Школьное лесничество как эффективная форма экологического воспитания учащихся
ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Зубова Ольга Алексеевна, учитель биологии, руководитель школьного лесничества «Крепкий орешек» МОУ «Лентьевская школа» Устюженского района Вологодской области
Аннотация. В статье представляется опыт создания и организации деятельности школьного лесничества в Лентьевской школе; раскрыты задачи и направления деятельности для реализации экологического воспитания учащихся.
Ключевые слова: школьное лесничество, экологическое воспитание.
Важнейшей глобальной проблемой современности стала экологическая проблема. В связи с этим, как отмечает С.В. Бурова, «Одной из наиболее важных, насущных потребностей современного общества является потребность в экологическом образовании… Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру образовательной системы, а стать одной из ее основ» [1, с. 24].
С целью формирования экологической культуры учащихся, в 2010 году в Лентьевской школе было организовано школьное лесничество «Крепкий орешек». В него вступают все учащиеся школы, начиная со второго класса. Ребята самостоятельно создали для своей организации атрибутику: эмблему, флаг, девиз и гимн.
Много различных мероприятий у школьников проходит в лесу: экскурсии, субботники, исследования. У нашего лесничества есть своя закреплённая территория леса, на которой организована экологическая тропа. Школьное лесничество проводит большую работу: и теоретическую, и профориентационную, и практическую.
В сентябре 2020 года «Крепкому орешку» исполнилось 10 лет, но история организации деятельности школьного лесничества в Лентьевской школе началась намного раньше - в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века.
В то время школьное лесничество не было оформлено документально, но природоохранная работа активно велась – школа тесно сотрудничала с Лентьевским лесничеством, которым руководил лесничий Борис Иванович Евстигнеев. Он ветеран - прошел всю войну, а его мирный труд в Лентьевском лесничестве отмечен орденом Ленина.
Именно Борис Иванович предложил лентьевским школьникам создать школьное лесничество, за которым закрепили несколько лесных кварталов общей площадью 1282 га. Лентьевское лесничество давало детям поручения: собирать сосновые шишки, помочь с посадкой сосен в делянках, изготовить скворечники, посадить лесозащитные полосы.
Основная работа проводилась летом. В одних кварталах было организовано только патрулирование в пожароопасный период; в других – наблюдение за ежегодным приростом различных пород деревьев; в третьих – проведение посадок и наблюдения за их приживаемостью. Для всех было обязательным озеленение улиц, изготовление скворечников, выращивание цветочной рассады и закладка цветников, сбор сосновых и берёзовых почек, сбор лекарственных растений и многое другое. Наиболее почетным и важным было поручение – в летний период дежурить на противопожарной вышке и следить за противопожарным состоянием леса.
За активную природоохранную работу школьное лесничество было награждено «Большой медалью» и вымпелом Всероссийского общества охраны природы.
В 1978 году Лентьевская школа из восьмилетней была реорганизована в начальную. Связь с лесничеством на некоторое время приостановилась, но в 1998 году школа снова стала основной, и в августе 2010 года было решено создать новую школьную организацию – школьное лесничество «Крепкий орешек».
Высшим органом школьного лесничества стало общее собрание его членов. В самом начале работы был избран Совет школьного лесничества, где каждый учащийся отвечал за свой сектор работы. Всего было 6 таких секторов, то есть, работа велась по шести направлениям: «Юный лесовод», «Трудовой десант», «Питомник», «Исследователь», «Экологический театр» и «Пресс-центр». Руководил Советом лесничий, который отвечал за выполнение плана работы и являлся помощником педагога.
В каждом секторе велась работа по намеченному плану. Например, юные лесоводы знакомились с лесоразведением и лесовосстановлением, изучали информацию о защите лесов. Летом им все эти знания пригодились на областном слёте школьных лесничеств в Великом Устюге, где ребята заняли победные и призовые места в секциях: «Юный лесовод», «Юный защитник леса», «Юный лесокультурник». Была и практическая работа – например, сажали саженцы орешника, озеленяя территории организаций и улицы деревни Лентьево.
Трудовой десант проводил такие акции, как «Зеленый патруль»; «Сбор сосновых шишек для получения семян». Шишки собирали и всем составом школьного лесничества, и индивидуально. Одной из учениц было сдано 354 кг сосновых шишек.
В нашем питомнике были высажены семена кедра, за которыми всегда осуществлялся своевременный уход. Три исследовательских проекта, отмеченных и на областном, и на Всероссийском уровне, были посвящены именно кедру.
Экологический театр организовывал выступления классов на школьном театральном фестивале, а также выступал со своими постановками в сельском доме культуры и на областном слете школьных лесничеств в Великом Устюге.
Пресс-центр освещал нашу работу. Были публикации как в районной газете «Вперед», так и в областных журналах «Лесной».
За десять лет работы мы несколько расширили круг направлений своей деятельности. Сейчас в «Крепком орешке» следующие сектора: «Охрана природы»; «Творческая мастерская»; «Практическая работа»; «Профориентация»; «Теоретическая подготовка»; «Транслирование опыта»; «Экологический театр»; «Исследования».
С 2013 года в школьном лесничестве начала свою работу «Экологическая тропа». В мае 2014 года была проведена первая информационная экскурсия для учащихся школы, жителей и гостей деревни Лентьево «Знакомство с экологической тропой».
Весной 2015 года была разработана и проведена вторая экскурсия в форме игры «В лес за загадками».
В мае 2017 года была организована новая игровая экскурсия «Природная кладовая». Здесь все экскурсанты были разделены на группы, у каждой из которых были свои задания на лесную тематику. И экскурсоводам, и экскурсантам было весело и интересно.
В настоящее время в разработке находится еще одна экскурсия в форме театрального представления.
Много интересной и важной работы было проделано за время существования школьного лесничества в Лентьевской школе: и до создания «Крепкого орешка», и за10 лет его существования.
Некоторые из выпускников Лентьевской школы поступили учиться в Устюженский политехнический техникум на специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство». Но школьное лесничество не ставит перед собой задачу - всех учащихся ориентировать на работу в лесу. Главное в том, что работа школьного лесничества прививает детям любовь и бережное отношение к природе. Ребята, которые регулярно наводили порядок в лесу, никогда не станут в нем мусорить. Они понимают ценность лесов и их значение для человека; умеют вести себя в природе.
Именно такую цель преследует экологическое образование – получение воспитательного и практико-деятельностного результата, то есть готовности выпускников школы к экологически ответственным действиям и поведению [2].
Таким образом, организация и работа школьного лесничества является эффективной формой экологического воспитания учащихся.
Список литературы:
Анисимов А.М. Опыт работы школьного лесничества в Лентьевской школе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://school-science.ru/11/18/45890
Бурова С.В. Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества / Человек и образование. – 2011. - №1(26). – с. 24-27.
Сурайкина Е.Г. Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования / Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. - №2(32). – с. 20-24.