Тематический план дополнительного образования Кружок «Радуга Успеха»
Месяц | Тема, цели и задачи | Материал | Формы организации |
Октябрь | «Знакомство» Цель: дать каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность, найти свои положительные черты и ощутить ценность своей личности; 0 помочь детям получить новый положительный опыт [6;6]. | мяч; лист ватмана с изображением воздушного шара, наборы фломастеров или цветных карандашей; коробка, в ней находится: цветная бумага, кусочки ткани и меха, пуговицы, фольга, вата, природные материалы, ножницы и клей. | 1.Минута встречи 2.Упражнение «Я люблю» 3.Игра «Все - некоторые - только я» 4.Упражнение «Полет на воздушном шаре» 5.Прощание |
Октябрь | Занятие №1 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе [10;6]. | Мяч; колокольчик; простые карандаши; карточки к упражнению «Помоги судье»1; фишки синего, коричневого, желтого, розового и черного цветов; игрушечный заяц; наборы цветных карандашей (синий, коричневый, желтый, розовый, черный) и небольшой лист бумаги. | 1.Игра «Именной круг» 2.Игра «Пчелы» 3.Упражнение «Загадки» 4.Игра «Воздух - земля - огонь - вода» 5.Упражнение «Задачи-шутки» 6.Упражнение «Помоги судье» 7.Упражнение «Школа для животных» 8. Упражнение «Разноцветный лист» 9.Итог занятия и домашнее задание |
Октябрь | Занятие №2 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе[10;11]. | Карточки к упражнениям: «Части суток», «Что раньше – что позже?», «Нарисуй недостающую фигуру», «Что получилось?», простые карандаши | 1.Методика «10 слов» 2.Методика «Пары слов» 3.Упражнение «Что раньше - что позже?» 4.Упражнение «Нарисуй недостающую фигуру» 5.Упражнение «Загадки» 6.Игра «Пчелы» 7.Упражнение «Задачи-шутки» 8.Упражнение «Что получится?» 9.Итог занятия и домашнее задание |
Октябрь | Занятие №3 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе [10;15]. | Доска или фланелеграф; набор геометрических фигур: один круг и шесть разных по высоте прямоугольников. | Проверка и обсуждение домашнего задания Игра «Зеркало» Игра «Будь внимательным» Упражнение «Обобщающие слова» Игра «БОЛЬШОЙ - маленький» Игра «Скучно, скучно так сидеть!» Упражнение «Рассказываем сказку» Упражнение «Занимательные задания» Игра «Изобрази животных» Игра «Мгновенное построение» Итог занятия и домашнее задание |
Октябрь | Занятие №4 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе [10;19]. | Карточки к упражнениям: «Дорисуй нужную фигуру», «Пропущенные цифры»; наборы из семи счетных палочек; магнитная доска с магнитами; предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли. | Проверка и обсуждение домашнего задания Разминка 1Упражнение «Дорисуй нужную фигуру» Упражнение «Выкладываем из счетных палочек» Упражнение «Пропущенные цифры» Упражнение «Третий лишний» Упражнение «Зашифрованные слова» Упражнение «Ищем нелепости» Итог занятия и домашнее задание |
Октябрь | Занятие №5 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе [10;22]. | Карточки к упражнениям: «Что нужно осенью?», «Разложи предметы», «Аквариум», «Дорисуй до предмета – 1», простые и цветные карандаши, доска и мел, наборы счетных палочек | Проверка и обсуждение домашнего задания Разминка Упражнение «Что нужно осенью?» Упражнение «Разложи предметы» Упражнение «Аквариум» Упражнение «Выкладываем из счетных палочек» Игра «Ах, какой я молодец!» Упражнение «Дорисуй до предмета - 1» Итог занятия и домашнее задание |
Ноябрь | Зачем нужны правила? Цель: учить детей осознанно выполнять правила и нести за это ответственность[6;9]. | игрушечная белочка; лист бумаги и карандаш (для каждого участника). | 1.Минута встречи 2.Упражнение «Снежный ком 3.Упражнение «Гляделки» 4.Беседа «Белкины вопросы» 5.Игра «Рынок» 6.Рисование «Наоборот» 7.Прощание |
Ноябрь | Путешествие на машине времени Цель: обратить внимание детей на значимость и важность прошлого, настоящего и будущего[6;13]. | три конверта с «письмами»; магнитофон, аудиозаписи ритмичной и спокойной музыки; лист бумаги и набор карандашей (для каждого участника). | 1.Минута встречи 2.Упражнение «Письма» 3.Упражнение «Далеко - близко» 4.Упражнение «Пройдись по-разному» 5.Упражнение «Волшебная кисточка» 6.Сказка «Машина времени» 7.Игра «Карусель» 8.Рисование «Трех зеркал» 9.Прощание |
