Статья «Интерактивные формы обучения рассказыванию детей с ОВЗ по картинам М.В. Нестерова» (1–2 класс)

2
2
Материал опубликован 30 March 2019 в группе

Аннотация статьи. В соответствии с ФГОС духовно-нравственное воспитание школьников должно пронизывать весь образовательный процесс и носить целостный характер. Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс образовательных организаций в условиях инклюзивного пространства возможно и на логопедических занятиях. Достаточно эффективным является раскрытие образа Сергия Радонежского как средство развития речи младших школьников с ОВЗ посредством рассматривания полотен М.В.Нестерова.

 Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, Сергий Радонежский, совместная логопедическая деятельность, полотна М.В.Нестерова, обучение рассказыванию.

 

Для того чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Для нашей культуры и нашего человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни. Надо дать воспитанникам возможность обретения духовно-нравственного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.

Древняя  Русь  имела  много  мыслителей  и  проповедников.  Один  из  них – игумен  подмосковного  Троицкого  монастыря  Сергий  Радонежский  (в  детстве  Варфоломей).  Жизненный  путь  великого  старца  очень  необычный.  Он  бежал  от  общества  людей,  а  в  результате  стал  его  духовным  предводителем;  он  никогда  не  брал  в  руки  меча – но  одно  его  слово  на  весах  победы  стоило  сотен  мечей.  Удивительна  и  сама  тайна,  окружающая  имя  Сергия.  Почти  во  всех  великих  событиях  эпохи  мы  чувствуем  его  незримое  присутствие.  А  между  тем  до  нас  не дошло  ни  его  собственных писаний,  ни  точной  записи  его  бесед.  Дошли  же  до  нашего  времени  рассказы  о  его жизни  талантливых  русских  писателей,  житие  в красках,  созданное  великими  художниками.

На  логопедических занятиях  можно  обратиться  к  жанру  жития  и  его  традициям  в  русском  искусстве.  Примером  может  служить  использование  на  занятиях  репродукций  картин  М.В.Нестерова  «Видение  отроку  Варфоломею»,  «Юность  Преподобного  Сергия»,  «Труды  Преподобного  Сергия»,  «Преподобный  Сергий  Радонежский»  в  сочетании  с  очерком  Б.Зайцева  «Преподобный  Сергий  Радонежский»  и  с  самим  «Житием  Сергия»,  что  прививает  детям  интерес  к  живописи,  развивает  наблюдательность,  обогащает  их  новыми  яркими  впечатлениями,  повышает  мотивацию  к  исправлению речи. 

Обращение к образу Сергия Радонежского на логопедических занятиях в младшем школьном возрасте, прежде всего, преследует следующие воспитательные цели:

1.  Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

2.  Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

3.  Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

4.  Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

5.  Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

А обращение к полотнам М.В.Нестерова, на которых запечатлена жизнь и деяния Преподобного Сергия, позволяет решать и коррекционно-развивающие задачи:

1.     Развитие связной монологической речи детей с ОВЗ.

2.     Формирование умения  формулировать  свои  эмоционально-оценочные  суждения  через  воспитание  отзывчивости  на  произведения  художника  М.В.Нестерова.

3.     Совершенствование умения составлять рассказы о содержании картины.

Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890–е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского. 

Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение. 

Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году. 

При работе над картиной можно использовать как стихотворный, так и прозаический тексты.

Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: «Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться».

(Р.Запесоцкая.. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)

«…Теперь  он – удручённый  неудачами – нашёл  не  то,  чего  искал.  Под  дубом  встретил  «старца  черноризца».  Очевидно,  старец  его  понял.

-Что  тебе  надо,  мальчик?

Варфоломей  сквозь  слёзы  рассказал  об  огорчениях  своих  и  просил  молиться,  чтобы  Бог  помог  ему  одолеть  грамоту.

И  под  тем  же  дубом  стал  старец  на  молитву.  Рядом  с  ним  Варфоломей – через  плечо  недоуздки.  Окончив,  незнакомец  вынул  из-за  пазухи  ковчежец,  взял  частичку  просфоры,  благословил  ею  Варфоломея  и  велел  съесть.

