Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
__________________________ район
г. Нижний Новгород
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель методобъединения зам. директор по УВР
_____________________________ _____________________________
_______________________ 20__ г. _______________________ 20__ г.
20__ – 20__ учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА по ФИЗИКЕ
9 класс
(68часов, 2час/нед.)
УМК: Физика – 9
Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, В.М.Чаругин «Дрофа», М., 2014г.
ПРОГРАММА: Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская (сборник программ по физике и астрономии, «Дрофа», М., 2015г.)
УЧИТЕЛЬ: Власова Н.Н.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАН (час) ФАКТ (час)
1. Законы механики . 24 24
2. Механические колебания и волны. 6 6
3. Электромагнитные явления. 11 11
4. Электромагнитные колебания и волны. 8 8
5. Элементы квантовой физики. 9 9
6. Вселенная. 8 8
Итоговые занятия 2 2
Резервное время 2 -
_____________________________________________________________________
Итого: 70 68
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Учебный материал спланирован на 68часов с учетом потери времени из-за календарных праздников по 2 учебных часа в неделю. Предусмотрено 8 контрольно-обобщающих уроков, 5 часов лабораторных работ. Часть работ из списка будет выполнена фронтально (время выполнения 10 – 25 % времени урока) безоценочно, часть – демонстрационно.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
дата |
§ |
основной материал темы |
кол-во часов |
контроль |
дополнение |
краеведческий материал, русский аспект |
медиаресурсы |
ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ (24 час) |
|||||||
Основные понятия механики. Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Равномерное прямолинейное движение. + решение задач. |
1 |
||||||
Относительность механического движения. Кинематические уравнения прямолинейного равномерного движения. Графическое представление механического движения. + решение задач. |
1 |
с/р |
|||||
Скорость тела при неравномерном движении. + решение задач. |
1 |
||||||
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Кинематические уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении. + решение задач. |
1 |
||||||
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. + решение задач. |
1 |
с/р |
Тормозной путь. |
Учет законов кинематики в правилах дорожного движения |
|||
Свободное падение. + решение задач. |
1 |
с/р |
Ускорение свободного падения на планетах Солнечной системы. |
Зависимость ускорения свободного падения от высоты и глубины. |
|||
Кинематические характеристики движения точки по окружности. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Равномерное движение по окружности. Период, частота, угловая скорость. + решение задач. |
2 |
||||||
Контрольно-обобщающий урок «Законы движения тел». |
1 |
к/р |
|||||
Лаб.раб. № 1/1 «Исследование прямолинейного равноускоренного движения» |
1 |
л/р |
|||||
Взаимодействие тел. Динамические характеристики механического движения. Масса и сила. Первый закон Ньютона. + решение задач. |
1 |
||||||
Центр тяжести. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Границы применимости законов Ньютона. + лаб.раб. № 2 (фронтальный эксперимент) «Изучение второго закона Ньютона». + лаб.раб. № 3 (фронтальный эксперимент) «Изучение третьего закона Ньютона». |
1 |
||||||
Движение искусственных спутников Земли. Невесомость. Перегрузки. |
1 |
Роль ИСЗ в хозяйстве России. |
|||||
Принцип относительности Галилея. Движение тела под действием нескольких сил. + лаб.раб. № 4 (фронтальный эксперимент) «Исследование зависимости силы упругости от деформации». + лаб.раб. № 5 (фронтальный эксперимент) «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления». + решение задач. |
2 |
с/р |
|||||
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. + решение задач. |
2 |
Реактивное движение в живой природе. |
Успехи России в освоении космоса |
||||
Работа. Мощность. Энергия. + лаб.раб. № 6 (фронтальный эксперимент) «Измерение механической работы и мощности». + решение задач. |
2 |
||||||
Закон сохранения энергии. + решение задач. |
2 |
с/р |
|||||
Повторение «Законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил». + решение задач. |
1 |
||||||
Повторение «Законы сохранения импульса и энергии». + решение задач. |
1 |
||||||
Контрольно-обобщающий урок «Законы механики» |
1 |
к/р |
|||||
итого |
24 |
||||||
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (6 час) |
|||||||
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. + лаб.раб. № 7/2 «Изучение колебаний математического маятника». |
1 |
л/р |
|||||
Колебания груза на пружине. Превращения энергии при колебательном движении. + лаб.раб. № 8 «Изучение колебаний пружинного маятника». |
1 |
л/р |
Энергетика колебаний при землетрясениях, сильных ветрах. |
||||
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. + лаб.раб. № */3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника». |
1 |
л/р |
Колебание мостов, высотных зданий Н.Новгорода. |
||||
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные механические волны. Связь между длиной волны, скоростью и частотой колебаний. + решение задач. |
1 |
Певческие голоса. |
|||||
Свойства механических волн. Закон отражения волн. |
1 |
Звуковые зеркала. Эхо. |
|||||
Контрольно-обобщающий урок «Механические колебания и волны». |
1 |
к/р |
|||||
итого |
6 |
||||||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (11 час) |
|||||||
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Применение постоянных магнитов. |
1 |
||||||
