Конспект логопедического занятия по теме «Домашние птицы»
Конспект логопедического занятия по теме «Домашние птицы»
Цель: расширение и закрепление знаний, словаря и грамматические конструкции детей о домашних птицах и их детенышах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить представления о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках;
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -ёнок).
- совершенствовать навыки слогового анализа слов.
- развивать фонематические представления
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать диалогическую речь, слуховое внимание, зрительный гнозис и конструктивный праксис, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: аудиозапись, сигнальные таблички, мешочки с кормом, листы с заданиями, наклейки с изображением птиц.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Выход к теме занятия.
- Доброе утро! Ребята, сегодня утром ко мне на электронный почтовый ящик пришло письмо. Давайте узнаем от кого же оно?
«Дорогие ребята, пишет вам птичница Мария. В моем птичьем дворе произошла беда. Все птицы стали спорить друг с другом, выяснять кто из них важнее? Я никак не могу их успокоить. Прошу вас приехать в гости и навести порядок.
- Поможем птичнице Марии помирить птиц?
- Отлично. Только дело это будет нелёгким, вам предстоит выполнять много самых разных заданий.
Сейчас я предлагаю стать вам в круг и произнести заклинание, которое поможет нам оказаться на птичьем дворе.
Встали вкруг, покружились,
На птичьем дворе очутились.
Вот мы с вами и на месте. Посмотрите, как здесь интересно (слайд, с изображением пустого птичьего двора). Только вот почему-то пусто, совсем не видно птиц. Почему же они спрятались от нас? Видимо они испугались.
- Я сейчас загадаю вам загадки об этих птицах, и вы узнаете, кто же от нас прячется?
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - ... (индюк)
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (петух)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает (курица)
Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - ... (гусь)
Ходит вразвалку,
Плывёт утюжком.
В пруду поныряет
И снова — пешком.
Лапы широкие, Сплющенный нос…
Что это за птица? Ответь на вопрос! (утка)
- Ребята, а как индюка, петуха, гуся, утку назовем одним словом? Птицы
- Какие именно это птицы? Домашние.
- Верно, почему их называют домашними?
- Они живут рядом с человеком, и он о них заботиться.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- Ребята, я хочу рассказать вам историю про домашних птиц, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
- Произошла эта история на птичьем дворе. Птичий двор был обнесен забором (упр. «Заборчик»).
Каждое утро домашние птицы выходили во двор гулять. Первым выходил петух, он просыпался очень рано и всех будил (упр. «Дудочка»). Затем выходили утки, они шли к пруду неторопливым шагом (упр. «Качели»). После выходили гуси, они тоже направлялись к водоему гордо вытянув шею вперед (упр. «Иголочка»). В пруду утки, и гуси плавали от берега к берегу (упр. «Часики»). Позже всех выходил индюк. Он считал себя самым важным, любил поспорить и иногда ругался (упр. «Индюк»). Птенцы очень любили гулять во дворе, любимыми их играми были футбол (упр. «Футбол»), катание с горки (упр. «Катушка»), царь горы (упр. «Грибок»), иногда они ссорились и дрались (упр. «Накажем язычок»), но потом обязательно мирились (упр. «Улыбка»).
А «Гуси шипят»: прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
3. Беседа по теме занятия.
Просмотр ролика о домашних птицах. Рассматривание картины «На птичьем дворе» и беседа по ней. (Закрепление знаний о домашних птицах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние птицы»)
- Как человек заботится о домашних птицах? (кормит, дает им воды, чистит им жилище)
-Чем кормят домашних птиц?
- Какую пользу приносят домашние птицы? (несут яйца, дают людям перья, пух, мясо)
- Какие части тела есть у всех птиц?
- Чем покрыто тело птиц?
- Какие домашние птицы умеют плавать?
- Как называется домик у птиц на птицефабрике? (птичник)
- Кто ухаживает за птицами на ферме? (птичница)
4. Дидактическая игра «Назови ласково»
- Ребята вы помните в письме птичница написала, что все птицы стали спорить друг с другом и поссорились.
- Для то, чтобы подружиться с ними, я предлагаю вам назвать их по-доброму, ласково.
Утка – уточка, курица- курочка, петух – петушок, гусенок – гусеночек, индюшка – индюшечка, утенок – утеночек, цыпленок – цыпленочек, индюшонок – индюшоночек, гусыня - гусынечка
5. Дидактическая игра «Семейка»
- Ребята, птицы как и люди живут семьями.
- Давайте с вами назовем семью птиц (по картинкам)
Петух, курица, цыпленок – это куриная семья;
Селезень, утка, утенок – это утиная семья;
Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;
Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья
6. Физкульминутка «Утром встал гусак на лапки»
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду — плюх! (Присели.)
7. Дидактическая игра «Чье перо?»
- Ребята, когда птенцы во дворе играли, они потеряли перья.
- Чье же оно?
- Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)
- Если это перо потеряла курица, ? (куриное)
- Если это перо потерял гусь? (гусиное)
- Если это перо потеряла утка? (утиное)
- Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)
8. Игра «Кто как кричит?»
-Как петух, кричит? Значит, что он делает? (кукарекает).
-Как курица голос подает? Значит, что она делает? (квохчет, кудахчет)
-Как утка голос подает? Значит, что она делает? (крякает)
-Как индюк кричит? Значит, что он делает? (болбочет)
-Как гусь кричит? Значит, что он делает? (гогочет)
- Как кричит цыпленок? Значит, что он делает? (пищит).
9. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Курица, петух, утка, синица;
ласточка, индюк, гусь, утка;
гусёнок-воробей, цыплёнок, утёнок;
гусь, утка, голубь, петух
10. Пальчиковая гимнастика «Курочка»
Вышла курочка гулять, (шагают указательным и средним пальцами каждой руки)
Свежей травки пощипать, (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки — желтые цыплятки. (бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, (хлопают в ладоши)
Не ходите далеко, (грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите, (гребущие движения пальцами обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола)
Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой-указательный, большой-средний и т.д.).
11. Письменное упражнение по обводке.
12. Подведение итогов занятия.
- Ребята вы справились со всеми заданиями, подружили домашних птиц друг с другом. Птицы убедились, что все они важные, нужные, приносят пользу людям. Птичница Мария очень вам благодарна за помощь.