Тематическая неделя в старшей и подготовительной группах «Удивительный мир часов».
Пояснительная записка к презентации
2
Тематическая неделя в старшей и подготовительной группах «Удивительный мир часов».
2021 год
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ВИДАМИ ЧАСОВ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО.
- Познавательный рассказ воспитателя о часах.
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени».
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
-Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Изготовление водяных часов
- Создание альбома «Часы».
Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001.
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991.
3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995.
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14.
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара. Издательство «Учебная литература», 2000.
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара. Издательство «Учебная литература»,2004.
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43.
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10.
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки. - Харьков. Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006
Познавательный рассказ о часах.
Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели, как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет?
Дети: Часы.
Воспитатель: - Сейчас я расскажу вам, как появились часы.
А скажите, часы были всегда или было время, когда не было часов?
Воспитатель: было время, когда не было часов.
-Как же люди определяли, когда нужно вставать, когда ложиться спать?
Они ориентировались на времена года, части суток (день –ночь)
Воспитатель: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.
- Подумайте и скажите, когда они дольше спали – летом или зимой? – Люди спали дольше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.
Воспитатель:
- А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно?
Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче. Вот проснулся человек и увидел тень от солнца.
- Как он определял время суток? - Утром тень в одной стороне, вечером в другой.
Воспитатель: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы (Показ картинки). У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит скоро вечер. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни? - Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?
- А что плохого в этих часах?
- Почему мы не пользуемся ими сейчас? – Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.
- Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?
- Люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!».
Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.
(Изготавливаются заранее водяные часы из пластиковой бутылки. Делается отверстие в крышке с помощью шила. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)
- «Течет время» и в песочных часах. Вернее, не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры. - Что в них было хорошо, а что плохо?
Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно через каждые 1 минуту их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.
- Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы в дет. сад, школу?
- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало? Что можно сделать за 1 минуту?
Сейчас мы проверим, много ли это – 1 минута.
Дидактическая игра «Нарисуй за 1минуту палочки»
Воспитатель: –Почему получилось у каждого разного количества палочек?
- У каждого свой темп.
(Дети рассматривают песочные часы)
Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24части. Выходит, Время не только течет, но еще и сгорает.
(Демонстрируется горящая свеча.)
- Как вы думаете, что плохого было в этих часах?
Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему?
Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И люди придумали другие часы, какие? – которые, можно было повесить в каждом доме.
Появились разные часы.
- Как называются часы, которые висят на стене? – настенные часы.
- Которые стоят на полу? – напольные.
- Которые стоят на столе? – настольные.
- Которые человек носит на руке? – наручные.
Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно, и они подадут вам сигнал.
Рассматривание часов на иллюстрациях.
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
То немножко отстают,
Мы смотрели вместе,
А часы стоят на месте.
Вопросы к занятию
Как вы думаете зачем у нас в группе висят часы?
-Кому они в нашей группе нужны?
-Зачем они нужны людям?
-Для чего их создали?
Вы все говорили правильно, часы измеряют время.
-А что такое время? Время было всегда, оно и бежит, и идет вперед. Слово время происходит русского слова «вертемя» т.е. вертеть время.
Воспитатель: вам понравилось занятие?
Дети делятся впечатлениями.