Ноябрь | Путешествие на остров Гум-Гам Цель: помочь детям раскрепоститься двигательно и эмоционально; создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка [6;18]. | лист ватмана, наборы фломастеров или цветных карандашей; магнитофон, аудиозапись ритмичной музыки (например, песни «Чунга-чанга»); длинная лента или веревка. | 1.Минута встречи 2.Упражнение «Чудесный остров» 3.Рисование «Карты острова» 4.Упражнение «Танец дружбы» 5.Упражнение «Необычное приветствие» 6.Игра «Дракон кусает свой хвост» 7.Игра «Путешественники и островитяне» 8.Упражнение «Скалолаз» 9.Упражнение «Мое настроение» 10.Прощание |
Ноябрь | Царство чувств Путешествие первое Цели: помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением; объяснить, что любое чувство значимо; дать каждому ребенку возможность выразить свои эмоции и чувства [6;22]. | карточки с изображениями людей и сказочных персонажей, испытывающих различные чувства и эмоции; лист бумаги, кисти и краски (для каждого участника); лист ватмана с изображением воздушного шара. | 1.Минута встречи 2.Рефлексия прошлого занятия 3.Упражнение «Полет в царство чувств» 4.Упражнение «Царь Грусти» 5.Упражнение «Царь Удивления» 6.Рисование «Царя Злости» 7.Прощание |
Ноябрь | Царство чувств Путешествие второе Цели: помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением; объяснить, что любое чувство значимо; дать каждому ребенку возможность выразить свои эмоции и чувства [6;26]. | лист ватмана и аппликационный материал: цветная бумага, вырезки из журналов, фольга и др.; клей, ножницы; клеенка (размером 2x2 м); краски для пальцеграфии или смешанная с зубной пастой гуашь; салфетки, кусочки ткани и меха и др.; набор карточек разного цвета (для каждого участника); мяч. | 1.Минута встречи 2.Рефлексия прошлого занятия 3.Упражнение «Царь Любопытства» 4.Аппликация «Царства Любви» 5.Дискуссия «Плюсы и минусы» 6.Пальчиковая живопись 7.Прощание |
Ноябрь | Кто такой «Я» Цель: занятие призвано дать детям представление о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать собственные поступки, чувства, о способах и выразительных средствах общения (жесты, мимика, движения) [12;188]. | Картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фланелеграф, кукла, большое зеркало, картинки с изображением бабушки и девочки | Дидактическая игра «Мой портрет» Игра-драматизация «Наша Маша маленькая» Игра-драматизация «Почему так?» Творческая игра «Угадай, кто это?» Дидактическая игра «Что есть у игрушки?» Творческая игра «Кто здесь кто?» Игра «Веселые колокольчики» Упражнение «Обезьянка» Упражнение «Кто я?» |
Декабрь | Я хочу Цель: занятие призвано дать детям представление о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать собственные поступки, чувства, о способах и выразительных средствах общения (жесты, мимика, движения) [12;198]. | карандаши, фломастеры, фланелеграф | Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка Беседа «Моя мечта» Этюд по стихотворению Е.Юдина «Вот какой малыш» Творческая игра «Я волшебник» Игра-инсценировка «Зайчики и волк» Этюд «Зайчики» |
Декабрь | Эти разные, разные люди Цель: развитие внимания к окружающим людям [2;87]. | 1.Давайте познакомимся 2.Снежный ком 3.Мое имя 4.Давайте поздороваемся 5.Встаньте все те, кто… 6.Опиши друга 7.Что изменилось 8.Прощание | |
Декабрь | Понимаю других – понимаю себя Цель: развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей [2;90]. | 1.Давайте поздороваемся 2.Как ты себя чувствуешь? 3.Мое настроение 4.Подарок на всех (Цветик-семицветик) 5.Портрет самого лучшего друга 6.Прощание | |
Декабрь | Волшебные средства понимания: интонация Цель: знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других [2;93]. | 1.Давайте поздороваемся 2.Этюд на различные позиции в общении 3.Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся 4.Волшебные средства понимания 5.Кто тебя позвал, узнай 6. Интонация 7.Выводы о занятии 8.Прощание | |
Декабрь | Волшебные средства понимания: мимика Цель: знакомство с мимическими выражениями: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательное отношение к безразличию и безучастности к проблемам других [2;96]. | Маски | 1.Давайте поздороваемся 2.Воспоминание о знакомом средстве понимания 3.Лица 4.Маски 5.Ролевое проигрывание ситуаций 6.Рисование 7.Подведение итогов занятия 8.Прощание |
