12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Светлана Андреевна381
Работаю учителем географии в дистанционной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Уроки географии»
Тематические физминутки, используемые на уроках географии 7 класса в обучении детей с ОВЗ 

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - утверждал К.Д. Ушинский.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать ряд принципов, один из наиболее важных - принцип здоровьебережения. Каждый урок должен в себя включать использование здоровьесберегающих технологий. По причине физических и психических недостатков в развитии детей с ОВЗ учебный план по географии отводит 1 час. Встает вопрос, как за отведенное время организовать учебный процесс, чтобы успеть изучить материал и сохранить здоровье, соблюсти нормы СаНПиН. Использование тематических физкультминуток помогает решить поставленные задачи.

При проведении урока с детьми с ОВЗ необходимо создавать благоприятный положительный климат, обращать внимание даже на небольшие достижения и успехи обучающихся, тем самым повышать мотивацию. Один из приемов реализации здоровьесберегающих технологий - смена видов деятельности. Предмет география предполагает использование таких видов как слушание, рассказ, беседа, работа с книгой и атласом, ответы на вопросы, письмо, срисовывание, самостоятельная и практическая работы и т.д.

Дети с ОВЗ быстрее утомляются, у большинства рассеянное внимание. Такие дети тяжелее переносят учебные нагрузки. Для профилактики переутомления и снижения риска ухудшения здоровья необходимо включать в течение урока физкультминутки.

Физминутки направлены на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности. Выполнение 3–5 физкультурных упражнений в середине урока или занятия улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, организма в целом. Физминутки целесообразно вводить в урок примерно через 20–25 минут от начала, когда появляются первые признаки утомления (неустойчивость внимания, вялость, нарушение правильной осанки и пр.). Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая не только предмету, но и теме урока, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала:

К организации и проведению физкультминуток на уроках для детей с ОВЗ существует ряд требований:

- необходимо подбирать упражнения простые в выполнении, учитывая возрастные и индивидуальные особенности физического и психологического развития обучающихся;

- подбор физкультминуток с учетом интересов обучающихся;

- включать комплексы разные по содержанию и форме;

- физкультминутки должны быть связаны с темой урока;

- на выполнение комплекса упражнений отводится не менее 2-3 минут на уроке;

- при выполнении задействуются разные группы мышц;

- включение физкультминуток должно быть систематическим.

Существуют различные классификации физкультминуток. В организации и проведении уроков в форме дистанционного обучения с детьми с ОВЗ использую определенные группы физкультминуток.

Оздоровительные. Танцевальные.

При изучении народов мира можно показать некоторые движения руками. Например, при изучении народов Азии изобразить руками индийский танец.

Оздоровительные. Гимнастика для глаз.

В условиях дистанционного обучения широко используются электронные физкультминутки. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, анимационных роликов, тренировочных карт сохраняет зрение, снимает зрительное напряжение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физкультминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Физминутка «Рисование носом».

Посмотреть на контур материка. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с картой.

Физминутка «Раскрашивание».

Закрыть глаза. Представить белый контур материка. Мысленно раскрасить разными цветами природные зоны материка. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.

Физминутка «Жизнь полярников».

Учитель зачитывает обучающимся текст и просит выполнить движения. «Не только морозы определяют суровость климата Антарктиды. На материке свирепствуют сильные ветры, жестокие снежные бури. Истертый в порошок сухой твердый снег в виде тучи мчится с огромной скоростью и бьет так больно в лицо! И так хочется закрыть лицо руками, согреть!»

Потереть ладони друг о друга, чтобы ощутить тепло. Локтями опереться о край стола, глаза закрыть теплыми ладонями. Почувствовать тепло ладоней, расслабиться.

«Тяжело провести несколько месяцев без солнечного света, пока идет полярная ночь. Все время полярникам хочется спать».

Посидеть спокойно, не меняя позу, постараться максимально расслабить глаза.

«Когда начинается полярный день солнце не заходит, оно склоняется к горизонту и сразу восходит - тоже не легче. Днём прямой свет от солнца и отражённый от снега ослепляет глаза».

Открыть глаза, быстро поморгать, крепко зажмурить (считая до 3), открыть, посмотреть на самый дальний предмет в комнате. Повторить 4-5 раз.

