Календарно-тематическое планирование
уроков физики в 9 классе.
Пояснительная записка:
Календарно-тематическое планирование уроков физики для 9 класса составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
Физика – одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера.
При изучении физики в основной школе формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки.
Целью изучения курса физики 9 класса является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе знаний и умений, полученных при изучении явлений природы, знакомстве с основными законами физики, их применении в технике и повседневной жизни.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, строить гипотезы и осуществлять проектную деятельность;
развивать навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
воспитывать ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельности, навыки рационального природопользования и защиты окружающей среды, навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества,
навыки участия в социальной, культурной, политической и экономической деятельности на основе базовых знаний.
Объем учебной нагрузки по предмету «Физика» составляет: 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
Базовое содержание учебного предмета 9-класса
«Основы кинематики (10 ч.)»:
-
движение – неотъемлемая часть материи;
материальная точка;
система отсчета;
относительность механического движения;
векторы и действия над ними;
проекция вектора на координатную ось;
прямолинейное равноускоренное движение, ускорение;
скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении;
график скорости;
перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости;
свободное падение тел;
ускорение свободного падения;
ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах;
криволинейное движение;
равномерное движение материальной точки по окружности;
линейная и угловая скорости;
центростремительное ускорение;
поступательное и вращательное движение твердого тела.
2) демонстрации:
пямолинейное и криволинейное движение;
сложение перемещений;
стробоскоп;
падение тел в воздухе и разреженном пространстве;
измерение ускорения при свободном падении;
вес тела при ускоренном подъеме и падении;
невесомость;
спидометр, направление скорости при движении по окружности;
виды передач вращательного движения;
центробежный тахометр;
зависимость дальности полета от угла бросания;
3) лабораторная работа №1:
определение ускорения тела при равноускоренном движении;
4) практические работы:
способы описания движения тел;
«Основы динамики (10 ч.)»:
-
первый закон Ньютона;
инерциальные системы отсчета;
сила, масса;
второй закон Ньютона;
третий закон Ньютона;
принцип относительности;
силы в механике;
силы всемирного тяготения;
закон всемирного тяготения;
движение тела под действием силы тяжести;
движение искусственных спутников Земли;
вес тела движущегося с опорой;
невесомость.
2) демонстрации:
проявление инерции;
сравнение масс тел;
второй закон Ньютона;
измерение сил;
сложение сил, действующих под углом друг к другу;
третий закон Ньютона;
3) лабораторная работа №2:
изучение движения тела, брошенного горизонтально;
4) практические работы:
практические способы измерения сил;
расчёт параметров движения тела в поле тяготения Земли;
33. «Законы сохранения (4 ч.)»:
-
импульс тела;
изменение импульса материальной точки;
система тел,
закон сохранения импульса;
реактивное движение;
значение работ К.Э.Циолковского;
ракеты;
современные достижения космонавтики;
энергия;
закон сохранения и превращения энергии;
применение законов сохранения при решении практических задач в науке и технике.
2) демонстрации:
закон сохранения импульса;
реактивное движение;
модель ракеты;
изменение энергии тела при совершении работы;
переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно;
3) практические работы:
сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела;
«Колебания и волны (12 ч.)»:
1) колебательное движение;
основные величины, характеризующие колебательное движение (амплитуда, период, частота, фаза колебаний);
уравнение колебательного движения;
свободные и вынужденные колебания;
затухающие колебания, колебания математического и пружинного маятников;
период математического и пружинного маятников;
превращение энергии при колебаниях;
резонанс;
электромагнитные колебания;
свободные электромагнитные колебания, (колебательный контур);
формула Томсона;
вынужденные электромагнитные колебания (вращение рамки в магнитном поле);
распространение колебаний в упругой среде;
волновое движение;
продольные и поперечные волны;
длина волны;
скорость распространения волн;
свойства механических волны;
звук;
характеристики звука;
акустический резонанс;
отражение звука, эхо, ультразвук;
электромагнитные волны, свойства электромагнитных волн, шкала электромагнитных волн.
2) демонстрации:
свободные колебания груза на нити и груза на пружине;
запись колебательного движения,
зависимость периода колебаний груза от жесткости пружин и массы груза,
зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины,
вынужденные колебания;
резонанс при колебании маятников;
применение маятника в часах,
образование и распространение поперечных и продольных волн,
зависимость длины волны от частоты колебаний;
колеблющееся тело как источник звука,
зависимость громкости звука от амплитуды колебаний,
зависимость высоты тона от частоты колебаний,
акустический резонанс,
применение ультразвука.
