7 класс, алгебра
КАРТОЧКА № 1. Раскрытие скобок
ВАРИАНТ 1
ПРАВИЛА | ОБРАЗЦЫ | ЗАДАНИЯ |
Если перед скобкой стоит знак «плюс» или не стоит никакой знак, то можно убрать скобки, сохраняя знаки всех слагаемых, стоящих внутри скобок. | (a – b - c) = a – b - c +(x - y – z) = x - y – z +(–a + b– 1) = –a + b – 1 | Раскрыть скобки: 1) (x – y+ z) – 1; 2) (x - y) – x; 3) (x + y) + (x – y); 4) (x + y) – (x – y); 5) (x – y - z) – (x + y –+z). |
Если перед скобкой стоит знак «минус», то можно убрать скобки, меняя знаки всех слагаемых, стоящих внутри скобок, на противоположные. | – (a – x + c) = – a + x – c – (-1 + x + a) = +1 - x – a |
КАРТОЧКА № 1. Раскрытие скобок
ВАРИАНТ 2
ПРАВИЛА | ОБРАЗЦЫ | ЗАДАНИЯ |
Если перед скобкой стоит знак «плюс» или не стоит никакой знак, то можно убрать скобки, сохраняя знаки всех слагаемых, стоящих внутри скобок. | (a – b + c) = a – b + c +(x + y – z) = x + y – z +(–a + c – 1) = –a + c – 1 | Раскрыть скобки: 1) (a + b – c) + 2; 2) a + ( b – c); 3) a – (a – b + c); 4) (x – y) – (x + y); 5) (a – b + 1) – (a + b – 1). |
Если перед скобкой стоит знак «минус», то можно убрать скобки, меняя знаки всех слагаемых, стоящих внутри скобок, на противоположные. | – (a – x + c) = – a + x – c – (1 – x + a) = – 1 + x – a |
КАРТОЧКА № 2. Умножение многочленов
ВАРИАНТ 1
ПРАВИЛО | ОБРАЗЕЦ | ЗАДАНИЕ |
Чтобы умножить многочлен на многочлен, умножь каждое слагаемое первого многочлена на каждое слагаемое второго многочлена. | (a + b – c)(x – y) = = ax – ay + bx – by – cx + cy | Преобразовать произведение в многочлен: 1) (a + b)(c - d); 2) (a + 4)(b – c); 3) (a +2)(a - b – 6); 4) (a – b)(a + b); 5) (a + b)(a + b). |
КАРТОЧКА № 2. Умножение многочленов
ВАРИАНТ 2
ПРАВИЛО | ОБРАЗЕЦ | ЗАДАНИЕ |
Чтобы умножить многочлен на многочлен, умножь каждое слагаемое первого многочлена на каждое слагаемое второго многочлена. | (a + b – c)(x – y) = = ax – ay + bx – by – cx + cy | Преобразовать произведение в многочлен: 1) (x + y)(z + t); 2) (x + 2)(y – z; 3) (x – 1)(x + y – 3); 4) (x – y)(x + y); 5) (x + y)(x + y). |
КАРТОЧКА № 3. Разложение многочлена на множители вынесением за скобки общего множителя
ВАРИАНТ 1
ПРАВИЛО | ОБРАЗЕЦ | ЗАДАНИЕ |
Если у всех членов многочлена есть общий множитель, его можно вынести за скобки; в скобках нужно записать частные от деления каждого члена на этот множитель. | ax + ay – a = a(x + y – 1) | Преобразовать произведение в многочлен: 1) 3а – 4b; 2) 3x3 – 2x; 3) 5xy + 8xz; 4) 6xy – 3xz + 9x2; 5) (x – 1)a + 2(x – 1)c. |
КАРТОЧКА № 3. Разложение многочлена на множители вынесением за скобки общего множителя
ВАРИАНТ 2
ПРАВИЛО | ОБРАЗЕЦ | ЗАДАНИЕ |
Если у всех членов многочлена есть общий множитель, его можно вынести за скобки; в скобках нужно записать частные от деления каждого члена на этот множитель. | ax + ay – a = a(x + y – 1) | Преобразовать произведение в многочлен: 1) 3a – 3b; 2) 7a2 – 3ax; 3) 2ac + 5bc; 4) 6ad + 2cd – 4d2; 5) (a + 2)x + 3(a + 2)y. |