Декабрь | Волшебное озеро Цель: помочь детям почувствовать, что они не одиноки в своих чувствах и переживаниях [6;29]. | набор карточек разного цвета (для каждого участника); трафареты двух озер (желательно, чтобы один из них был голубого цвета, а другой - синего); лист бумаги и набор фломастеров (для каждого участника). | 1.Минута встречи 2.Рефлексия прошлого занятия 3.Обсуждение «Два озера» 4.Упражнение «Скульптор и глина» 5.Упражнение «Карусель чувств» 6.Рисование «Причина Наших чувств» 7.Прощание |
Январь | Мы все разные Цель: показать детям наличие нескольких точек зрения на одну и ту же проблему; развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение [6;32]. | Материалы: мяч; разноцветные кубики; лист бумаги и набор фломастеров (для каждого участника); магнитофон, аудиозапись спокойной музыки; картинки с изображением сказочных персонажей: Буратино, Мальвины, Красной шапочки, Чебурашки, Аленушки, Кота Базилио и др. | 1.Минута встречи 2.Рефлексия прошлого занятия. Игра «Незаконченные предложения» 3.Игра «Что вы слышали?» 4.Рисование «Домика из кубиков» 5.Обсуждение «История о босоножках» 6.Упражнение «Театральная школа» 7.Прощание |
Январь | Мир твой и мой Цель: помочь детям почувствовать свою взаимосвязь с другими людьми [6;34]. | мяч; предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.; повязки на глаза (для каждой пары); сюжетная картинка; лист бумаги с кляксой и набор фломастеров (для каждого участника). | 1.Минута встречи 2.Рефлексия прошлого занятия 3.Упражнение «Мяч в кругу» 4.Упражнение «Слепой и поводырь» 5.Упражнение «Слухи» 6.Упражнение «Кляксография» 7.Прощание |
Январь | Действуем сообща Цель: развивать у детей взаимопонимание и взаимопомощь [6;38]. | магнитофон, аудиозаписи тревожной и спокойной музыки; картонные коробки, зонты, плащи, отрезы ткани и др.; шляпа, маленькие листочки бумаги; лист ватмана, наборы фломастеров; зеркало, книга, рогатка, кимоно. | 1.Минута встречи 2.Рефлексия прошлого занятия 3.Упражнение «Встреча с бурей» 4.Упражнение «Встреча с чудовищем» 5.Рисование «Чудовища волшебной страны» 6.Упражнение «Разные мнения» 7.Прощание |
Январь | Необычные существа Цель: обратить внимание детей на то, что понимание окружающими наших желаний зависит от того, как мы их выражаем [6;42]. | мяч; два листа бумаги, набор фломастеров или карандашей (для каждого участника); два листа ватмана, маркеры. | 1.Минута встречи 2.Рефлексия прошлого занятия 3.Упражнение «Желания» 4.Упражнение «Желания явные и замаскированные» 5.Упражнение «Помощь странному существу» 6.Беседа «Возвращение корабля» 7.Прощание |
Февраль | Я и мы Цель: помочь детям понять, что успех и неуспех команды зависят от каждого из них, от их взаимопонимания и взаимовыручки [6;45]. | лист ватмана и наборы фломастеров; карточки № 1, 2, 3 (для каждого участника); мяч. | 1.Минута встречи 2.Рефлексия прошлого занятия 3.Упражнение «Буриме» 4.Упражнение «Наша группа» 5.Упражнение «Гляделки» 6.Упражнение «Скульптор и глина» 7.Упражнение «Я даю группе...» 8.Прощание |
Февраль | Семья с разных точек зрения Цели: помочь детям осознать, что их родители и они - это члены одной команды; обратить внимание детей на то, что необходимо уважать каждого члена семьи [6;48]. | карточки разного цвета (например: 3-4 желтые, 3-4 зеленые, 3-4 красные и т.д.); две картинки - одна с веселым, другая с грустным сюжетом; большие листы бумаги разного цвета (желтого, зеленого, красного, черного и фиолетового). | 1.Минута встречи 2.Упражнение «Как меня видит близкий мне человек» 3.Упражнение «Счет до 10» 4.Упражнение «Цвета и ассоциации» 5.Упражнение «Рамка для картины» 6.Упражнение «Передача чувств» 7.Пальчиковая гимнастика «Моя семья» 8.Прощание |
Февраль | Наш дом и мы в нем Цель: дать детям возможность представить себя в различных местах пребывания, а также испытать чувства, вызванные этим «перемещением» [6;51]. | мяч; бумажные круги разного цвета; три листа ватмана, краски, кисти и тампоны для рисования. | 1.Минута встречи 2.Рефлексия прошлого занятия 3.Упражнение «Теплый круг» 4.Упражнение «Цветовые ассоциации» 5.Рисование «Нашего теплого дома» 6.Упражнение «Два круга» 7.Прощание |