лабораторная работа:
3-1) лабораторная работа №3:
определение ускорения свободного падения с использованием математического маятника;
3-2) лабораторная работа №4:
определение скорости распространения поверхностных волн;
4) практическая работа:
расчет периода колебаний маятников различного типа;
«Основы астрономии (6 ч.)»:
звездное небо, строение и масштабы Вселенной;
небесная сфера, системы небесных координат;
подвижная карта звездного неба, движение небесной сферы на различных географических широтах;
местное, поясное и всемирное время;
календарь,
законы Кеплера;
определение расстояний до тел Солнечной системы;
гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения, видимое движение планет.
«Строение атома, атомные явления (7 ч.)»:
1) тепловое излучение, (абсолютно черное тело, закон Стефана - Больцмана);
трудности в объяснении явления излучения тел;
гипотеза Планка о световых квантах;
формула Планка;
явление фотоэффекта;
формула Эйнштейна;
применение фотоэффекта в технике;
рентгеновское излучение;
радиоактивность;
опыт Резерфорда;
состав атома;
модели атомов.
«Атомное ядро (6 ч.)»:
состав атомного ядра;
ядерное взаимодействие;
ядерные силы;
единицы физических величин
используемые в ядерной физике;
дефект масс;
энергия связи ядра;
природа радиоактивных излучений;
закон радиоактивного распада;
деление тяжелых ядер;
цепная реакция;
принцип действия ядерного реактора;
атомные электростанции;
термоядерные реакции;
энергия Солнца и Звезд;
радиоизотопы;
применение радиоактивных изотопов;
защита от радиации.
2) практическая работа:
расчет периода полураспада радиоактивных элементов.
«Обобщающие занятия (2 ч.)»:
-
мировоззренческое значение физики и астрономии;
сведения о развитии Вселенной и элементарных частицах;
научно - техническая цивилизация и ноосфера;
экологическая культура.
«Лабораторный практикум (8 ч.)»:
1) измерение ускорения свободного падения тела;
2) изучение упругих деформаций,
3) изучение второго закона Ньютона,
4) изучение закона сохранения механической энергии,
5) изучение закона сохранения импульса при соударении тел,
6) измерение КПД установки с электрическим нагревателем,
7) изучение свободных и вынужденных колебаний,
8) нахождение ярких звезд и основных созвездий осеннего, зимнего и весеннего неба (с использованием подвижной звездной карты).
Резервное время (3 ч.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся оценивается с охватом предметных, личностных и системно-деятельностных результатов.
Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.
Учащиеся 9 класса должны знать:
категории научного знания (явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы);
методы научного познания (наблюдение, эксперимент, построение гипотез и моделей, вывод следствий и их проверка);
понятия (физическое явление, физический закон, материальная точка, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, инерциальная система отсчета, инерция, масса, сила, вес тела, невесомость, замкнутая система, импульс тела и импульс силы, реактивное движение, гармонические колебания, продольные и поперечные волны, фотон, фотоэффект, красная граница фотоэффекта, ядерная реакция, энергия связи, период полураспада, цепная ядерная реакция, радиоактивность, радиоактивный распад, деление ядер);
величины (путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, амплитуда колебаний, период, частота колебаний, длина волны).
законы (Ньютона, Кеплера, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и механической энергии, фотоэффекта, закона радиоактивного распада).
Учащиеся 9 класса должны уметь:
пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
применять теоретические знания по физике при решении жизненных задач в различных сферах деятельности;
описывать и объяснять физические явления: (на основе законов кинематики: движение с постоянным ускорением, равномерное движение по окружности, свободное падение;
3-1) на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, различные виды механического движения, взаимодействие тел;
3-2) излучение и поглощение энергии атомом, тепловое излучение и квантовую гипотезу Планка, фотоэффект, квантование энергии, рентгеновское излучение; принцип действия ядерного реактора, влияние ионизирующих излучений на живые организмы;
3-3) экологические проблемы, связанные с использованием ядерной энергетики; достижения отечественных и зарубежных ученых в области ядерной физики;
3-4) на понятийном уровне сведения об элементарных частицах, нанотехнологиях, об их роли в дальнейшем развитии человечества;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины.
Личностные результаты.
учащиеся должны проявлять:
-
познавательный интерес, творческие способности, критичность мышления в процессе самореализации;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
1-4)мотивацию к образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода.
