Тематическая контрольная работа «Элементы математической логики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Элементы математической логики»
Автор: | Зуева Евгения Васильевна, учитель информатики |
УО | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Вольно-Надеждинское Надеждинского района» имени А.А. Курбаева |
Регион и населенный пункт | Приморский край, Надеждинский р-он, с.Вольно-Надеждинское |
Предмет | информатика |
Класс | 8 класс |
Тема | Элементы математической логики |
Цель | Оценить знания и навыки применения теоретических знаний для решения практических задач |
Продолжительность выполнения | 40 минут |
Структура и содержание заданий | В работе представлены задания разного уровня сложности: 6 – базового уровня (1,2,3,4,5,6) и 2 - повышенного уровня сложности (7,8). Всего 8 заданий. |
Проверяемые знания и умения | Знать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания; определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений. |
УМК | Информатика: 8-й класс: базовый уровень: учебник / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 6-е изд., Москва: Просвещение, 2024 |
Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит задания, аналогичные заданиям ВПР (№ 5, 6, 7), и задания, аналогичные заданиям ОГЭ (№ 5, 6, 8). https://inf-oge.sdamgia.ru/prob_catalog |
Инструкция к работе
На выполнение заданий отводится один урок (40- 45 минут).
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом. Можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Можно пропустить задание, которое не удаётся выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, то вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаю успеха!
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Элементы математической логики
1 вариант
№1. Какие предложения являются высказываниями? В ответе укажите их номера.
Вы были в театре?
Число 6 – четное.
8 + х = 11
Делайте утреннюю зарядку!
Париж — столица Англии.
Число 11 является простым.
№2. Установите соответствие и запишите три ответа в виде «IА1» через запятую.
Логическая операция | Обозначение | Определение |
Конъюнкция | ИЛИ, v | логическая операция, которая делает ложное высказывание истинным, а истинное — ложным |
Дизъюнкция | НЕ, ¬ | истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны |
Отрицание (инверсия) | И,& | ложна тогда и только тогда, когда оба высказывания ложны |
№ 3. Из сложного суждения выделите простые суждения, обозначьте их буквами английского алфавита и составьте формулу. В ответе запишите формулу.
« Число 156 делится на 3 и не делится на 7»
№ 4. Вычислите значение логического выражения: ((1 & 0) v 0) & (1 v 1) = ?
№ 5. Для какого из приведенных значений числа X ложно высказывание:
(X = 9) ИЛИ НЕ (X < 10)? В ответе укажите значение Х.
А) 8 Б) 9 В) 10 Г) 11
№ 6. Для какого из приведенных имен истинно высказывание:
НЕ (Вторая буква гласная) И НЕ (Последняя согласная)?
А) Емеля Б) Иван В) Михаил Г) Никита
В ответе укажите имя.
№ 7. Постройте таблицы истинности для следующих выражений:
А) А v ¬ В
Б) (⌐A & ⌐B v C) & А
№ 8. В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети.
Запрос | Найдено страниц (в тысячах) |
Шёлк & Китай | 780 |
Шёлк | 1230 |
Китай | 3210 |
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Шёлк | Китай?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Элементы математической логики
2 вариант
№1. Какие предложения являются высказываниями? В ответе укажите их номера.
Выразите 1 час 45 минут в минутах.
Любой квадрат является прямоугольником.
Все на субботник!
Кто отсутствует?
Все медведи — бурые.
3+5 = 2*4
№2. Установите соответствие и запишите три ответа в виде «IА1» через запятую.
Логическая операция | Обозначение | Определение |
Дизъюнкция | НЕ, ¬ | истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны |
Отрицание (инверсия) | И,& | ложна тогда и только тогда, когда оба высказывания ложны |
Конъюнкция | ИЛИ, v | логическая операция, которая делает ложное высказывание истинным, а истинное — ложным |
№3. Из сложного суждения выделите простые суждения, обозначьте их буквами английского алфавита и составьте формулу. В ответе запишите формулу.
«Число 128 трехзначное и не является простым»
№ 4. Вычислите значение логического выражения: ((0 & 1) v 1) & (1 v 0) = ?
№ 5. Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание:
(X < 3) И НЕ (X < 2)? В ответе укажите значение Х.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
№ 6. Для какого из приведенных имен истинно высказывание
НЕ ( (Первая буква согласная) ИЛИ (Последняя буква гласная) )?
А) Иван Б) Семен В) Никита Г) Михаил
В ответе укажите имя.
№ 7. Постройте таблицы истинности для следующих выражений:
А) ¬ (А v В)
Б) (A & ⌐B v ⌐C ) v В
№ 8. В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети.
Запрос | Найдено страниц (в тысячах) |
Версаль | Фонтан | 4800 |
Версаль | 1260 |
Фонтан | 4350 |
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Версаль &Фонтан?
Критерии выставления оценок:
За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Задания №1 и №2 - за каждый правильный ответ в самом задании, ставится 1 балл.
Задания №3,4,5,6 оцениваются по 1 баллу за правильный ответ.
За правильное решение каждого задания повышенного уровня (№7,8) -2 балла.
Оценка | Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Кол-во баллов | 13-16 | 10-12 | 7-9 | менее 7 |
Эталоны ответов
Номер задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 2,5,6 | 2,5,6 |
2 | IВ2, IIА3, IIIБ1 | IВ2, IIА3, IIIБ1 |
3 | А*¬В | А*¬В |
4 | 0 | 1 |
5 | 8 | 2 |
6 | Емеля | Иван |
8 | 3660 | 810 |
А | B | ¬В | A v ⌐B |
0 | 0 | 1 | 1 |
0 | 1 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 |
№7 А)
А | B | С | ¬А | ¬В | ⌐A & ⌐B | ⌐A & ⌐B v C | (⌐A & ⌐B v C) & А |
0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
№7 Б)
2 вариант
А | B | AvВ | ⌐(A v B) |
0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 |
1 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 |
А | B | С | ¬В | ¬С | A & ⌐B | A & ⌐B v ¬C | (A & ⌐B v ⌐C ) v В |
0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |