Эссе «Горизонты открытий. Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
Тема: «Горизонты открытий.
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика».
Эссе учителя начальных классов
Вахриной (Бронниковой) Марии Ивановны.
Школа - это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, которыми должен обладать педагог.
Разными путями приходят люди к делу своей жизни, выбору профессии. Мой путь не исключение. Мечтая с детства работать учителем, после окончания педагогического училища я сразу пришла в школу, причём в свою, родную. И с того момента, как я перешагнула её порог, вся жизнь моя стала совершенно другой, интересно и необычно было чувствовать себя в роли учителя. Школа действительно стала для меня вторым домом: здесь мой сын, мои ученики, мои друзья-коллеги.
Ещё осваивая тайны мудрости педагогической науки, я поняла, что любому учителю не только нужно научить детей своему предмету, но и найти путь к сердцу каждого ученика, сделать так, чтобы ребёнку было интересно учиться и познавать мир, интересно жить в этом мире, каждому педагогу необходимо найти золотую середину между любовью к профессии и любовью к детям.
За минувшие 16 лет моей педагогической деятельности я наконец то нашла тот путь, способ, действие, которое помогает реализовать главную задачу современной начальной школы - сформировать умение учиться!
Совершая универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, ученик приобретает на сегодняшний день приоритетное умение учиться. Развитие УУД в основной школе на старшей ступени обучения целесообразно за счёт формирования навыков исследовательской деятельности.
Исследование — это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Как же организовать это исследование в начальной школе? Изначально, данный вопрос был для меня очень сложным, непонятным, трудным…. Как же научить моих учеников учиться? Это стало моей главной целью.
В начальной школе ученики приобретают знания под контролем учителя и конечно поддержке родителей. Очевидно, что реализация научно-исследовательских проектов на начальной ступени обучения именно в сотрудничестве учителя и ученика приведет к приобретению умения учиться, для принятия участия в всероссийских и международных конкурсах несомненно требуется помощь родителей, всё это может привести к достижниям.
Каким же образом удаётся организовать данную деятельность? В своей практике я выбрала ряд подходов, методов, приемов, форм организации, для развития научно-исследовательских навыков:
проблемное введение в тему урока (проблемный урок), совместное или самостоятельное планирование выполнение практического занятия, групповые работы на уроке (Это идёт на «ура!» дети привыкают к такому началу урока, начинается выдвижение идей, предположений);
мыследеятельностные задания: мозговой штурм (выдвижение идеи), проблематизация, целеполагание, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, и обязательна рефлексия;
презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, изготовление «правильной» презентации, анализ выполненной презентации и оформление письменной работы. (Детям очень нравиться выступать в качестве экспертов, проверять отвечающих по критериям оценивания, которые мы вырабатываем все вместе);
коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; учимся критиковать, но только с предложениями по улучшении качества работ выступающих;
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов (это основа работы с текстом начиная с 1 класса);
информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить. Поэтому именно здесь и нужна качественная работа учителя.
Для формирования этого компонента применяются разнообразные задания. Это задания на умение задавать вопросы, на смысловое чтение и овладение приёмами осмысления, на структурирование текста и его озаглавливание.
Именно стандарт второго поколения предлагает следующие виды проектов: информационные (поисковые), исследовательские, творческие, социальные, прикладные (практико-ориентированные), игровые (ролевые). Они могут быть индивидуальными, парными, групповыми и т. д. В своей практике я часто применяю следующие формы организации исследовательской деятельности, как в учебной, так и во внеклассной работе, при проведении консультаций: обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, проблемное обучение.
В современном образовании диалог между учителем и учеником и родителями ( в начальной школе без низ никак) — не просто педагогическая форма и метод, а приоритетный принцип образования. Взаимодействие осуществляется на личностном уровне, возникают отношения равноправного сотрудничества, преобладает диалогичная форма, ученик и учитель достигают сотворчества восходящего к единым смыслам и ценностям, между ними происходит трансляция культурных ценностей.
В своей практике использую проектную деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.
Проектные уроки провожу на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников. Внеурочные проекты ребята готовят дома, выбрав интересующие их темы. Представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект-инсценировка, организационный проект, проект-выставка, проект-видеофильм, проект-рекламный ролик, мультимедийный проект.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие.
В заключении хочу заметить: практико-ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся – ощущение полезности своей деятельности. В рамках сегодняшней школы есть возможности для развития проектного мышления, с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Изученное помогло организовать целенаправленную систему работы по развитию научно-исследовательских навыков учащихся начальных классов (вернее мы только в начале нашего интересного пути), на данном этапе мы имеем следующие достижения нашего взаимодействия (личные достижения учащихся):
2013-2014 учебный год:
В классом туре приняли участие 15 человек.
На школьном туре только 7 человек, 2 призовых места.
2014-2015 учебный год:
В классом туре участвовали все ученики 3 класса.
На Школьный тур НПК прошли 10 человек, из них два 1 места, одно 2 место, три 3 места.
2015-2016 учебный год: Всего 12 участников, из них 5 призёров.
1 место: Темы работ: "Чудеса света", "Наше здоровье в наших руках"
2 место: "Магниты – вред и польза?"
3 место: "Что победит – бумажная или электронная книга?", " Они сражались за Родину – о братьях наших меньших".
Среди данных работ 2 были отправлены на всероссийский и международный уровни:
На районом туре НПК выступал мой ученик и занял 2 место, пройдя на городской уровень. Выступая на городской конференции мальчик занял 2 место! Мы были очень счастливы!
Вся наша работа конечна очень кропотлива, и порой нет сил идти дальше (т.к. в классе все работают с индивидуальными проектами «обязательно»), но когда видишь радость от успехов в глазах своих ребят, «спасибо» от благодарных родителей и педагогов, то словно открывается второе дыхание. Ради этих минут «счастья» я начну свою работу и с нового учебного года в ожидании новых достижений, вершин….