-Это  даётся  тебе  в  знак  благодати  и  для  разумения  Священного  Писания.  Отныне  овладеешь  грамотою  лучше  братьев  и  товарищей…».

 (Б.Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский).

Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.

(Р.Запесоцкая.. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)

Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, словно птахи.
И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить.

(Р.Запесоцкая.. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)

Интерактивные формы обучения  рассказыванию по картинам М.В.Нестерова

1.     Опора  на  жизненные  и  художественные  ассоциации. 

Вопросы,  обращённые  к  эмоциональным  воспоминаниям:

-Видели  ли  вы  подобную  красоту  в  жизни?

-Доводилось  ли  вам  испытывать  такой  восторг  перед  красотой  в  жизни?

-Какая  музыка  могла  бы  сопровождать  ваш  рассказ  о  картине  знакомым?

-Составьте  предложения  по  картине.

2.     Определение состава картины.

Игра «Телескоп»

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, давать им соответствующие названия.

Материал: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации телескопа.

Ход: каждый ученик  по очереди рассматривает картину в «телескоп» и называет только один объект.

3.     Установление взаимосвязи между объектами.

Игра «Кто с кем, что с чем?».

Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.

Материал: рассматриваемая картина.

Ход:  ученик называет пары живых/ неживых объектов на картине.

Упражнение  «Почувствуй  другого  и  себя».

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопрос о местонахождении объекта.

Ход: каждый ученик «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в пространстве относительно других объектов.

-Определи  своё  место  в  пространстве  картины.  Где  бы  ты  встал?  С  кем  бы  ты  был  рядом?  Где  бы  ты  хотел  (не  хотел)   находиться?  Что  бы  сделал  (сказал)?  Как  бы  себя  чувствовал? 

-Попробуйте  карандашами  выразить  своё  настроение  в  данный  момент.

4.     Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств (слух и зрение). Игры «Что я слышу?», «Что я вижу?»

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

  Ход: всматриваясь в объекты, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине».

 Составление рассказа от лица разных героев. Игра «Расскажу о себе»

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

 Ход: Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или что-нибудь
(целый объект или его часть). Выбрать специфическую характеристику объекта. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного
объекта.

5.     Лексико-грамматические упражнения.

-К  данным  именам  существительным  подобрать  подходящие  по  смыслу  имена  прилагательные.

Тишина  …,  горизонт …,  холмы …,  краски …,  природа …,  берёзка …,  трава …,  ели …,  небо …,  осень … .

-Вставить  подходящие  по  смыслу  глаголы,  обозначающие  трудовые  процессы. 

Жили  тихо  и  сурово.  Сергий  подавал  во  всём  пример.  Сам …  …  брёвна,  …  воду   в  гору,  …  хлебы,  …  пищу,  …  одежду,  обувь.  (Б.Зайцев.)

Епифаний  Премудрый  в  конце  «Жития  Сергия  Радонежского»  написал:  «Отворите  мне  ворота  правды,  и  я  войду  в  них…».  В  этих  словах  сама  суть  личности  старца,  его  жизненного  пути.  Сколько  людей  увлёк  Сергий  за  собой!  И,  возможно,  познакомившись  с  ним, дошкольники встанут  на  путь  любви  ко  всем  людям.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Добрынина, Е.В. «Житие Сергия Радонежского» в школьном изучении // Халёх шкуле. -2006. -№6. –С.34-38.

2.      Зайцев Б.  Белый  свет:  Проза.  -М.,  1990. -С.188.

3.      Знамя  Преподобного  Сергия  Радонежского.  -Новосибирск,  1991. -С.8.

  1. Сергий  Радонежский: Сборник / Сост.  В.А.Десятников. –М., 1991. -С.9-106.
  2. http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=73445 Егорова В.А.Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».
Комментарии

Интересные фомы обучения! Спасибо а работу, Елена Вадимовна.

30 March 2019

Спасибо за отзыв!

31 March 2019