Школьное лесничество как эффективная форма экологического воспитания учащихся

9
0
Материал опубликован 26 October 2020 в группе

ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Зубова Ольга Алексеевна, учитель биологии, руководитель школьного лесничества «Крепкий орешек» МОУ «Лентьевская школа» Устюженского района Вологодской области

Аннотация. В статье представляется опыт создания и организации деятельности школьного лесничества в Лентьевской школе; раскрыты задачи и направления деятельности для реализации экологического воспитания учащихся.

Ключевые слова: школьное лесничество, экологическое воспитание.

Важнейшей глобальной проблемой современности стала экологическая проблема.  В связи с этим, как отмечает С.В. Бурова, «Одной из наиболее важных, насущных потребностей современного общества является потребность в экологическом образовании… Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру образовательной системы, а стать одной из ее основ» [1, с. 24].

С целью формирования экологической культуры учащихся, в 2010 году в Лентьевской школе было организовано школьное лесничество «Крепкий орешек». В него вступают все учащиеся школы, начиная со второго класса. Ребята самостоятельно создали для своей организации атрибутику: эмблему, флаг, девиз и гимн.

Много различных мероприятий у школьников проходит в лесу: экскурсии, субботники, исследования. У нашего лесничества есть своя закреплённая территория леса, на которой организована экологическая тропа. Школьное лесничество проводит большую работу: и теоретическую, и профориентационную, и практическую.

В сентябре 2020 года «Крепкому орешку» исполнилось 10 лет, но история организации деятельности школьного лесничества в Лентьевской школе началась намного раньше - в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века.

В то время школьное лесничество не было оформлено документально, но природоохранная работа активно велась – школа тесно сотрудничала с Лентьевским лесничеством, которым руководил лесничий Борис Иванович Евстигнеев. Он ветеран - прошел всю войну, а его мирный труд в Лентьевском лесничестве отмечен орденом Ленина.

Именно Борис Иванович предложил лентьевским школьникам создать школьное лесничество, за которым закрепили несколько лесных кварталов общей площадью 1282 га. Лентьевское лесничество давало детям поручения: собирать сосновые шишки, помочь с посадкой сосен в делянках, изготовить скворечники, посадить лесозащитные полосы.

Основная работа проводилась летом. В одних кварталах было организовано только патрулирование в пожароопасный период; в других – наблюдение за ежегодным приростом различных пород деревьев; в третьих – проведение посадок и наблюдения за их приживаемостью. Для всех было обязательным озеленение улиц, изготовление скворечников, выращивание цветочной рассады и закладка цветников, сбор сосновых и берёзовых почек, сбор лекарственных растений и многое другое. Наиболее почетным и важным было поручение – в летний период дежурить на противопожарной вышке и следить за противопожарным состоянием леса.

За активную природоохранную работу школьное лесничество было награждено «Большой медалью» и вымпелом Всероссийского общества охраны природы.

В 1978 году Лентьевская школа из восьмилетней была реорганизована в начальную. Связь с лесничеством на некоторое время приостановилась, но в 1998 году школа снова стала основной, и в августе 2010 года было решено создать новую школьную организацию – школьное лесничество «Крепкий орешек».

Высшим органом школьного лесничества стало общее собрание его членов. В самом начале работы был избран Совет школьного лесничества, где каждый учащийся отвечал за свой сектор работы. Всего было 6 таких секторов, то есть, работа велась по шести направлениям: «Юный лесовод», «Трудовой десант», «Питомник», «Исследователь», «Экологический театр» и «Пресс-центр». Руководил Советом лесничий, который отвечал за выполнение плана работы и являлся помощником педагога.

В каждом секторе велась работа по намеченному плану. Например, юные лесоводы знакомились с лесоразведением и лесовосстановлением, изучали информацию о защите лесов. Летом им все эти знания пригодились на областном слёте школьных лесничеств в Великом Устюге, где ребята заняли победные и призовые места в секциях: «Юный лесовод», «Юный защитник леса», «Юный лесокультурник». Была и практическая работа – например, сажали саженцы орешника, озеленяя территории организаций и улицы деревни Лентьево.

Трудовой десант проводил такие акции, как «Зеленый патруль»; «Сбор сосновых шишек для получения семян». Шишки собирали и всем составом школьного лесничества, и индивидуально. Одной из учениц было сдано 354 кг сосновых шишек.

В нашем питомнике были высажены семена кедра, за которыми всегда осуществлялся своевременный уход. Три исследовательских проекта, отмеченных и на областном, и на Всероссийском уровне, были посвящены именно кедру.

Экологический театр организовывал выступления классов на школьном театральном фестивале, а также выступал со своими постановками в сельском доме культуры и на областном слете школьных лесничеств в Великом Устюге.

Пресс-центр освещал нашу работу. Были публикации как в районной газете «Вперед», так и в областных журналах «Лесной».

За десять лет работы мы несколько расширили круг направлений своей деятельности. Сейчас в «Крепком орешке» следующие сектора: «Охрана природы»; «Творческая мастерская»; «Практическая работа»; «Профориентация»; «Теоретическая подготовка»; «Транслирование опыта»; «Экологический театр»; «Исследования».

С 2013 года в школьном лесничестве начала свою работу «Экологическая тропа». В мае 2014 года была проведена первая информационная экскурсия для учащихся школы, жителей и гостей деревни Лентьево «Знакомство с экологической тропой».

Весной 2015 года была разработана и проведена вторая экскурсия в форме игры «В лес за загадками».

В мае 2017 года была организована новая игровая экскурсия «Природная кладовая». Здесь все экскурсанты были разделены на группы, у каждой из которых были свои задания на лесную тематику. И экскурсоводам, и экскурсантам было весело и интересно.

В настоящее время в разработке находится еще одна экскурсия в форме театрального представления.

Много интересной и важной работы было проделано за время существования школьного лесничества в Лентьевской школе: и до создания «Крепкого орешка», и за10 лет его существования.

Некоторые из выпускников Лентьевской школы поступили учиться в Устюженский политехнический техникум на специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство». Но школьное лесничество не ставит перед собой задачу - всех учащихся ориентировать на работу в лесу. Главное в том, что работа школьного лесничества прививает детям любовь и бережное отношение к природе. Ребята, которые регулярно наводили порядок в лесу, никогда не станут в нем мусорить. Они понимают ценность лесов и их значение для человека; умеют вести себя в природе.

Именно такую цель преследует экологическое образование – получение воспитательного и практико-деятельностного результата, то есть готовности выпускников школы к экологически ответственным действиям и поведению [2].

Таким образом, организация и работа школьного лесничества является эффективной формой экологического воспитания учащихся.

Список литературы:

Анисимов А.М. Опыт работы школьного лесничества в Лентьевской школе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://school-science.ru/11/18/45890

Бурова С.В. Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества / Человек и образование. – 2011. - №1(26). – с. 24-27.

Сурайкина Е.Г. Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования / Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. - №2(32). – с. 20-24.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.