КАРТОЧКА № 4. Cвойства степени с натуральным показателем
ВАРИАНТ 1
ФОРМУЛЫ | ОБРАЗЕЦ | ЗАДАНИЕ |
1) am ∙ an = a m + n; 2) am : an = a m – n; если а ≠ 0 иmn; 3) (ab)m = am∙ bm; 4) если b ≠ 0; 5) (am)n = amn. | 32∙33 = 35 = 3∙3∙3∙3∙3 = 243; 27: 25 = 22 =2∙2 = 4, так как2≠ 0 и 75; 6m = (2∙ 3)m = 2m∙ 3m; (3m)2 = 32m. | Выбрать нужные формулы и с их помощью упростите выражения: 1) 531: 529; 2) (х4)3; 3) (2х)3; 4) (8х)5: (4х)5; 5) х4 х2. |
КАРТОЧКА № 4. Cвойства степени с натуральным показателем
ВАРИАНТ 2
ФОРМУЛЫ | ОБРАЗЕЦ | ЗАДАНИЕ |
1) am ∙ an = a m + n; 2) am : an = a m – n; если а ≠ 0 иmn; 3) (ab)m = am∙ bm; 4) если b ≠ 0; 5) (am)n = amn. | 22∙23 = 25 = 2∙2∙2∙2∙2 = 32; 37: 35 = 32 =3∙ 3 = 9, так как 3≠ 0 и 75; 6m = (2∙ 3)m = 2m∙ 3m; (3m)2 = 32m. | Выбрать нужные формулы и с их помощью упростите выражения: 1) 711: 79; 2) (а3)2; 3) (3а)5; 4) (6а)4: (3а)4; 5) у4 у. |
КАРТОЧКА № 5. Формула квадрата суммы
ВАРИАНТ 1
ФОРМУЛЫ | ОБРАЗЦЫ | ЗАДАНИЯ |
(I + II)2 = I2 + 2∙ I∙ II + II2 (a + b)2 = a2 + 2ab + b2 | (3x + 4)2 = ? I = 3x, II = 4; I2 = (3x)2, 2∙I∙ II = 2∙ 3x∙ 4, II2 = 42; (3x + 4)2 = (3x)2 + 2∙3x∙4 + 42 = = 9x2 + 24x + 16. | Преобразовать выражение по данной формуле, если это возможно: 1) (a + b) 2; 2) x2 + 2xy + y2; 3) m2+ 3mn + n2; 4) (2n + 3)2; 5) a2 + 4a + 4. |
I2 + 2∙ I∙ II + II2 = (I + II)2 a2 + 2ab + b2 = (a + b)2 | 25x2 + 10xy + y2 = ? I2 = 25x2 = (5x)2, I = 5x, II2 = y2, II = y, 2∙ I∙ II = 10xy = 2∙5x∙ y, 25x2 + 10xy + y2 = (5x + y)2 |
КАРТОЧКА № 5. Формула квадрата суммы
ВАРИАНТ 2
ФОРМУЛЫ | ОБРАЗЦЫ | ЗАДАНИЯ |
(I + II)2 = I2 + 2∙ I∙ II + II2 (a + b)2 = a2 + 2ab + b2 | (3x + 4)2 = ? I = 3x, II = 4; I2 = (3x)2, 2∙I∙ II = 2∙ 3x∙ 4, II2 = 42; (3x + 4)2 = (3x)2 + 2∙3x∙4 + 42 = = 9x2 + 24x + 16. | Преобразовать выражение по данной формуле, если это возможно: 1) (x + y) 2; 2) a2 + 2ab + b2; 3) p2+ 4pq + q2; 4) (2 + 3k)2; 5) a2 + 6a + 9. |
I2 + 2∙ I∙ II + II2 = (I + II)2 a2 + 2ab + b2 = (a + b)2 | 25x2 + 10xy + y2 = ? I2 = 25x2 = (5x)2, I = 5x, II2 = y2, II = y, 2∙ I∙ II = 10xy = 2∙5x∙ y, 25x2 + 10xy + y2 = (5x + y)2 |
КАРТОЧКА № 6. Формула квадрата разности
ВАРИАНТ 1
ФОРМУЛЫ | ОБРАЗЦЫ | ЗАДАНИЯ |
(I – II)2 = I2 – 2∙ I∙ II + II2 (a – b)2 = a2 – 2ab + b2 | (3x – 4)2 = ? I = 3x, II = 4; I2 = (3x)2, 2∙I∙ II = 2∙ 3x∙ 4, II2 = 42; (3x – 4)2 = (3x)2 – 2∙3x∙4 + 42 = = 9x2 – 24x + 16. | Преобразовать выражение по данной формуле, если это возможно: 1) (a – b) 2; 2) x2 – 2xy + y2; 3) m2 – 3mn + n2; 4) (2n – 3)2; 5) a2 – 4a + 4. |
I2 – 2∙ I∙ II + II2 = (I – II)2 a2 – 2ab + b2 = (a – b)2 | 25x2 – 10xy + y2 = ? I2 = 25x2 = (5x)2, I = 5x, II2 = y2, II = y, 2∙ I∙ II = 10xy = 2∙5x∙ y, 25x2 – 10xy + y2 = (5x – y)2 |
КАРТОЧКА № 6. Формула квадрата суммы
ВАРИАНТ 2
ФОРМУЛЫ | ОБРАЗЦЫ | ЗАДАНИЯ |
(I – II)2 = I2 – 2∙ I∙ II + II2 (a – b)2 = a2 – 2ab + b2 | (3x – 4)2 = ? I = 3x, II = 4; I2 = (3x)2, 2∙I∙ II = 2∙ 3x∙ 4, II2 = 42; (3x – 4)2 = (3x)2 – 2∙3x∙4 + 42 = = 9x2 – 24x + 16. | Преобразовать выражение по данной формуле, если это возможно: 1) (x – y) 2; 2) a2 – 2ab + b2; 3) p2 – 4pq + q2; 4) (2 – 3k)2; 5) a2 – 6a + 9. |