Февраль | Радость Цель: определение основных эмоциональных состояний; обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса; формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок; обучение сопереживанию; обучение «эмоциональному предвосхищению последствий своих действий»; развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью; обогащение невербальных средств коммуникации [3;14]. | магнитофон, запись музыки К. Орфа «Осень. Гномы», Д. Христова «Золотые капельки»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Радость»; карточка с условным обозначением зрительного образа (глаз); картинки с изображением радостных и грустных сказочных персонажей и животных; обруч, волшебная палочка; набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и лист бумаги (на каждого ребенка); игрушки из кукольного («пальчикового») театра или игрушки из «киндер-сюрприза». | 1.Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. 2.Обсуждение способов адекватного выражения эмоции. 3.Выражение эмоционального состояния через зрительные представления, звук, запах, осязание, обоняние, вкус, цвет, восприятие погоды и свое отношение. 4.Рисование на заданную тему. 5.Проигрывание придуманных историй с помощью кукольного или пальчикового театра, декорационных предметов, музыкальных инструментов, неспецифического, бросового материала, посредством игры-драматизации, песочницы. 6.Краткое обобщение занятия, обсуждение с ребенком выбранного эмоционального состояния и формирования «портрета эмоции». 7.В период проведения цикла занятий рекомендуется читать сказки, рассказы, повести и обсуждать эмоциональные состояния героев. Накопленный опыт, как сокровище, накапливается в «сундучке» — это неиссякаемый запас. Чем больше набирается материала, тем больше хочется им поделиться. |
Февраль | Страх Цель: определение основных эмоциональных состояний; обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса; формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок; обучение сопереживанию; обучение «эмоциональному предвосхищению последствий своих действий»; развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью; обогащение невербальных средств коммуникации [3;19]. | магнитофон, запись музыки Э. Грига «Шествие гномов» (или «В пещере горного короля»), Ф. Бургмюллера «Баллада», диски из серии «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия», «Звуковые фрагменты. Театр»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Страх»; карточка с условным обозначением слухового восприятия (колокольчик); набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и лист бумаги (на каждого ребенка); обруч, «волшебная палочка»; народные музыкальные инструменты, игрушки из кукольного («пальчикового») театра или из «киндерсюрпризов». | 1.Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. 2.Обсуждение способов адекватного выражения эмоции. 3.Выражение эмоционального состояния через зрительные представления, звук, запах, осязание, обоняние, вкус, цвет, восприятие погоды и свое отношение. 4.Рисование на заданную тему. 5.Проигрывание придуманных историй с помощью кукольного или пальчикового театра, декорационных предметов, музыкальных инструментов, неспецифического, бросового материала, посредством игры-драматизации, песочницы. 6.Краткое обобщение занятия, обсуждение с ребенком выбранного эмоционального состояния и формирования «портрета эмоции». 7.В период проведения цикла занятий рекомендуется читать сказки, рассказы, повести и обсуждать эмоциональные состояния героев. Накопленный опыт, как сокровище, накапливается в «сундучке» — это неиссякаемый запас. Чем больше набирается материала, тем больше хочется им поделиться. |
Февраль | Гнев (Злость) Цель: определение основных эмоциональных состояний; обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса; формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок; обучение сопереживанию; обучение «эмоциональному предвосхищению последствий своих действий»; развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью; обогащение невербальных средств коммуникации [3;25]. | магнитофон, запись музыки Е. Ботлярова «Драчун» и музыки В. Гаврилина «Крот и червяк»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Гнев»; серия сюжетных картин «Гномы и Шишимора»; карточка с условным обозначением эмоционального отношения (сердечко); мишень, большая картонная труба, наполненная поролоном (для погашения звука); «сломанные» игрушки, «волшебная палочка»; чучело рыбы-ежа; два воздушных шарика, набор для выдувания мыльных пузырей, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребенка); обруч, «волшебная палочка»; набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и лист бумаги (на каждого ребенка). | 1.Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. 2.Обсуждение способов адекватного выражения эмоции. 3.Выражение эмоционального состояния через зрительные представления, звук, запах, осязание, обоняние, вкус, цвет, восприятие погоды и свое отношение. 4.Рисование на заданную тему. 5.Проигрывание придуманных историй с помощью кукольного или пальчикового театра, декорационных предметов, музыкальных инструментов, неспецифического, бросового материала, посредством игры-драматизации, песочницы. 6.Краткое обобщение занятия, обсуждение с ребенком выбранного эмоционального состояния и формирования «портрета эмоции». 7.В период проведения цикла занятий рекомендуется читать сказки, рассказы, повести и обсуждать эмоциональные состояния героев. Накопленный опыт, как сокровище, накапливается в «сундучке» — это неиссякаемый запас. Чем больше набирается материала, тем больше хочется им поделиться. |
Март | Удивление Цель: определение основных эмоциональных состояний; обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса; формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок; обучение сопереживанию; обучение «эмоциональному предвосхищению последствий своих действий»; развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью; обогащение невербальных средств коммуникации [3;34]. | магнитофон, запись музыки из серии «Наедине с природой»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Удивление»; карточка с условным обозначением обоняния (цветок; коробочки (можно использовать пустые спичечные коробки, баночки от йогурта) с веществами, обладающими выраженным запахом (кусочек ванили, лист герани, лавровый лист, гвоздика, кофе, душистый перец, флакончик с духами, кусочек душистого мыла ароматная конфета и т.п.); игрушки из кукольного («пальчикового») театра или из «киндер-сюрпризов»; «удивительные предметы»: обувь для собак, растение «перекати поле», «металлическое мыло» и т.п.; обруч, «волшебная палочка»; набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и лист бумаги (на каждого ребенка). | 1.Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. 2.Обсуждение способов адекватного выражения эмоции. 3.Выражение эмоционального состояния через зрительные представления, звук, запах, осязание, обоняние, вкус, цвет, восприятие погоды и свое отношение. 4.Рисование на заданную тему. 5.Проигрывание придуманных историй с помощью кукольного или пальчикового театра, декорационных предметов, музыкальных инструментов, неспецифического, бросового материала, посредством игры-драматизации, песочницы. 6.Краткое обобщение занятия, обсуждение с ребенком выбранного эмоционального состояния и формирования «портрета эмоции». 7.В период проведения цикла занятий рекомендуется читать сказки, рассказы, повести и обсуждать эмоциональные состояния героев. Накопленный опыт, как сокровище, накапливается в «сундучке» — это неиссякаемый запас. Чем больше набирается материала, тем больше хочется им поделиться. |
Март | Робость Цель: определение основных эмоциональных состояний; обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса; формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок; обучение сопереживанию; обучение «эмоциональному предвосхищению последствий своих действий»; развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью; обогащение невербальных средств коммуникации [3;42]. | магнитофон, запись музыки С. Рахманинова «Итальянская полька», П. Чайковского «Вальс»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Робость»; карточка с условным обозначением природных явлений и объектов (солнышко с облаком); картинки с изображением различных состояний погодных и природных явлений, объектов; обруч, «волшебная палочка»; набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и лист бумаги (на каждого ребенка); песочница с мокрым песком; декорационные предметы и игрушки для песочницы деревья, кусты, ракушки, галька, искусственные цветы, заборы, фигурки людей и животных и т.п. | 1.Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. 2.Обсуждение способов адекватного выражения эмоции. 