Тема занятия: «Домашние птицы и их птенцы»
Тема занятия: «Домашние птицы и их птенцы»
Цель занятия: Расширить и закрепить знания о домашних птицах и их птенцах.
Коррекционно-образовательные задачи:
-Закрепить в речи обобщающее понятие «домашние птицы; птенцы».
- Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме
-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; подбор слов - действий).
- Развивать диалогическую речь.
- Конструктивный праксис, артикуляционную, тонкую и общую моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.
Дидактический материал:
- картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов
Методы и приёмы:
- Словесные: беседа, вопросы, объяснения, инструкции, поощрение.
- Наглядные: картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов, карточки с числами.
- Практические: дидактические игры, игры на развитие крупной и мелкой моторики.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? ": рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение ).
Логопед: какое у нас время года. А какая осень (предзимье)
Повторение слоговых цепочек
а-а-ам; и-и-ми; им-ив;
а-а-ах; и-и-хи; ик-ап;
а-а-ав; и-и-ви; и-им-ив;
а-а-ап; и-и-пи; и-ип-их.
Сядет на место тот, ктот правильно опредеоит место звука «И » в слове.
Игра,кит,кони,очки, мир, икра, индюк, пони, изюм.
Объявление темы и целей урока.
Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. А о каких вы сейчас сами ответите.
Логопед выставляет картинку «Птичий двор». Посмотрите внимательно и скажите, кто здщесь изображен. Я буду читать зсгсдки, а вы отгадывайте.
С солнышком встает он вместе,
Будит всех веселой песней.
На макушке — гребешок.
Кто же это?
(Петушок)
Я обычная наседка,
Уточка — моя соседка.
Жаль, взлететь мне нелегко,
Куд-кудах, ко-ко-ко!
(Курица)
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это — …
(Утка)
Он твердит одно — га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это — …
(Гусь)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук,
Как зовут его — …
(Индюк)
Логопед: догадались, о ком идёт речь? О птицах. О каких (домашних), а почему это домашние птицы (они живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботится).
- Деление слов на слоги
Давайте ещё раз проговорим название птиц и их прохлопаем. (ку-ри-ца, пе-тух, ин-дюк, гусь, ут-ка, цып-ля-та). Дети прохлопывают и говорят сколько раз они хлопнули.
- Рассматртривание картины «Птичий двор»
Как человек заботится о домашних птицах? (о.д.)
Чем кормят домашних птиц? (о.д.)
Какую пользу приносят домашние птицы? (о.д.)
Какие части тела есть у всех птиц? (о.д.)
Чем покрыто тело птиц? (о.д.)
Какие домашние птицы умеют плавать? (о.д.)
Как называется домик у птиц на птицефабрике? (о.д.)
Кто ухаживает за птицами на ферме? (птичница)
5. Логопед:
- Ребята, птицы как и люди живут семьями.
- Давайте с вами назовем семью птиц ( по картинкам)
Петух, курица, цыпленок – это куриная семья;
Селезень, утка, утенок – это утиная семья;
Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;
Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья
Беседа по вопросам на изученную тему.
Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".
Что делает петух ? (кукарекает)
Что делает утка? (крякает)
Что делают цыплята (пищат)
Что делает индюк (болбочет)
Что делает гусь? (гогочет)
Что делает голубь –( воркует)
ИГРА «Четвертый лишний»
Логопед:
Но вечером на птичьем дворе оказались не только домашние птицы, отгадайте кто лишний?
Курица, утка, гусыня, ворона
Грач, индюк, селезень, петух
Индюшонок, крольчонок, цыпленок, утенок
Петух, синица, утка, индюк
- Послушай рассказ «Как утки курам помогли».
Однажды курица с цыплятами и утка с утятами пошли гулять, червяков искать. Гуляли они, гуляли и подошли к берегу реки. Захотели утки и куры перебраться на другой берег, да куры плавать не умеют. Что же им делать?
Думали они, думали и придумали...
Перескажи весь рассказ.
Ответь на вопросы:
- Что же придумали утки и куры, чтобы перебраться на другой берег?
- Чем закончилась эта история?
Итог занятия:
– Ребята, про каких птиц мы сегодня говорили?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили.
Молодцы.