Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ______________район г. Нижний Новгород
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель методобъединения зам. директор по УВР
_____________________________ _____________________________
_______________________ 20__ г. _______________________ 20__ г.
20__ – 20__ учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА по ФИЗИКЕ
8 класс
(68часов, 2час/нед.)
УМК: Физика – 8
Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, «Дрофа», М., 2014г.
ПРОГРАММА: Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская (сборник программ по физике и астрономии, «Дрофа», М., 2015г.)
УЧИТЕЛЬ: Власова Н.Н.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАН (час) ФАКТ (час)
1. Первоначальные сведения о строении вещества. 6 6
2. Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел. 12 12
3. Тепловые явления. 18 19
4. Тепловые свойства газов, жидкостей, твердых тел. 7 7
5. Электрические явления. 6 6
6. Электрический ток и его действия. 17 18
Резервное время 4 2 ________________________________________________________________________________________________
Итого: 70 68
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Учебный материал спланирован на 68часов с учетом потери времени из-за календарных праздников по 2 часа в неделю.
Из них контрольных работ 6,5 часов, лабораторных работ 8,5 часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и диктантов (по 10 – 15 минут) в конце логически завершенных блоков учебного материала. Итоговая аттестация в форме итоговой контрольной работы.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
дата |
§ |
основной материал темы |
кол-во часов |
контроль |
дополнение |
краеведческий материал, русский аспект |
медиаресурсы |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6час) |
|||||||
Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Массы и размеры молекул. + лаб.раб. №1 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение делимости вещества». |
1 |
Молекулы органических и неорганических веществ. |
М.В.Ломоносов о строении вещества. |
||||
Тепловое движение молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества. + лаб.раб. №2 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях». + лаб.раб. №3 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение зависимости скорости диффузии от температуры». |
1 |
М.В.Ломоносов о связи теплоты с движением частиц |
|||||
Взаимодействие молекул. + решение качественных задач. |
1 |
||||||
Смачивание. Капиллярные явления. + решение качественных задач. |
1 |
||||||
Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. + решение качественных задач. |
1 |
Роль российских ученых в изучении строения и состояния вещества. |
|||||
Обобщение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». |
1 |
с/р |
|||||
итого |
6 |
||||||
МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ (12 час) |
|||||||
Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. + решение качественных задач. |
1 |
Правила хранения баллонов с газом. Взрывная волна |
|||||
Давление внутри жидкости. + решение задач. |
1 |
||||||
Сообщающиеся сосуды. + решение задач. |
1 |
Шлюзы на Волге. |
|||||
Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры. |
1 |
||||||
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы. + решение задач. |
1 |
с/р |
Атмосферное давление на разной высоте и глубине. |
Давление на станциях нижегородского метро. |
|||
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. + лаб.раб. № 4/1 «Измерение выталкивающей силы». + решение задач. |
2 |
л/р |
|||||
Условия плавания тел. + лаб.раб. № 5/2 «Изучение условий плавания тел». + решение задач. |
2 |
л/р |
Производство водного транспорта в Нижегородской области. |
||||
Контрольно-обобщающий урок «Механические свойства жидкостей и газов». |
1 |
к/р |
|||||
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. |
1 |
||||||
Деформация твердых тел. виды деформации. Свойства твердых тел. + лаб.раб №6 «Изучение видов деформации твердых тел». |
1 |
п/о |
|||||
итого |
12 |
||||||
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (19 час) |
|||||||
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая ) шкала температур. Абсолютный нуль температур. |
1 |
Тепловой режим на планетах Солнечной системы |
|||||
Внутренняя энергия. Два способы изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. |
1 |
||||||
Виды теплопередачи. Теплопроводность. + лаб.раб. № 7 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха». |
1 |
с/р |
|||||
Конвекция. Излучение. + лаб.раб. № 8 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение конвекции в жидкостях и газах». |
1 |
пр/р |
Атмосферные тепловые явления. Теплоизоляция. |
||||
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. |
2 |
с/р |
Графики t(t0), Q(t0) для нагрева, охлаждения, теплообмена |
||||
Лаб.раб. № 9/3 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». |
1 |
л/р |
|||||
Лаб.раб. № 10/ 4 «Измерение удельной теплоемкости вещества». |
1 |
л/р |
|||||
Удельная теплота сгорания топлива. + решение задач. |
2 |
п/о |
Экологический аспект (продукты сгорания) |
Распределение топливных ресурсов (Россия, Нижегородская область). |
|||
Первый закон термодинамики. + решение задач. |
1 |
||||||
Контрольно-обобщающий урок «Тепловые явления». |
1 |
к/р |
|||||
итого |
12 |
||||||
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (7 час) |