Двигательно-речевые физминутки

Климатические пояса

Учитель называет климатические пояса (или показывает на климатической карте миры города), а обучающиеся должны вспомнить температурные особенности климата данного места и показать движениями. Если климатический пояс холодный, то необходимо обхватить себя руками, потереть ладони рук, подуть в ладошки и др. Если жаркий климат, то сделать глубокий медленный вдох, сложить губы «трубочкой» и сделать долгий выдох одновременно помахивая в свою сторону руками.

Покорчим рожицы.

Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке.

Гимнастика животных.

Совершить потягивания туловищем как на фотографиях животные. Учитель показывает фотослайды «Эти забавные животные», дети улыбаются как животные.

Динамическая игра «Руки, ноги, голова»

Учитель называет «руки», обучающиеся вытягивают руки в стороны. Называя примеры географических объектов материка, находящихся на западе и востоке, сгибают руки к плечам. По команде «ноги» обучающиеся тянут руки вниз и называют южные объекты. По команде «голова» - называют северные объекты и делают полукруговые движения головой, от центра груди и до плеча, затем обратно.

Креативные.

Необычные движения.

Пантомимическая гимнастика.


 

Обычно такие упражнения включают в себя действия ребенка в ответ на задания учителя. Примерами данных физкультминуток являются. Развивающие игры включают воображение ребенка, затрагивают его любопытство, внимание, направлены на выявление различий двух предметов или картинок, сравнение, выделения непохожих частей целого. 

Физминутка «Формы рельефа»

Учитель называет разные формы рельефа. Обучающиеся движениями рук показывают горы разной высоты: высокие – руки поднимают вверх, средние – руки к плечам, низкие – руки опускают вниз. При упоминании крупных равнин, учитель просит руки поднять вверх и опустить через стороны, сделав руками большой круг.

Физминутка «Воображаемое путешествие».

Изучая рельеф, учитель просит обучающихся представить и изобразить с помощью движений рук, туловища, мимики подъем в горы. При выполнении динамической паузы желательно использовать музыкальное сопровождение и озвучивание учителя: «Восхождение к вершине проходит по крутому склону, приходится цепляться за выступы, появляется тяжелое дыхание, становится тяжелее держать свое тело, осторожно передвигаем ноги. И достигаем вершины!». Предложить обучающимся описать свои чувства и эмоции от достижения вершины.

Физминутка «Рассказ-пантомима Климат Северной Америки»

Учитель зачитывает текст, обучающиеся сопровождают рассказ «В центральной части Северной Америки часты засухи, возникают суховеи, пыльные бури. Наиболее грозными из них являются бури пустынь Сонора и Чиуауа, дующие со скоростью 120-150 км/ч».

Обучающиеся изображают ветер, делают глубокий вдох и медленный выдох.

«Кроме того, во всех пустынях часто возникают местные ветры, сопровождаемые смерчами (торнадо). Торнадо формируется при столкновении холодных и теплых воздушных масс. В Северном полушарии вращение воздуха в смерчах происходит, как в циклоне, то есть, против хода часовой стрелки. В Южном полушарии вращение происходит по ходу часовой стрелки.

Гимнастика для глаз «Торнадо» Медленно поднимая голову вверх, обучающиеся делают круговые движения глазами по часовой стрелке, затем опускают взгляд вниз. Повторить 4-5 раз.

Психогимнастика

Это работа над мимикой ребенка, его представлениями об эмоциях. Во время этих упражнений дети лучше узнают, как выразить различные эмоциональные состояния, что они значат. Здесь же применяется полезное упражнение на имитацию зевоты - оно расслабляет лицевые мышцы ребенка, голосовые связки.

Физминутка « Язык жестов европейцев»

Физминутка «Приветствия народов Азии»

Учитель предлагает обучающимся изобразить жесты приветсвий народов Азии.

«Традиции приветствия в мире самые разные. Народы Азии при встрече пользуются разнообразными жестами. В Японии при встрече кланяются: чем ниже и медленнее, тем больше уважения к вам. Самый низкий и уважительный — сакэйрэй. Приветствуя, японцы говорят «День настал". Пожилые корейцы и китайцы тоже кланяются, а современная молодежь поднимают над головой сцепленные руки. Таджики пожимают протянутую ему руку двумя руками в знак уважения. В Иране, после рукопожатия, прикладывают правую ладонь к сердцу с уважением. В Индии складывают ладони пальцами вверх, так, чтобы пальчики доходили до бровей. И поклон.

Физминутка « Народы Азии. Улыбка»

Упражнения на снятие эмоционального напряжения. Сегодня социологи дали ответ на вопрос: «Где проживают самые счастливые народы мира»? Исследователи заявили, что самыми улыбчивыми являются народы Азии. Улыбнитесь себе как можно шире.

