12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна257
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

Разработка классного часа на тему «Овеянные славою флаг наш и герб» для учащихся 6 класса

Цели:

1) Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.

2) Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;

3) Воспитывать у детей уважительное отношение к Государственным символам России.

4) Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

5) Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.


                                                  Ход классного часа

                                                                   Взвейся в небо, флаг России гордый!

                                                                   В лучезарном небе вознесись!

                                                                   Триколором – красным, синим, белым,

                                                                   Гражданин России, ты гордись!

                                                                                                        А.Р.Коренеев


1) Вступительное слово учителя

- Россия! Священная наша держава, любимая наша страна… Могучее, независимое государство, имеющее богатую историю, пережившее великие испытания, поражения и победы. По-настоящему понимаешь это во время военных парадов, спортивных соревнований, когда взмывает ввысь российский флаг, когда победно и торжественно звучит гимн России.

Кажется, ничего особенного в российском флаге нет: прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цвета. Ведь есть же флаги и ярче, и красивее! Тогда откуда же у «обыкновенного» флага такая магическая сила, заставляющая отдавать ему высшие государственные почести, хранить его как святыню? Всё дело в том, что этот флаг необычный. Это Государственный флаг Российской Федерации, официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Вот почему он гордо реет над Московским Кремлём, объединяя и защищая всех нас своим ярким триколором!

Классный час посвящён символам нашего государства. Сегодня мы узнаем смысл главных символов, их значение для каждого из нас.

2) Беседа с учащимися

- Определите значение слова «символы» ( Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления)

- Приведите примеры символов (Эйфелева башня – символ Парижа; статуя Свободы – символ США; олимпийские кольца – символ олимпийского движения)

- Какие символы России вы знаете? (Берёза, Кремль, Красная Площадь, Знамя Победы)

Учитель:

- Символов России много, но есть особенные символы, они называются государственными и закреплены в Конституции РФ. За каждым из них стоит не только его значение, но и история, выражение патриотизма её граждан.

- Какие символы государственной власти вы знаете? (Флаг, герб, гимн)

- Эта триада возникла не сразу. Только в 20 веке во всём мире установилась обязательная традиция: каждая страна обязана иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами, потому что отношение к гербу, флагу, гимну – это выражение отношения к государству. Символы нашей страны начитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце 15 века, государственный флаг – в 18 веке, государственный гимн – в 19 веке.

3) Выступления учащихся

Группа историков (Флаг России)

1 ученик

Флаг России – один из древнейших Государственных флагов мира, он создавался на протяжении веков, но всегда являлся символом свободы, доблести, веры, силы и могущества государства Российского.

Первые предшественники флагов – стяги, символы княжеской власти. Стяги представляли собой длинные шесты, на которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты. Затем для стягов стали использовать большие куски тканей яркого цвета в форме клина. Первым флагом на Руси был красный флаг. Под красным полотнищем ходили в походы дружины вещего Олега и Святослава. В период феодальной раздробленности свой флаг имело каждое княжество.

t1609761600aa.jpg



t1609761600ab.jpg

Первой попыткой представить общерусский флаг был стяг с ликом Христа. Под этим флагом Дмитрий Донской одержал победу в Куликовской битве.

t1609761600ac.jpg

2 ученик. Бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орёл» во время царствования Алексея Михайловича. Почти десятилетие на рубеже 17-18 веков бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше, так и на море. Законным же «отцом» триколора признан Петр Первый. 20 января 1705г он издал указ, по которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. Белый цвет олицетворял свободу, синий – Богородицу (покровительницу России), красный – державность (смелость и великодушие). Трёхцветный флаг украшал и военные корабли до 1712г, когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг. В конце 18 века трёхцветный флаг становится национальным флагом России.

После Великой Октябрьской революции 1917 года был учрежден красный флаг с изображением серпа и молота и золотой звезды. Советское красное знамя имело достойную историю, оно стало знаменем победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Под красным знаменем шли в бой солдаты защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Из рассказов моих родственников я знаю, как ценой своей жизни советские воины спасали полковые знамена. В занятых врагом городах и селах школьники тайно прятали от врага знамя своей пионерской организации, знамя школы, флаги государственных учреждений и попавших в окружение воинских частей, при этом многие погибали сами и расплачивались жизнью своих родных. Красный флаг воспринимался как символ победы, свободы.

t1609761600ad.gif

3 ученик

С 1991 года официальным символом России считается триколор, а указом президента РФ в 1993 году было утверждено Положение о государственном флаге РФ. И это не случайно, ведь именно этот трёхцветный флаг развевался над головами тех, кто оказал сопротивление путчу в августе 1991 года!

Удивительно, но наш российский флаг «трижды рожденный»: при царе Алексее Михайловиче – это торговый и морской флаг, в конце 18 века и до 1917 года – государственный флаг, с 1991 года – это Государственный флаг России.

Наш флаг – это гордость и слава России. На его «обыкновенном» полотнище – великие подвиги наших предков, это частица знамени Победы над повергнутым Рейхстагом. Под этим флагом солдаты принимают присягу на верность Родине. Российский флаг - символ победы на 22 зимней олимпиаде в городе Сочи. Тридцать три раза устремлялся ввысь трёхцветный колор, аплодируя российским спортсменам!

Три яркие полосы на флаге России по-прежнему олицетворяют те идеалы, с верой в которые мы живём, идём в будущее, – это Мир, Вера, Добро. Мне кажется, в этом заключается магическая сила нашего флага. Поэтому мы относимся к флагу нашей страны с уважением, как к одной из главных святынь нашего государства. Не случайно за осквернение Государственного флага в Конституции РФ предусмотрена уголовная ответственность, а в 1994 году указом президента РФ Б.Н. Ельцыным был учреждён праздник – День Государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа.

Задание классу: 1) Составить из полос цветной бумаги флаг РФ.

                   2) Назвать места и события, когда используется флаг России


Знакомство с Гербом

Ученик 4 Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа использовались на российских монетах: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно видоизменялся. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.

Ученик 5

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство

Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. В создании герба принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так. при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

Ученик 6

Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. 

- Важно уметь правильно прочитать и понять Герб государства. Попробуем прочесть герб РФ. (Вместе с учителем дети рассматривают и анализируют Герб России)

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

- Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

Группа литературоведов (Рассказ о подвиге Георгия Победоносца)

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России.

Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.

На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

Группа геральдистов

Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом



t1609761600ae.jpg


Задание классу:

Рассмотрите изображение гербов России. Расположите их в хронологической последовательности.

Ответ: 1) Большая государственная печать 1577г

           2) Большой государственный герб Российской империи 1882г

           3) Первое изображение герба Советской России

           4) Государственный Герб РСФСР

           5) Государственный Герб СССР

           6) Государственный Герб РФ

Группа музыкальных критиков (Рассказ о Гимне РФ)

Ученик 7

- Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Ученик 8

- Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».

В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова со словами С. Михалкова «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был без слов, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в «Россия – священная наша держава».

Ученик 9

Когда люди слушают Гимн, они проявляют уважение к своей стране, встают, не разговаривают, мужчины снимают головные уборы. Гимн звучит в особых случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, во время церемонии встреч и проводов глав иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов, спортивных соревнований.


4) Слушание Гимна РФ (Дата принятия 07.03.2001 Слова с. Михалкова) Прослушивание сопровождается слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Ощущение бескрайности просторов; гордость за свою страну; любовь к Родине,  желание защитить свою Родину).

Итог классного часа.

- О каких государственных символах мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.