Магнитное поле Земли. + лаб.раб. № 9/4 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов». |
1 |
л/р |
Магнитное поле Земли и его особенности в Нижнем Новгороде. |
||||
Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Применение электромагнитов. + лаб.раб. № 10 (фронтальный эксперимент) «Сборка электромагнита и его испытание». |
1 |
||||||
Действие магнитного поля на проводник с током. + лаб.раб. № 11 (фронтальный эксперимент) «Изучение действия магнитного поля на проводник с током». + решение задач. |
1 |
с/р |
|||||
Электродвигатель. + лаб.раб. № 12 (фронтальный эксперимент) «Изучение работы электродвигателя постоянного тока». |
1 |
||||||
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. + лаб.раб. № 13 (фронтальный эксперимент) «Изучение явления электромагнитной индукции». |
1 |
Учет действия индукционных токов. |
|||||
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока. + решение задач. |
1 |
||||||
Самоиндукция. Индуктивность катушки. + решение задач. |
1 |
||||||
Переменный электрический ток. |
1 |
Цепи переменного тока с разной нагрузкой. |
|||||
Трансформатор. Передача электроэнергии. + лаб.раб. № 14 «Изучение работы трансформатора». |
1 |
семинар |
Экологические проблемы, связанные с ТЭС и ГЭС. |
Горьковская и Чебоксарская ГЭС как источники экологических проблем. |
|||
Контрольно-обобщающий урок «Электромагнитные явления». |
1 |
к/р |
|||||
итого |
11 |
||||||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (8 час) |
|||||||
Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. + решение задач. |
1 |
Батарея конденсаторов. |
|||||
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре. + решение задач. |
1 |
||||||
*Вынужденные электромагнитные колебания. |
1 |
||||||
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. |
1 |
Принцип непрерывности, единства и взаимосвязи полей. |
|||||
Радиопередача и радиоприем. Телевидение. Свойства электромагнитных волн. |
1 |
Семинар |
Сборка детекторного приемника |
Нижегородская радиолаборатория |
|||
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света. + лаб.раб. № 15 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение интерференции света». + лаб.раб. № 16 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение дисперсии света». |
1 |
Радуга. |
|||||
Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. |
1 |
||||||
Контрольно-обобщающий урок «Электромагнитные колебания и волны». |
1 |
к/р |
|||||
итого |
8 |
||||||
ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ (9 час) |
|||||||
Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Состав атомного ядра. Протон. Нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ. |
2 |
Вклад российских ученых в теорию строения атома. |
|||||
Явление радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма –излучения. Изотопы. |
1 |
с/р |
Законы сохранения в атомной физике. |
||||
Радиоактивные превращения. Период полураспада. + решение задач. |
1 |
Хранение радиоактивных отходов в Нижегородской области. |
|||||
Ядерное взаимодействие. Энергия связи ядер. |
1 |
Законы сохранения в атомной физике. |
|||||
Ядерные реакции. + решение задач. |
1 |
Вклад российских ученых в теорию и практику ядерных реакций. |
|||||
Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. |
1 |
Законы сохранения в атомной физике. |
Строительство атомной электростанции в Нижегородской области. |
||||
Биологическое действие радиоактивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дозиметрия. |
1 |
семинар |
Радиоактивная обстановка в Нижнем Новгороде, области |
||||
Контрольно-обобщающий урок «Элементы квантовой теории». |
1 |
к/р |
|||||
итого |
9 |
||||||
ВСЕЛЕННАЯ (8 час) |
|||||||
Строение и масштабы Вселенной. |
1 |
Космические карты и атласы. |
Вклад российских ученых в теорию строения Вселенной. |
||||
Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Законы движения планет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры планет. + лаб.раб. № 17 (фронтальный эксперимент) «Изучение фотографий, полученных с помощью наземных и космических наблюдений». |
1 |
Вклад российских ученых в теорию строения Солнечной системы. |
|||||
Система Земля – Луна. Приливы. Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли. + лаб.раб. № 17 (фронтальный эксперимент) «Изучение фотографий, полученных с помощью наземных и космических наблюдений». + лаб.раб. № 17/9 «Определение размеров лунных кратеров». |
1 |
л/р |
Высадка человека на Луну. |
Изучение Луны советскими космическими станциями и аппаратами. Луноход. |
|||
Видимое движение планет, звезд, Солнца, Луны. Фазы Луны. + лаб.раб. № 17 (фронтальный эксперимент) «Изучение фотографий, полученных с помощью наземных и космических наблюдений». |
1 |
Космические карты и атласы. |
|||||
Планеты земной группы. Планеты – гиганты. + лаб.раб. № 17 (фронтальный эксперимент) «Изучение фотографий, полученных с помощью наземных и космических наблюдений». |
1 |
Полеты американских космических аппаратов. |
Изучение планет советскими космическими станциями и аппаратами. |
||||
Малые тела Солнечной системы. + лаб.раб. № 17 (фронтальный эксперимент) «Изучение фотографий, полученных с помощью наземных и космических наблюдений». |
1 |
Изучение малых тел советскими космическими станциями и аппаратами. |
|||||
Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел. |
1 |
Оптические и радиотелескопы российских обсерваторий. |
|||||
Контрольно-обобщающий урок «Вселенная». |
1 |
к/р |
|||||
итого |
8 |
||||||
Итоговый контрольно-обобщающий урок «Механика. Электродинамика. Квантовая физика». |
1 |
к/р |
|||||
Обобщающее занятие «Физическая картина мира». |
1 |
лекция |
|||||
итого |
2 |
Учитель физики ___________________________Власова Н.Н.