Системно-деятельностные результаты:
должны применять теорию деятельности (цель, методы, средства, результат) при выполнении практических заданий;
владеть развитыми коммуникативными способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов самостоятельной и проектной деятельности;
владеть современными информационно-коммуникационными технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
владеть навыками функциональной грамотности;
5) осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем
ФИЗИКА
(всего 68 ч, в неделю 2 ч)
№ п/п |
Наименование разделов, глав, тем |
Количество часов |
Всего |
Дата |
Примечание |
|||||||||||
теория |
практ. |
|||||||||||||||
1 |
Повторение за курс 8 класса |
1 |
1 |
6.09 |
||||||||||||
2 |
Контрольная работа (0-срез) |
1 |
1 |
8.09 |
||||||||||||
Основы кинематики |
7 |
3 |
10 |
|||||||||||||
3. |
Движение – неотъемлемая часть материи. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения. |
1 |
1 |
13.09 |
||||||||||||
4. |
Векторы и действия над ними. Проекция вектора на координатную ось |
1 |
1 |
15.09 |
||||||||||||
5. |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
1 |
1 |
20.09 |
||||||||||||
6. |
Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. График скорости. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
1 |
1 |
22.09 |
||||||||||||
7. |
Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
1 |
1 |
27.09 |
||||||||||||
8. |
Криволинейное движение. Равномерное движение материальной точки по окружности. |
1 |
1 |
29.09 |
||||||||||||
9. |
Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение. Поступательное и вращательное движение твердого тела. |
1 |
1 |
4.10 |
||||||||||||
10. |
Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела при равноускоренном движении». |
1 |
1 |
6.10 |
||||||||||||
11. |
Практическая работа1: способы описания движения |
1 |
1 |
11.10 |
||||||||||||
12. |
Контрольная работа №1.«Основы кинематики» |
1 |
1 |
13.10 |
||||||||||||
Основы динамики |
6 |
4 |
10 |
|||||||||||||
13. |
Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. |
1 |
1 |
18.10 |
||||||||||||
14. |
Сила. Масса. Второй закон Ньютона. |
1 |
1 |
20.10 |
||||||||||||
15. |
Третий закон Ньютона. Принцип относительности. |
1 |
1 |
25.10 |
||||||||||||
16. |
Силы в механике. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. |
1 |
1 |
27.10 |
||||||||||||
17. |
Движение тела под действием силы тяжести. Вес тела движущегося с опорой. |
1 |
1 |
8.11 |
||||||||||||
18. |
Невесомость. Движение искусственных спутников Земли. |
1 |
1 |
10.11 |
||||||||||||
19. |
Практическая работа 2: практические способы измерения сил. |
1 |
1 |
15.11 |
||||||||||||
20. |
Лабораторная работа №2. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». |
1 |
1 |
17.11 |
||||||||||||
21. |
Практическая работа 3: расчет параметров движения тела в поле тяготения Земли. |
1 |
1 |
22.11 |
||||||||||||
22. |
Контрольная работа №2. «Законы динамики». |
1 |
1 |
24.11 |
||||||||||||
Законы сохранения |
3 |
1 |
4 |
|||||||||||||
23. |
Импульс тела. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса. |
1 |
1 |
29.11 |
||||||||||||
24. |
Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского. Ракеты. Современные достижения космонавтики |
1 |
1 |
1.12 |
||||||||||||
25. |
Энергия. Закон сохранения и превращения энергии. Применение законов сохранения при решении практических задач в науке и технике. |
1 |
1 |
6.12 |
||||||||||||
26. |
Практическая работа 4: Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. |
1 |
1 |
8.12 |
||||||||||||
Колебания и волны |
8 |
4 |
12 |
|||||||||||||
27. |
Колебательное движение. Основные величины, характеризующие колебательное движение. (Амплитуда, период, частота.). Уравнение колебательного движения. |
1 |
1 |
13.12 |
||||||||||||
28. |
Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. |
1 |
1 |
15.12 |
||||||||||||
29. |
Колебания математического и пружинного маятников Период колебаний математического и пружинного маятников. |
1 |
1 |
20.12 |
||||||||||||
30. |
Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. (Колебательный контур.) Формула Томсона. |
1 |
1 |
22.12 |
||||||||||||
31. |
Вынужденные электромагнитные колебания (Вращение рамки в магнитном поле). |