I2 – 2∙ I∙ II + II2 = (I – II)2 a2 – 2ab + b2 = (a – b)2 | 25x2 – 10xy + y2 = ? I2 = 25x2 = (5x)2, I = 5x, II2 = y2, II = y, 2∙ I∙ II = 10xy = 2∙5x∙ y, 25x2 – 10xy + y2 = (5x – y)2 |
КАРТОЧКА № 7. Формула разности квадратов ВАРИАНТ 1
ФОРМУЛЫ | ОБРАЗЦЫ | ЗАДАНИЯ |
(I – II) (I + II) = I2 – II2 (a – b) (a + b) = a2 – b2 | (2x – 3y) (2x + 3y) = ? I = 2x, II = 3y; I2 = (2x)2= 4x2, II2 = (3y)2= 9y2; (2x – 3y)(2x + 3y) =(2x)2 –(3y)2= = 4x2 – 9y2. | Преобразовать выражение по данной формуле, если это возможно: 1) (x – y) (x + y); 2) m2 – n2; 3) (10 – b)(10 + b); 4) p2 + q2; 5) 25m2 – 16n2. |
I2 – II2 = (I – II) (I + II) a2 – b2 = (a – b) (a + b) | a2 – 25 = ? I2 = a2, I = a, II2 = 25 = 52, II = 5, a2 – 25 = (a – 5) (a + 5) |
КАРТОЧКА № 7. Формула разности квадратов
ВАРИАНТ 2
ФОРМУЛЫ | ОБРАЗЦЫ | ЗАДАНИЯ |
(I – II) (I + II) = I2 – II2 (a – b) (a + b) = a2 – b2 | (2x – 3y) (2x + 3y) = ? I = 2x, II = 3y; I2 = (2x)2= 4x2, II2 = (3y)2= 9y2; (2x – 3y)(2x + 3y) =(2x)2 –(3y)2= = 4x2 – 9y2. | Преобразовать выражение по данной формуле, если это возможно: 1) (a – b) (a + b); 2) 4a2 – 1; 3) (3t – 2)(3t + 2); 4) x2 + 4; 5) 9k2 – 49. |
I2 – II2 = (I – II) (I + II) a2 – b2 = (a – b) (a + b) | a2 – 25 = ? I2 = a2, I = a, II2 = 25 = 52, II = 5, a2 – 25 = (a – 5) (a + 5) |
КАРТОЧКА № 8. Решение линейных уравнений
ВАРИАНТ 1
ПРАВИЛО | ОБРАЗЕЦ | ЗАДАНИЕ |
Чтобы решить линейное уравнение, надо: 1) раскрыть скобки, если они имеются; 2) перенеси слагаемые с неизвестным в левую часть уравнения, меняя их знаки на противоположные; 3) перенеси слагаемые без неизвестного в правую часть уравнения, меняя их знаки на противоположные; 4) приведи в обеих частях подобные слагаемые; 5) раздели обе части уравнения на коэффициент при х (если он не равен нулю). | Решить уравнение: 2х – 17 = 63 + 4х. Решение: 1) 2х – 17 – 4х =63; 2) 2х – 4х = 63 + 17; 3) – 2х = 80; 4)х = 80 : ( - 2) = - 40. Ответ: - 40 | Решите уравнения: 1) 4х + 5 = 2х – 7; 2) 5х – 7 = 13; 3) 3(х + 2) = 2(х + 2); 4) 2х – 4 = 8 + 2х; 5) 4х + 6 = 2(2х + 3). |
КАРТОЧКА № 8. Решение линейных уравнений ВАРИАНТ 2
ПРАВИЛО | ОБРАЗЕЦ | ЗАДАНИЕ |
Чтобы решить линейное уравнение, надо: 1) раскрыть скобки, если они имеются; 2) перенеси слагаемые с неизвестным в левую часть уравнения, меняя их знаки на противоположные; 3) перенеси слагаемые без неизвестного в правую часть уравнения, меняя их знаки на противоположные; 4) приведи в обеих частях подобные слагаемые; 5) раздели обе части уравнения на коэффициент при х (если он не равен нулю). | Решить уравнение: 2х – 17 = 63 + 4х. Решение: 1) 2х – 17 – 4х =63; 2) 2х – 4х = 63 + 17; 3) – 2х = 80; 4)х = 80 : ( - 2) = - 40. Ответ: - 40. | Решите уравнения: 1) 3х + 4 = 7х – 8; 2) 2х – 3 = 10; 3) 2(х + 1) = 3(х + 1); 4) 3х – 5 = 3 + 3х; 5) 3х + 6 = 3( х + 2). |