3.Выражение эмоционального состояния через зрительные представления, звук, запах, осязание, обоняние, вкус, цвет, восприятие погоды и свое отношение. 4.Рисование на заданную тему. 5.Проигрывание придуманных историй с помощью кукольного или пальчикового театра, декорационных предметов, музыкальных инструментов, неспецифического, бросового материала, посредством игры-драматизации, песочницы. 6.Краткое обобщение занятия, обсуждение с ребенком выбранного эмоционального состояния и формирования «портрета эмоции». 7.В период проведения цикла занятий рекомендуется читать сказки, рассказы, повести и обсуждать эмоциональные состояния героев. Накопленный опыт, как сокровище, накапливается в «сундучке» — это неиссякаемый запас. Чем больше набирается материала, тем больше хочется им поделиться. |
Март | Обида Цель: определение основных эмоциональных состояний; обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса; формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок; обучение сопереживанию; обучение «эмоциональному предвосхищению последствий своих действий»; развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью; обогащение невербальных средств коммуникации [3;47]. | магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Обида»; картинки с изображением обиженных и обижающих сказочных персонажей и животных; карточка с условным обозначением цветоощущения (радуга); листы плотной бумаги разного цвета и неопределенной формы («Островки настроения»); корзина для мусора; игрушки из кукольного («пальчикового») театра или из «киндер-сюрпризов»; обруч, «волшебная палочка»; набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и лист бумаги (на каждого ребенка). | 1.Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. 2.Обсуждение способов адекватного выражения эмоции. 3.Выражение эмоционального состояния через зрительные представления, звук, запах, осязание, обоняние, вкус, цвет, восприятие погоды и свое отношение. 4.Рисование на заданную тему. 5.Проигрывание придуманных историй с помощью кукольного или пальчикового театра, декорационных предметов, музыкальных инструментов, неспецифического, бросового материала, посредством игры-драматизации, песочницы. 6.Краткое обобщение занятия, обсуждение с ребенком выбранного эмоционального состояния и формирования «портрета эмоции». 7.В период проведения цикла занятий рекомендуется читать сказки, рассказы, повести и обсуждать эмоциональные состояния героев. Накопленный опыт, как сокровище, накапливается в «сундучке» — это неиссякаемый запас. Чем больше набирается материала, тем больше хочется им поделиться. |
Март | Стыд Цель: определение основных эмоциональных состояний; обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса; формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок; обучение сопереживанию; обучение «эмоциональному предвосхищению последствий своих действий»; развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью; обогащение невербальных средств коммуникации [3;52]. | магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Стыд»; карточка с условным обозначением вкусовых ощущений (рот); поднос с наколотыми на зубочистки кусочками банана, соленого огурца, винограда, яблока, лимона, ананаса, горькой редьки, киви и т.п. (для каждого ребенка); обруч, «волшебная палочка»; набор цветных карандашей, простой карандаш, лас тик и лист бумаги (на каждого ребенка); аксессуары для игры-драматизации: шарфы, платки, галстуки, шапки и т.п.; набор карточек-символов. | 1.Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. 2.Обсуждение способов адекватного выражения эмоции. 3.Выражение эмоционального состояния через зрительные представления, звук, запах, осязание, обоняние, вкус, цвет, восприятие погоды и свое отношение. 4.Рисование на заданную тему. 5.Проигрывание придуманных историй с помощью кукольного или пальчикового театра, декорационных предметов, музыкальных инструментов, неспецифического, бросового материала, посредством игры-драматизации, песочницы. 6.Краткое обобщение занятия, обсуждение с ребенком выбранного эмоционального состояния и формирования «портрета эмоции». 7.В период проведения цикла занятий рекомендуется читать сказки, рассказы, повести и обсуждать эмоциональные состояния героев. Накопленный опыт, как сокровище, накапливается в «сундучке» — это неиссякаемый запас. Чем больше набирается материала, тем больше хочется им поделиться. |
