Урок музыки в 1 классе «Здравствуй, гостья — Зима»
«Здравствуй, гостья-Зима»
Урок музыки 1 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Данные об учителе: Кривова Г.М. высшая категория
Предмет: музыка. Класс 1. УМК «Перспективная начальная школа» Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова.
Тема урока: «Здравствуй, гостья – зима».
Цель урока:
-развитие у первоклассников способности вслушиваться и эмоционально откликаться на музыку, звучащую в будни и праздник;
-обогащение впечатлений учеников о зиме средствами музыкального искусства, общение с народной песней, композиторской сказочной музыкой.
Задачи:
-формирование УУД: умения осуществлять самоконтроль результата деятельности; коммуникативных умений; приёмов сравнения, обощения;
-выражение своего эмоционально отношения к песням и осуществление творческого исполнительского замысла;
-побуждение формирования самостоятельного подбора нужных характеристик песен (средства музыкальной выразительности);
- расширение словарного запаса для анализа музыкальных произведений;
-продолжить работу над разучиванием народной песни «Как на тоненький ледок»;
- формирование умения создавать ритмическое сопровождение народной песни;
-вовлечение обучающихся в творческую деятельность через импровизацию;
-формирование понятий «народная песня, композиторская музыка, припев, трио, инструментальное сопровождение»;
-запоминание произведений русских композиторов: «Кикимора» А.Лядов, «Марш Черномора» М.Глинка, «Баба-Яга» П.Чайковский;
-исполнение различных произведений с группой одноклассников.
Результативность обучения: безошибочные устные ответы, умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, колокольчики, треугольники, бубен.
Виды планируемых учебных действий:
Учебные действия:
-достижение планируемого уровня достижений результатов обучения;
- обучение текстовой деятельности - работа с текстом на экране, работа с таблицей, «мозаика».
Предметные действия :
-чтение стихотворения С.Булдакова ;
-артикуляционно-дыхательное упражнение «Семья Криворотых»;
- муз/речевая (коммуникативная) игра «Шведский стол» авторы игры – Т.Тютюнникова и Т. Боровик
-музицирование .;
-исполнение песни «Как на тоненький ледок» с инструментальным сопровождением (колокольчики и треугольники, бубен).
-драматизация песни «Как на тоненький ледок». У обучающихся формируется общее понятие о значении музыки в жизни человека и о значении музыки на зимнем празднике. Привести учащихся к пониманию народной музыки, её тематики и жанровых особенностей. У обучающихся появляется интерес к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности;
-участие в ритмической минутке (НРЭО);
-рефлексия «Дерево успеха». Учитель задаёт вопросы по проведённому уроку и усвоению знаний.Ученики наклеивают на ёлочку шары различного цвета. Красный- если ты доволен собой , у тебя всё получалось.Жёлтый-если тебе на уроке непросто, не всё получалось.Синий-Если тебе было сложно, многое не получалось
Литература
1. Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности (Текст):-1-4 кл.:в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2012.-Ч.2: 344с. Программа по предмету «Музыка». Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова.
2.ЧелышеваТ.В. Музыка:1кл.: Учебник/Т.В.Челышева .В.В.Кузнецова.- 3-е изд. -М.: Издательство «Академкнига / Учебник», 2014.-96с.:ил.
3. . Музыка. 1 кл.: методическое пособие / Т.В.Челышева. В.В.Кузнецова.- М.:Академкнига/ Учебник, 2014.-88с.
4. Музыка: Нотное приложение к методическому пособию (ноты) :1 класс/ сост.Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова.- М.: Академкнига/ Учебник, 2012.-160с.
5. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М.А. Пинская, И.М.Улановская.-2-е изд.-М.:Просвещение,2014.-80 с.
6. Поплянова Е. М. День ромашки (Ноты): песни для детей : для голоса и фп./ (муз.) Елена Поплянова 4 (сл.) Николай Шилов.- Челябинск: MPI, 2009.-56с.
7.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития»,1997. СЕМЬЯ КРИВОРОТЫХ.
8.pravoslavnaa.livejournal.com Елена Уварова. Альбомы «Русская Зима», « Зимние забавы», «Весёлый новый год».
9.metod_kopilka.ru Презентация «Как на тоненький ледок», автор Хлопянова Т.В., МБОУ «СОШ №14», г.Новомосковск,2012г.
