Статья «Интерактивные формы обучения рассказыванию детей с ОВЗ по картинам М.В. Нестерова» (1–2 класс)
Аннотация статьи. В соответствии с ФГОС духовно-нравственное воспитание школьников должно пронизывать весь образовательный процесс и носить целостный характер. Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс образовательных организаций в условиях инклюзивного пространства возможно и на логопедических занятиях. Достаточно эффективным является раскрытие образа Сергия Радонежского как средство развития речи младших школьников с ОВЗ посредством рассматривания полотен М.В.Нестерова.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, Сергий Радонежский, совместная логопедическая деятельность, полотна М.В.Нестерова, обучение рассказыванию.
Для того чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Для нашей культуры и нашего человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни. Надо дать воспитанникам возможность обретения духовно-нравственного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.
Древняя Русь имела много мыслителей и проповедников. Один из них – игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (в детстве Варфоломей). Жизненный путь великого старца очень необычный. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед. Дошли же до нашего времени рассказы о его жизни талантливых русских писателей, житие в красках, созданное великими художниками.
На логопедических занятиях можно обратиться к жанру жития и его традициям в русском искусстве. Примером может служить использование на занятиях репродукций картин М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Юность Преподобного Сергия», «Труды Преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский» в сочетании с очерком Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и с самим «Житием Сергия», что прививает детям интерес к живописи, развивает наблюдательность, обогащает их новыми яркими впечатлениями, повышает мотивацию к исправлению речи.
Обращение к образу Сергия Радонежского на логопедических занятиях в младшем школьном возрасте, прежде всего, преследует следующие воспитательные цели:
1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
5. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
А обращение к полотнам М.В.Нестерова, на которых запечатлена жизнь и деяния Преподобного Сергия, позволяет решать и коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие связной монологической речи детей с ОВЗ.
2. Формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения через воспитание отзывчивости на произведения художника М.В.Нестерова.
3. Совершенствование умения составлять рассказы о содержании картины.
Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890–е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.
Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.
Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.
При работе над картиной можно использовать как стихотворный, так и прозаический тексты.
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: «Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться».
(Р.Запесоцкая.. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)
«…Теперь он – удручённый неудачами – нашёл не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца». Очевидно, старец его понял.
-Что тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слёзы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей – через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частичку просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.
-Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей…».
(Б.Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский).
Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.
(Р.Запесоцкая.. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)
Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, словно птахи.
И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить.
(Р.Запесоцкая.. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)
Интерактивные формы обучения рассказыванию по картинам М.В.Нестерова
1. Опора на жизненные и художественные ассоциации.
Вопросы, обращённые к эмоциональным воспоминаниям:
-Видели ли вы подобную красоту в жизни?
-Доводилось ли вам испытывать такой восторг перед красотой в жизни?
-Какая музыка могла бы сопровождать ваш рассказ о картине знакомым?
-Составьте предложения по картине.
2. Определение состава картины.
Игра «Телескоп»
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, давать им соответствующие названия.
Материал: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации телескопа.
Ход: каждый ученик по очереди рассматривает картину в «телескоп» и называет только один объект.
3. Установление взаимосвязи между объектами.
Игра «Кто с кем, что с чем?».
Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.
Материал: рассматриваемая картина.
Ход: ученик называет пары живых/ неживых объектов на картине.
Упражнение «Почувствуй другого и себя».
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопрос о местонахождении объекта.
Ход: каждый ученик «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в пространстве относительно других объектов.
-Определи своё место в пространстве картины. Где бы ты встал? С кем бы ты был рядом? Где бы ты хотел (не хотел) находиться? Что бы сделал (сказал)? Как бы себя чувствовал?
-Попробуйте карандашами выразить своё настроение в данный момент.
4. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств (слух и зрение). Игры «Что я слышу?», «Что я вижу?»
Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Ход: всматриваясь в объекты, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине».
Составление рассказа от лица разных героев. Игра «Расскажу о себе»
Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход: Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или что-нибудь
(целый объект или его часть). Выбрать специфическую характеристику объекта. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного
объекта.
5. Лексико-грамматические упражнения.
-К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные.
Тишина …, горизонт …, холмы …, краски …, природа …, берёзка …, трава …, ели …, небо …, осень … .
-Вставить подходящие по смыслу глаголы, обозначающие трудовые процессы.
Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всём пример. Сам … … брёвна, … воду в гору, … хлебы, … пищу, … одежду, обувь. (Б.Зайцев.)
Епифаний Премудрый в конце «Жития Сергия Радонежского» написал: «Отворите мне ворота правды, и я войду в них…». В этих словах сама суть личности старца, его жизненного пути. Сколько людей увлёк Сергий за собой! И, возможно, познакомившись с ним, дошкольники встанут на путь любви ко всем людям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добрынина, Е.В. «Житие Сергия Радонежского» в школьном изучении // Халёх шкуле. -2006. -№6. –С.34-38.
2. Зайцев Б. Белый свет: Проза. -М., 1990. -С.188.
3. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. -Новосибирск, 1991. -С.8.
- Сергий Радонежский: Сборник / Сост. В.А.Десятников. –М., 1991. -С.9-106.
- http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=73445 Егорова В.А.Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».
Ватолина Светлана Анатольевна
Антонова Елена Вадимовна