Март | Вина Цель: определение основных эмоциональных состояний; обучение различению и выражению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию голоса; формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок; обучение сопереживанию; обучение «эмоциональному предвосхищению последствий своих действий»; развитие творческого воображения и навыков владения развитой монологической речью; обогащение невербальных средств коммуникации [3;57]. | магнитофон, запись музыки М. Мусоргского «Слеза»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Вина»; карточка с условным обозначением осязания (рука с бабочкой); коробочка с различным природным или «неспецифическим» материалом: шишки, ракушки, камешки, перышки, листья, пуговицы, бумага, проволока, пробки от бутылок, кусочки меха и ткани, ленты и т.п. обруч, «волшебная палочка»; набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и лист бумаги (на каждого ребенка); набор карточек-символов. | 1.Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. 2.Обсуждение способов адекватного выражения эмоции. 3.Выражение эмоционального состояния через зрительные представления, звук, запах, осязание, обоняние, вкус, цвет, восприятие погоды и свое отношение. 4.Рисование на заданную тему. 5.Проигрывание придуманных историй с помощью кукольного или пальчикового театра, декорационных предметов, музыкальных инструментов, неспецифического, бросового материала, посредством игры-драматизации, песочницы. 6.Краткое обобщение занятия, обсуждение с ребенком выбранного эмоционального состояния и формирования «портрета эмоции». 7.В период проведения цикла занятий рекомендуется читать сказки, рассказы, повести и обсуждать эмоциональные состояния героев. Накопленный опыт, как сокровище, накапливается в «сундучке» — это неиссякаемый запас. Чем больше набирается материала, тем больше хочется им поделиться. |
Март | Я сам Цель: занятие призвано дать детям представление о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать собственные поступки, чувства, о способах и выразительных средствах общения (жесты, мимика, движения) [6;193]. | картинки с изображением игры детей в быту, их игр и забав, карандаши, фломастеры, фланелеграф | Дидактическая игра «Мой день» Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики» Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений Подвижная игра «Развеселим дедушку» |
Апрель | Волшебные средства понимания: пантомимика Цель: знакомство с понятием пантомимики и жеста: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе [2;98]. | 1.Давайте поздороваемся 2. «Волшебные», средства понимания 3.Найди пару 4.Волшебные заросли 5.Пантомимические этюды 6.Кто это? 7.Соберитесь вместе 8.Ролевое проигрывание ситуаций 9.Подведение итогов занятия 10.Прощание | |
Апрель | Ты мой друг и я твой друг Цель: развитие бережного отношения к людям, умение учитывать интересы других [2;102]. | 1.Давайте поздороваемся 2.Художник слова 3.Сделаем по кругу друг другу подарок 4.Вежливые слова 5.Клеевой дождик 6.Игрушка 7.Ролевое проигрывание ситуаций 8.Прощание | |
Апрель | Я тебя понимаю Цель: развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого [2;105]. | 1.Давайте поздороваемся 2.Настроение 3.Школа улыбок 4.Общее настроение 5.Прощание | |
Апрель | Если бы я был волшебником Цель: развитие творческого воображения и непосредственности в общении [2;107]. | 1.Давайте поздороваемся 2.Я хороший – я плохой 3.Коллективное сочинение сказки 4.Инсценировка сочиненной сказки 5.Прощание | |
Апрель | Секрет «волшебных» слов Цель: воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, вырабатывает способность культурного общения со сверстниками [6;332]. | кукла Таня, картинки с изображением ситуаций общения, хороших поступков детей. | Дидактическая игра «У нас в гостях кукла Таня» |
Апрель | Волшебные слова Цель: научить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей [6;333]. | шапочки-маски животных и их детенышей, большой плюшевый медведь. | 1.Игра-упражнение «Пожалуйста» 2. Дидактическая игра «Как Буратино стал вежливым» 3. Творческая игра «Страна вежливости» 4. Игра-драматизация «Добрый день!» |