|||||||
Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Температура плавления. Удельная теплота плавления. + лаб.раб. №11 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение процессов плавления и отвердевания». + лаб.раб. №12 (фронтальный эксперимент) «Измерение удельной теплоты плавления льда». + решение задач. |
2 |
пр/р |
Связь температуры плавления с видом кристаллической решетки |
Сталеплавильное дело в России. Фигурное литье |
|||
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. + лаб.раб. № 13 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее поверхности, температуры и скорости удаления ее паров». + решение качественных задач. |
1 |
Состояние вещества на планетах Солнечной системы. |
|||||
Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. + решение задач. |
2 |
с/р |
Особенности тепловых процессов в невесомости и при пониженном давлении. |
||||
Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. + лаб.раб. № 14 (фронтальный эксперимент) «Измерение влажности воздуха» |
1 |
Значение влажности для человека. |
Влажность и климат Нижегородской области. |
||||
Контрольно-обобщающий урок «Изменение агрегатных состояний». |
1 |
к/р |
М.В.Ломоносов о законе сохранения энергии. |
||||
итого |
7 |
||||||
ТЕПЛОВЫЕ СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ (7 час) |
|||||||
Зависимость давления газа данной массы от объема газа (качественно). + лаб.раб. № 15/5 «Изучение зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре». |
1 |
л/р |
|||||
Зависимость давления данной массы газа от температуры газа (качественно). |
1 |
||||||
Зависимость объема газа данной массы от температуры газа (качественно). Применение газов в технике. |
1 |
||||||
Тепловое расширение жидкостей (качественно). + решение качественных задач. |
1 |
Учет теплового расширения. |
|||||
Тепловое расширение твердых тел (качественно). + решение качественных задач. |
1 |
п/о |
Температурные шкалы. |
||||
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания. Основные направления совершенствования тепловых двигателей. |
1 |
Российские разработки в области ТД (история, современность). |
|||||
Паровая турбина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Контрольно-обобщающий урок «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел». |
1 |
к/р |
Российские разработки в области ТД (история, современность). |
||||
итого |
7 |
||||||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (6 час) |
|||||||
Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. + лаб.раб. № 16 (фронтальный эксперимент) «Наблюдение электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел». + лаб.раб. № 17 (фронтальный эксперимент) «Изготовление простейшего электроскопа». |
1 |
пр/р |
Вклад российских ученых в изучение электрических явлений. |
||||
Дискретность электрического заряда. Электрон. Протон. Элементарный электрический заряд. Строение атома. |
1 |
Опыт Резерфорда. |
|||||
Объяснение электризации. Проводники, диэлектрики и полупроводники. + решение качественных задач. |
1 |
с/р |
Использование полупроводников. |
||||
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин. |
1 |
Закон Кулона. |
|||||
Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе. |
1 |
Гроза. Атмосферное электричество. |
|||||
Контрольно-обобщающий урок «Электрические явления». |
1 |
к/р |
|||||
итого |
6 |
||||||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК И ЕГО ДЕЙСТВИЯ (18 час) |
|||||||
Постоянный электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках. |
1 |
Современные малогабаритные источники тока. |
|||||
Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное. |
1 |
Техника безопасности при работе с электрическими цепями. |
|||||
Электрическая цепь. + лаб.раб. № 18 (фронтальный эксперимент) «Сборка электрической цепи» |
1 |
пр/р |
Действие тока на живые организмы |
||||
Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр. + лаб.раб. № 19/6 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участка». |
2 |
л/р |
|||||
Электрическое напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр. + лаб.раб. № 20/7 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». |
2 |
л/р |
Измерение напряжения на источнике тока. |
||||
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление проводника. + решение задач. |
1 |
Зависимость сопротивления от температуры. |
|||||
Реостаты. + лаб.раб. № 22/8 «Регулирование силы тока с помощью реостата». |
1 |
л/р |
|||||
Закон Ома для участка цепи. + решение задач. |
1 |
||||||
Последовательное соединение проводников. + лаб.раб. № 21/9 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». + лаб.раб. № 23/10 «Изучение последовательного соединения проводников». |
2 |
л/р с/р |
|||||
Параллельное соединение проводников. + лаб.раб. № 24/11 «Изучение параллельного соединения проводников». |
2 |
л/р |
|||||
Мощность электрического тока. Работа электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. |
1 |
История «русского света». |
|||||
Счетчик электрической энергии. Использование электрической энергии в быту, природе, технике. + лаб.раб. № 25/12 «Измерение работы и мощности электрического тока.» |
2 |
Техника безопасности в быту и на производстве |
|||||
Контрольно-обобщающий урок «Электрический ток». |
1 |
к/р |
|||||
итого |
18 |
||||||
Итоговый контрольно-обобщающий урок. |
1 |
к/р |
Учитель физики ______________________________Власова Н.Н.