Пальчиковая гимнастика.

Любые креативные упражнения на мелкую моторику. Рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради.

Психологические паузы

Эффективным способом расслабиться на занятии является и возможность посидеть, расслабившись и закрыв глаза, под тихую спокойную музыку. Такой одной паузы в 1,5-2 минуты достаточно, чтобы организм отдохнул, и ребенок смог эффективно дальше работать.

Физкультминутка «Язык жестов европейцев»

Собираясь отправиться в путешествие, многие даже не задумываются о необходимости изучить национальные обычаи и традиции, привычки, жесты разных народов. К жестам нужно относиться очень внимательно, чем к обычным словам. Поскольку одинаковые жесты могут иметь разный смысл у разных народов. Не зная их значение можно угодить в нелепую ситуацию, оскорбить или вызвать недоумение. Предлагаю узнать значение некоторых жестов европейцев и отдохнуть.

Учитель зачитывает текст физкультминутки, показывая движения. Обучающийся повторяет слова и движения за учителем.


 

Текст диалога

Сопровождаемые движения

Пояснения жестов

- «Здравствуй!»

Выразить радость с помощью мимики и обнять себя руками

В Испании приветствие, помимо обычного рукопожатия, часто сопровождается бурным выражением радости и объятиями

- «Как у тебя дела?»

(Собеседник дает ответ, что все хорошо)

- «Я рад за тебя!»

(Собеседник интересуется в ответ «Как у тебя дела?»)

- «Спасибо! Все хорошо!»

Развести руки в стороны.

Показать жест «Все отлично» (рука, сжатая в кулак с поднятым вверх большим пальцем.

Показать жест пальцами «ОК» (кольцо из большого и указательного пальцев)

Жесты «Все отлично» и «ОК» обычно имеют положительное значение – «все отлично (хорошо)». Но в некоторых странах эти жесты имеют другое значение и происхождение. Например, во Франции жест «ОК» означает «ноль» или «ничего», а в Греции жест «Все отлично» заставит собеседника замолчать.

- «Я сегодня верно ответил на все вопросы олимпиады!»

Показать указательным и средним пальцами жест V.

Показать рукой на грудь, а затем шлепнуть себя ладонью по лбу.

У европейцев жест V пальцами означает
победу, но не у всех народов. В Греции это жесткое оскорбление.

Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь.

Британцы или испанцы, шлепая себя ладонью по лбу, показывают как они довольны собой. Француз или итальянец, наоборот, если считает какую-либо идею глупой, выразительно стучит по своей голове.

- «Молодец!»

- «Какой ты умный!»

Продемонстрировать жест "Все отлично" (рука, сжатая в кулак с поднятым вверх большим пальцем) и приставить указательный палец к виску 

В Голландии, приставленный указательный палец к виску, означает достаточно умного человека, а во Франции, также как и у нас – глупость.

- «Поясни! Действительно течение Гольфстрим влияет на климат Италии?»

Продемонстрировать жест «Милостыня» (вытянуть правую руку, повернуть ладонью вверх)

В Италии данный жест означает призыв что-либо объяснить, а также знак вопроса.

Обучающийся дает ответ, объясняет.

- «Да!» или «Нет!»

Учитель при необходимости делает пояснения о влиянии течения Гольфстрим на климат.

Продемонстрировать какой бы ответ жестом дали жители разных стран

В России и во многих европейских странах покачивание головой в стороны означает отрицание «нет», а вот в Греции, Турции и Болгарии – одобрение, кивок же головой – отрицание. 

- «Молодец!»

Продемонстрировать восхищение знаниями собеседника с помощью мимики и движений рук и бровей.

Когда француз чем-то восхищен он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй.

В Германии поднятая бровь означает знак восхищения

- «Успехов! До встречи!»

Продемонстрировать жест прощания

Европейцы при расставании поднимают ладонь кверху и шевелят пальцами

В Германии при расставании рука согнута в локте, кисть производит легкие движения из стороны в сторону или то же движение производится вытянутой рукой.

Беспроигрышный и спасительный жест, который выручит в любой ситуации – это улыбка!

Использованная литература:

1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005.

2. https://www.drive2.ru/b/4899916394579107421/

3. http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%96%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2/60496285.html

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (1)

ирина, 15.03.18 в 03:15 0Ответить Пожаловаться
Спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.