Конспект НОД «Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №47 «Ласточка»
Конспект НОД
по образовательной области «Коммуникация: развитие речи» с интеграцией образовательных областей «ФЭМП», «Физическая культура»
в группе компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»»
Учитель-логопед: Полторацкая Н.А.
Задачи:
Образовательные - учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному учителем-логопедом, обогащать и активизировать словарь.
Развивающие - развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
Воспитывающие – воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Материалы: картина «Зайцы», простые карандаши, раскраски по точкам с изображением зайца, коврики "травка" по количеству детей.
Организационный момент.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с Вами отправляемся в путешествие на лесную полянку. На чем мы с Вами все время летаем? – на самолете. Откуда мы с вами отправляемся? – из группы № 10 «Василек», детского сада № 47 «Ласточка», который находится на улице Курыжова в городе Домодедово. Итак, всем пристегнуться. Но, чтобы взлететь, нужно заправить наш самолет. Наш самолет заправляется цифрами. Нам нужно посчитать от 1 до 10.
Дети: считают от 1 до 10.
Учитель-логопед: Итак, мы летим. Как самолет у нас гудит: делаем вдох носиком, губы трубочкой: Тянем гласный звук у. Громче, тише. (Упражнение на развитие плавного речевого выдоха). Прилетаем на полянку, а там нас уже встречают.
Раздача картинного материала.
Беседа по картине «Зайцы» (Приложение №1).
Учитель-логопед: Кто нарисован на картине?
Дети: Зайчики.
Учитель-логопед: Где зайчики находятся?
Дети: В лесу.
Учитель-логопед: Какое время года изображено на картине?
Дети: Зима.
Учитель-логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Кругом снег. От деревьев на снегу тень. В тени снег кажется голубоватым.
Учитель-логопед: Сколько зайчиков?
Дети: Три.
Учитель-логопед: Интересуется у детей, что они знают о зайцах. Выслушивает ответы детей, помогает правильно построить фразы, подсказывает более точные слова. Затем предлагает ребятам дать название картине. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке».
Дидактическая игра «Кто, что делает?»
Учитель-логопед: вместе с детьми рассматривает картину и побуждает детей отвечать на вопрос: «Кто изображен на картинке?» и «Что делает каждый зайчик?».
Учитель-логопед: предлагает составить интересные и подробные рассказы по картине. Затем дает образец рассказа: «Однажды, зимним вечером, выскочил на лесную полянку зайчик. Шубка у зайчика белая, шерсть мягкая, хвост пушистый, короткий. Ушки длинные, кончики ушей у зайца черненькие.
Огляделся. Кругом снег. Увидел заяц молодое деревце с мягкой корой. Обрадовался: "Хорошо-то как!" Встал столбиком и принялся обгрызать кору.
Глядь, а к нему другие зайчики бегут! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. Не надо ссорится друг с другом зайчики, на полянке всем места хватит!»
Физкультминутка «Зайка серенький сидит» (Е.Железнова)
Зайка серенький сидит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Зайке холодно сидеть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Зайке холодно стоять
Скок, скок, скок, скок
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок.
«Полянка» (пальчиковая гимнастика из книги «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова» О.И.Крупенчук)
(На коврике "травка")
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
(Прыгаем всеми пальцами по коврику)
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгавшись, устали.
(Положить ладони на коврик)
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!»- им сказали.
(ладони по очереди волнами ползут по коврику)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать
(Ладони поочередно гладят коврик).
Задание на развитие мелкой моторики: «Обвести по точкам рисунок с изображением зайца» (Приложение №2).
Учитель-логопед: Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но для того, чтобы наш самолет отправился в обратный путь, мы должны посчитать от 10 до 1.
Дети: считают от 10 до 1.
Итог:
Учитель-логопед: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось, что запомнилось?
(Приложение №1)
(Приложение №2)