Апрель | «Давай поговорим» Цель. Все занятия по данной теме призваны развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности [6;344]. | Беседа «Как тебя называют» Иг ра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» Дидактическая игра «Умей извиняться» Беседа «Как вести себя во время разговора» Упражнение-инсценировка «Котенок» Игра с пением «Дети и пес» Игра-упражнение «Передай другому» Этюд «Кому и как можно подражать» | |
Май | «Телефон» Цель. Все занятия по данной теме направлены на ознакомление детей правилам общения по телефону; обучение вежливо вести телефонный разговор [6;351]. | Игра-драматизация «Телефон» Дидактическая игра «Телефонный разговор» | |
Май | «Напиши мне письмо» Цель. Все занятия по данной теме направлены на обучение детей передавать свои мысли и чувства в письменном виде, а также на формирование у них навыков грамотного письменного общения [6;358]. | Творческая игра «Письмо Винни-Пуху» Цыпленок Дидактическая игра «Я вам пишу» Игра-драматизация «Письмо о радуге» | |
Май | «За столом» Цель. Занятия по данной теме направлены на ознакомление детей с основными правилами этикета, обучение их культурно вести себя за столом [6;363]. | Игра-драматизация «Угощение» Игра-драматизация «Маша обедает» | |
Май | Занятие №1 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе [5;29]. | Магнитная доска и магниты; мяч; мягкая игрушка; набор карточек к упражнению «Я хожу в школу, потому что... »; карточки к упражнениям: «Найди5отличий», «Раскрась правильно», «Продолжи ряд - 1»; плакат к упражнению «Запомни за 20 секунд»; простые и цветные карандаши. | Встреча1 Упражнение «Я хожу в шкоду, потому что ...» Упражнение «Найди 5 отличий» Упражнение «Запомни за 20 секунд» Упражнение «Найди 5 отличий» Упражнение «Запомни за 20 секунд» Упражнение «Запомни стихотворение» ^ Упражнение «Дай ответ на вопрос» Упражнение «Раскрась правильно» Упражнение «Продолжи ряд - 1» Упражнение «Обобщающие слова» Итог занятия1 |
Май | Занятие №2 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе [5;34]. | Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Перепутанные линии», «Найди лишнюю картинку» ; простые и цветные карандаши; плакат к упражнению «Запомни за 10 секунд». | Встреча Упражнение «Перепутанные линии» Упражнение «Запомни за 10 секунд» Упражнение «Найди лишнюю картинку» Игра «Потолок, пол и нос» Упражнение «Называйте подходящие слова» Упражнение «Треугольники» Итог занятия |
Май | Занятие №3 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе [5;36]. | Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд - 2», «Выбери нужного человечка»; простые и цветные карандаши; предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли; красные, желтые, зеленые и синие флажки. | Встреча Разминка Упражнение «Найди 7 отличий» Методика «10 слов» Игра «Птичка» Упражнение «Продолжи ряд - 2» Упражнение «Выбери нужного человечка» Упражнение «Зашифрованные слова» Игра «Мгновенное построение» (см. с. 18) Упражнение «Оценка» Итог занятия |
Май | Занятие №4 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе [5;39]. | Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Найди двух одинаковых котов», «Составь пары», «Дорисуй до предмета - 2», «Кто где живет?»; простые и цветные карандаши; красные, желтые, зеленые и синие флажки. | Встреча Разминка Упражнение «Найди двух одинаковых котов» Упражнение «Добавляйте пропущенные слова» Упражнение «Загадки» Игра ((Летал - не летал» Упражнение «Составь пары» Упражнение «Дорисуй до предмета - 2ж Упражнение «Кто где живет?» Упражнение «Оценка» Итог занятия |
Май | Занятие №5 Цель: оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности; оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление; оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе [5;42]. | Магнитная доска с магнитами; карточки с упражнениями: «Найди 10 отличий», «Помоги художнику», «Дорисуй узоры», «Пропущенные цифры – 2»; простые карандаши; предметные картинки: аист, овощи, мухомор, кукла, туфли, роза; наборы из пяти счетных палочек. | Встреча Разминка Упражнение «Найди 10 отличий Упражнение «Помоги художнику» Методика «Опосредованное запоминание» Упражнение «Выкладываем из счетных палочек» Упражнение «Дорисуй узоры» Упражнение «Пропущенные цифры - 2» Игра «Ах, какой я молодец!» (см. с. 23) ]% Упражнение «Оценка» (см. с. 38) Итог занятия» |