Открытый урок музыки 1 кл. УМК «Перспективная начальная школа»
«Здравствуй, гостья – Зима». Конспект урока.
Составила учитель высшей категории Кривова Г.М.
МАОУ «СОШ №13 г.Челябинска»
2018г
Сл.1 Обучающиеся входят в кабинет музыки под инструментальное исполнение мелодии песни «Здравствуй, гостья- Зима».
У.Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости.Предлагаю поприветствовать их песней !
(Муз приветствие : исполнение песни челябинского композитора Елены Попляновой «Здравствуйте»)
У.Вы знаете, как по русскому обычаю приветствовали дорогого и желанного гостя? Ему кланялись в пояс.Покажите, пожалуйста, такой поклон- приветствие от сердца.
У.Откройте, пожалуйста, учебник на стр.37-«Здравствуй, гостья-Зима»
А узнать, кого мы сегодня приветствуем, мы сможем, открыв учебник на с. 37?
Итак,кого мы приветствуем?
Об. Зимушку.
У.А тема нашего урока какая? Найдите её!
СЛ.2 Об.: «Здравствуй, гостья-Зима!»
СЛ.3 А давайте мы тоже поздороваемся с зимушкой, споем ей первые 2 строчки из этой песни.
Просим милости к нам- как по-другому можно сказать эту фразу. Как вы ее понимаете? Добро пожаловать , конечно. Когда мы кого-то очень хотим видеть у себя в доме, мы говорим- добро пожаловать. А в старину люди говорили - просим милости к нам. Спойте сейчас так, чтобы я увидела., что вы действительно рады зимушке.
(Пение Здравствуй, гостья-Зима.( 2 строчки))
СЛ.4. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте все вместе прочитаем стихотворение челябинского поэта Ст.Булдакова «Зимушка-зима»
Снег кружится и летает,
И ложится на поля.
Серебром лес украшает
Наша Зимушка-зима
СЛ.5 Уч.Ребята, посмотрите на экран и назовите зимние праздники.
У. А что делают ребята на праздниках?
Об. : Поют, танцуют, переодеваются.
У. Мы сегодня с вами попробуем провести урок-праздник!
У. На зимних праздниках всегда появляются сказочные персонажи. На уроке музыки предлагаю вспомнить сказочных персонажей в музыке русских композиторов. Назовите их!
СЛ.6 Об.Черномор, Кикимора, Баба-Яга.
У. Назовите, пожалуйста, фамилии композиторов, сочинивших музыкальные портреты этих персонажей.
СЛ.7 Об. П.Чайковский, М.Глинка, А.Лядов.
СЛ.8 У. Давайте разберёмся, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, для сочинения таких героев.
СЛ.9 Ритмическая минутка «Баба-Яга» (НРЭО Ансамбль Ариэль)
У.Чтобы нам принять ещё более активное участие в празднике, пожалуйста, давайте пробудим наше личико и голосок!
Мимическая и интонационная разминка «Семья Криворотых»
СЛ.10
Жила-была семья криворотых.
У папы рот был вот такой, (Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы — повторить 3 раза.)
У мамы рот был вот такой, (Натягиваем нижнюю губу на нижние зубы — повторить 3 раза.)
У дочери рот был такой, (Губы в хоботок влево — повторить 3 раза.)
У другой дочери, (Губы в хоботок вправо — повторить 3 раза.)
Но самый замечательный рот был у сына! (Хоботок к носу — повторить 3 раза.)
Вот легли они спать, но позабыли погасить свечку.
Папа говорит: «Жена, погаси свечку!»
А ей вставать неохота. Она говорит: «Дочка, погаси свечку!»
А той вставать тоже неохота, она говорит: «Сестрёнка, погаси свечку!»
А той тоже неохота. Она говорит: «Братик, погаси свечку!»
А братик говорит: «А мне неохота».
Встал папа. (Дует 3 раза.) Не гаснет. Встала мама. (Дует 3 раза.) Не гаснет. Встала сестрёнка. (Дует 3 раза.) Не гаснет.Встала другая. (Дует 3 раза.) Не гаснет.А братик говорит: «А мне неохота».
Папа: «Погаси». Мама: «Погаси». Сестра: «Погаси». Другая сестра: «Погаси».А братик говорит: «А мне неохота».
Папа: «Погаси свечку». Мама: «Погаси свечку». Сестра: «Погаси свечку». Другая сестра: «Погаси свечку». Брат: «Фу, фу, фу, погасил».