1 |
1 |
27.12 |
||||||||||||
32. |
Лабораторная работа №3. Определение ускорения свободного падения с использованием математического маятника. |
1 |
1 |
29.12 |
||||||||||||
33. |
Практическая работа 5: Расчет периода колебаний маятников различного типа. |
1 |
1 |
10.01 |
||||||||||||
34. |
Распространение колебаний в упругой среде. Волновое движение. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Свойства механических волны. |
1 |
1 |
12.01 |
||||||||||||
35. |
Лабораторная работа №4 Определение скорости распространения поверхностных волн. |
1 |
1 |
17.01 |
||||||||||||
36. |
Звук. Характеристики звука. Акустический резонанс. Отражение звука. Эхо. Ультразвук. |
1 |
1 |
19.01 |
||||||||||||
37. |
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. |
1 |
1 |
24.01 |
||||||||||||
38. |
Контрольная работа №3. «Колебания и волны» |
1 |
1 |
26.01 |
||||||||||||
Основы астрономии |
5 |
1 |
6 |
|||||||||||||
39. |
Звездное небо. Строение и масштабы Вселенной. |
1 |
1 |
31.01 |
||||||||||||
40. |
Небесная сфера. Системы небесных координат. Подвижная карта звездного неба. |
1 |
1 |
2.02 |
||||||||||||
41. |
Движение небесной сферы на различных географических широтах. Местное, поясное и всемирное время. Календарь. |
1 |
1 |
7.02 |
||||||||||||
42. |
Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы. |
1 |
1 |
9.02 |
||||||||||||
43. |
Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения. Видимое движение планет. |
1 |
1 |
14.02 |
||||||||||||
44. |
Контрольная работа №4. «Основы астрономии.» |
1 |
1 |
16.02 |
||||||||||||
Строение атома. Атомные явления |
7 |
0 |
7 |
|||||||||||||
45. |
Тепловое излучение. (Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана.) Трудности в объяснении явления теплового излучения тел. |
1 |
1 |
21.02 |
||||||||||||
46. |
Гипотеза Планка о световых квантах. Формула Планка. |
1 |
1 |
23.02 |
||||||||||||
47. |
Явление фотоэффекта. Формула Эйнштейна.. |
1 |
1 |
28.02 |
||||||||||||
48. |
Применение фотоэффекта в технике. Решение задач. |
1 |
1 |
2.03 |
||||||||||||
49. |
Рентгеновское излучение. |
1 |
1 |
7.03 |
||||||||||||
50. |
Радиоактивность. |
1 |
1 |
9.3 |
||||||||||||
51. |
Опыт Резерфорда. Состав атома. Модели атомов. |
1 |
1 |
14.03 |
||||||||||||
Атомное ядро |
4 |
2 |
6 |
|||||||||||||
52. |
Состав атомного ядра. Ядерное взаимодействие. Ядерные силы. Единицы физических величин, используемые в ядерной физике. |
1 |
1 |
16.03 |
||||||||||||
53. |
Дефект масс. Энергия связи ядра. Природа радиоактивных излучений. Закон радиоактивного распада. |
1 |
1 |
4.04 |
||||||||||||
54. |
Деление тяжелых ядер. Цепная реакция. Принцип действия ядерного реактора. Атомные электростанции. |
1 |
1 |
6.04 |
||||||||||||
55. |
Термоядерные реакции. Энергия Солнца и Звезд. Радиоизотопы. Применение радиоактивных изотопов. Защита от радиации. |
1 |
1 |
11.04 |
||||||||||||
56. |
Практическая работа 6: расчет периода полураспада |
1 |
1 |
13.04 |
||||||||||||
57. |
Контрольная работа №5. «Атомное ядро. Строение атома Атомные явления» |
1 |
1 |
25.04 |
||||||||||||
Обобщающие занятия |
2 |
2 |
||||||||||||||
58. |
Мировоззренческое значение физики. Сведения о развитии Вселенной и элементарных частицах. Научно-техническая цивилизация и ноосфера. Экологическая культура. |
1 |
1 |
27.04 |
||||||||||||
59. |
Итоговая контрольная работа №6 |
1 |
1 |
2.05 |
||||||||||||
60. |
Анализ контрольной работы |
1 |
1 |
4.05 |
||||||||||||
Лабораторный практикум |
8 |
8 |
||||||||||||||
61 |
Измерение ускорения свободного падения тела |
1 |
1 |
9.05 |
||||||||||||
62 |
Изучение упругих деформаций |
1 |
1 |
11.05 |
||||||||||||
63 |
Изучение второго закона Ньютона |
1 |
1 |
16.05 |
||||||||||||
64 |
Изучение закона сохранения механической энергии |
1 |
1 |
18.05 |
||||||||||||
65 |
Изучение закона сохранения импульса при соударении тел |
1 |
1 |
18.05 |
||||||||||||
66 |
Измерение КПД установки с электрическим нагревателем |
1 |
1 |
23.05 |
||||||||||||
67 |
Изучение свободных и вынужденных колебаний |
1 |
1 |
23.05 |
||||||||||||
68 |
Нахождение ярких звёзд и основных созвездий осеннего зимнего и весеннего неба |
1 |
1 |
25.05 |
||||||||||||
Итого: |
43 |
25 |
68 |
Резервное время –2 часа(повторение и на анализ итоговой к/р )