12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Торопова Галина Владимировна1240
Россия, Архангельская обл., Архангельск
2

Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении детей с ОВЗ»

 

Личностно - ориентированный подход

в обучении детей с ОВЗ.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он так страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

Перед каждым педагогом возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся ключевые, а именно:

 - как обеспечить успешность каждого ребенка в обучении;

 - как сохранить и укрепить здоровье ученика при организации его учебно-воспитательной деятельности;

 - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником социального опыта.

Таким образом, в осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью  является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности в адаптации ребенка к окружающей среде.

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях обычных учащихся и детей с ОВЗ, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практике школы.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание, как обычных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Главное в личностно-ориентированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, помощь в психологическом и социальном развитии, радости познания обучающихся, и, в первую очередь, формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности, развитие его индивидуальности. Но при этом, не ущемляя права других детей.

Цель личностно-ориентированного обучения - создание условий для полноценного развития личности:

умение объективно оценивать свои возможности, потребности;

способность сделать правильный выбор;

поиск  своего места «под солнцем», личное творчество;

ответственность (в соответствии с формулировкой “Я отвечаю за всё”);

развитие индивидуальности

формирование образцов позитивного социального поведения

В личностно-ориентированном обучении воспитанник —главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося, используя современные образовательные технологии.

Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Личностно – ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.

Такой подход:

- повышает уровень «Я» - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех, избавиться от комплекса неполноценности;

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- появляется возможность более эффективно работать с учащимися, которым сложно дается обучение. Никто не чувствует себя обделенным, при этом сильные ученики развиваясь сами, помогают остальным.

Индивидуальный подход - это увеличение времени на выполнение задания, например, выучить стихотворение ребенок физически не может за 2 дня, значит, время на подготовку необходимо увеличить. Посещение уроков физкультуры просто противопоказано, следовательно, занятия в секции для детей с ОВЗ приравниваем к уроку.

Индивидуальный подход и индивидуальное обучение – это разные вещи, надо честно понимать, что есть такие дети, которые не смогут полностью интегрироваться в учебный процесс в массовой школе, пока не будет внедрен институт тьюторов.

Личностно-ориентированный подход также применяется и при подготовке к общешкольным праздникам. Например, для проведения общешкольного праздника можно распределить обязанности следующим образом: обычным по способностям учащимся читать стихи, петь песни, показывать сценки, даже быть ведущими, а «особым» учащимся помогать в оформлении зала. Участие этих детей в совместной деятельности приносит ребёнку большую радость, у них «загораются» глаза, появляется желание выйти на сцену ещё и ещё.

Организовать самодеятельность детей так, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Ведь только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».

Выводы (из опыта работы с детьми с ОВЗ)

или, что необходимо сделать для успешной социализации детей с ОВЗ.

Медицинское сопровождение ученика: именно медицинские работники, а не мамы должны познакомить педагога в рамках его компетенции с заболеванием ребенка, с его особенностями, возможностями и проблемами. Начинать эту работу необходимо с посещения занятий по адаптации будущих первоклассников, так называемой школы раннего развития, чтобы педагоги, могли заранее узнать таких детей, могли равномерно распределить их по классам, ознакомиться с особенностями и принять ситуацию.

Один из самых старых постулатов педагогики гласит: «Самое трудное в работе с учениками это работа с их родителями». Эта истина с полной, я бы сказала, даже двойной степенью подтверждается при работе с родителями особых детей. Все- таки большинство из них не могут реально, адекватно оценить ситуацию вокруг ребенка, либо принимают ее как должное, не пытаясь социализировать своих детей, тем самым, в таких семьях вырастают эгоисты, даже эгоцентристы, требуя от всех особого отношения к себе, и принимая его как должное. Даже если, нет никаких противопоказаний, дети не приучены, а, следовательно, не хотят выполнять задания, работу наряду с обычными детьми. Эмоционально – волевая сфера не развита. Поэтому родителям детей с ОВЗ особенно нужна помощь специалистов.

Желательно, по возможности, чтобы в классе учились дети с разными видами инвалидности или ОВЗ, это очень хороший стимул для каждого из них. Они подсознательно смотрят друг на друга, сравнивая себя, а, следовательно, это хороший стимул для развития.

Дети с ОВЗ хорошо «входят» в классный коллектив, когда он только формируется, т.е. в 1 классе. Приняли, никогда не бегали в кабинете, присматривали и т. д.

Привлечение всех возможных организаций, структур, которые могут помочь в адаптации и социализации детей с ОВЗ (реабилитационный центр, спецшкола для глухих и слабослышащих детей и т. д.) Причем эта помощь должна быть разработана на государственном уровне, как обеспечивающая, гарантирующая максимальное развитие «особого» ребенка. Участие в этой программе не должно зависеть от желания родителей или прихоти руководителя.

Инклюзивное образование. Инклюзия - это не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры, системы оценивания, сферы взаимоотношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с детьми.

Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в общеобразовательной школе:

Временная (эпизодическая) интеграция – это этап подготовки ребенка к вхождению в систему массовой школы (оптимальна на дошкольной ступени)

Частичная (фрагментарная) интеграция – это посещение занятий в массовой школе, содержание которых ребенку доступно у соответствует его возможностям. В остальное время они обучаются по индивидуальной программе, но в помещениях общеобразовательной школы.

Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, но, кроме того, посещение коррекционно – развивающих занятий у специалистов.

Комбинированная интеграция подразумевает помещение ребенка с ОВЗ в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.

Создание адаптивных программ.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, является дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно – коммуникационных технологий.

Задача школы: социализация обучающихся с ОВЗ через формирование жизненных компетенций, соответствующих их индивидуальным психофизическим возможностям.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.