Папа: «Погасил». Мама: «Погасил». Сестра: «Погасил». Другая сестра: «Погасил». Брат: «Погасил».
Папа: «Спокойной ночи!» Мама: «Спокойной ночи!» Сестра: «Спокойной ночи!» Другая сестра: «Спокойной ночи!» Брат: «Спокойной ночи!»
Распев-игра-«Шведский стол» Авторы Т.Тютюнникова и Т.Боровик (вариант игры М.Картушиной)
Музыкальное сопровождение -эстонская народная песня
СЛ.11 Припев:
Веселись, детвора,
Поиграть пришла пора!
Педагог: Ученики:
1. Булочка с сыром, Съем бутерброд!
Хлебушек с маслом. Закрываю рот!
Булка с виноградом! ??????
Хлеб с водопадом! ??????
Припев:
Веселись, детвора,
Поиграть пришла пора!
2Хлеб с сосулькой, ????????
Булка с кастрюлькой! ????????
Булочка с конфеткой! ????????
Хлеб с таблеткой! ????????
Припев:
Веселись, детвора,
Поиграть пришла пора!
3.Хлеб с ромашкой, ???????
Булочка с бумажкой! ???????
Булка с огурцом, ???????
Песенка с концом! ????????
СЛ. 11-16 Песня-сценка «Как на тоненький ледок»-обучающиеся поют, 1 ученик «листает» текст на экране, трио разыгрывает сценку.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
Ехал Ванечка-дружок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
С своего коня упал.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
Он упал да и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
На коня его сажали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
Путь-дорогу показали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
СЛ.17 Игра «Мозаика»- 1 ученик (руководитель) выбирает трёх участников, команда-трио собирает текст из разрезанных листков , каждый выбирает 2 куплета песни, руководитель проверяет собранный текст.
У. А можно ли украсить нашу песню инструментальным сопровождением? У нас есть треугольники и колокольчики, бубен.
Об. Можно.
У. Выбираем трио исполнителей на треугольниках, трио исполнителей на колокольчиках и исполнителя на бубне.Сейчас эту же песню мы с вами исполним с инструментальным сопровождением!
СЛ.18 Музицирование с треугольниками и колокольчиками, бубном.
У. Ребята, Вы заметили, что в песне есть повторяющиеся слова? Какие? Как называется исполнение этих слов?
Об. Припев.
СЛ.19 Ребята. Как вы думаете. А можно ли нам инсценировать песню «Как на тоненький ледок»? Кто сегодня был самый активный, пусть выбирает участников-артистов!
(Инсценировка песни «Как на тоненький ледок»)
СЛ.20 У. На праздниках всегда есть место шутке. Сегодня в заключение нашего урока предлагаю вам повеселить наших гостей шуточной песней челябинского ансамбля «Мультики» Снежная баба !
(исполнение песни вместе с ансамблем «Мультики»г.Челябинск)
СЛ.21 Рефлексия урока. Каждый ученик определяет своё отношение к проведённому уроку и размещает шарик определённого цвета на ёлочку- «Дерево успеха».
У.Давайте дадим самооценку своей работе на уроке. На каждом ряду лежит лист с изображением ёлочки. Вам надо повесить шарик на ёлочку с самооценкой вашей работы на уроке.
Красный-если ты доволен собой, у тебя всё получилось.
Жёлтый-если тебе на уроке временами было непросто, не всё получилось.
Синий-если сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
СЛ.22 Спасибо за внимание!
Приложение
Текст песни « Снежная баба» из репертуара челябинского ансамбля «Мультики»
1.Я возьму ведро,
Ну а я совок,
И пойдем во двор,
Во дворе снежок!
И пусть Дед Мороз
Ущипнет за нос,
Но пока светло,
В шубе нам тепло!
Припев: Бабу! Мы будем строить снежную бабу!
Пусть удивятся мама и папа,
Когда увидят, что будет выше
Самой высокой в городе крыши
Та снежная баба! Та снежная баба! Та снежная баба!
2.Мне не повезло!
Снега больше нет,
А морковку брат
Съел еще в обед.
А метлу опять
Дворник отобрал,
Но не будет так,
Чтобы я скучал!
Припев: Деду! Мы будем строить снежную деду!
Пусть удивятся все домоседы,
Когда увидят, что будет выше
Самой высокой в городе крыши
Та снежная деда! Та снежная деда! Та снежная деда!