. И тут же – зарисовка неухоженной зимней московской улицы: «Ветром опита, льдом обута, улица скользила». Обратите внимание: разве это улица скользила? Нет, конечно, люди скользили, с трудом шагающие по неудобным тротуарам. Здесь поэт использует метонимию. И вот появляется слово, которое замедляет действие:
Лошадь на круп
грохнулась…
Что же происходит на улице?
… и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким
клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал…
- Как звучат эти строки?
Это гневные строки в адрес праздно шатающихся – «зевак» - для которых муки живого существа – зрелище.
- Какой неологизм использует Маяковский, чтобы охарактеризовать зевак? Почему они оказались на Кузнецком мосту, одной из фешенебельных улиц Москвы?
Пришли «штаны …клёшить».
- Эта деталь, подчёркивающая модные в то время брюки клёш служит средством социальной характеристики. Клёшит сытый обыватель, ищущий развлечений. Обыватели «сгрудились», т.е. собрались в кучу, как стадо, и смотрят на страдания животного, смеясь, а смех их напоминает звон металла, он «зазвенел и зазвякал». Как эта деталь характеризует внутренний мир обывателя?
Они холодные, равнодушные люди, бессердечные, безразличные к страданиям других.
- Какова реакция на произошедшее лирического героя?
«Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему», «подошёл и вижу глаза лошадиные», «подошёл и вижу – за каплищей каплища по морде катится», «и какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня». Герой удручён увиденным, потрясён бессердечным смехом толпы, слезами лошади.
- Взволнованность лирического героя передают паузы: он словно задыхается от волнения, не может говорить. Его пронзила боль, сострадание к лошади. «Звериная тоска», которая, «плеща, вылилась» из него, говорит о том, что у лирического героя есть душа, что он сознаёт своё единство с миром природы. Герой обращается к лошади. О чём он говорит? Перечитайте.
- Фраза «… все мы немножко лошади» стала крылатой. Действительно, в жизни каждого человека наступает момент, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Как преображается лошадь? (Цитаты.)
- Лошадь вспоминает детство – самую безоблачную пору, время, когда каждый мечтает о светлом будущем, надеется на лучшую жизнь. Изменилось ли ваше восприятие стихотворения? О лошадях ли оно? О хорошем ли отношении к ним?
Стихотворение о пороках современного поэту общества, о жестокости людей по отношению к любому живому существу. Каждое живое существо нуждается в сочувствии и понимании – именно об этом говорит нам Маяковский, противопоставляя смех зевак-обывателей, для которых упавшая лошадь – забавное развлечение, гуманизму, состраданию, сопереживанию лирического героя. Поэт говорит о том, что человеческое сочувствие, внимание и любовь – то, ради чего стоит жить и работать; при этом Маяковский имеет в виду уже не только животное: это утверждение справедливо и для человека.
4. Д/З: с. 113 – 114 чтение, ? 2 с.115 устно, с.115 – 123 чтение, вопр. 1 – 3 с.123 устно
Литература: В.Я.Коровина. Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2012
Садварий Жанна Владиславовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Устинова Валентина Ивановна
Садварий Жанна Владиславовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Красильникова Ирина Сергеевна