Тематическое планирование по литературе за 7 класс
МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
Дмитриевой В.Л.
по литературе
для учащихся 7 класса
на 2015 – 2016 уч. г.
(базовый уровень, 2 часа в неделю)
Учебно-тематический план
7 класс
Тема |
Количество часов |
Введение. Художественный образ и образность в литературе. Образ – герой – характер |
2 |
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». |
8 |
Герой древнего эпоса |
4 |
Духовная литература |
6 |
Герой древнерусской литературы |
6 |
Герой эпического произведения |
30 |
Герой драматического произведения |
7 |
Лирический герой |
4 |
Проверка техники чтения |
3 |
Итого |
70 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Контрольные работы Творческие практикумы |
||
1 |
ВВЕДЕНИЕ Художественный образ и образность в литературе |
1 |
Описание характера любимого литературного героя |
||
2 |
Н.В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА» Историческая и фольклорная основа повести |
1 |
|||
3 |
Эпическое и лирическое начало повести |
1 |
Сопоставление Остапа и Андрия, их устремлений и характеров |
||
4 |
Проблема национального самосознания, веры и гуманизма |
1 |
|||
5 |
Нравственная основа человеческого единства |
1 |
Подготовить рассказ о том, как сражались и погибали запорожцы по 7, 8 главам |
||
6 |
Приёмы создания героического характера. Образ Тараса Бульбы |
2 |
|||
7 |
Роль пейзажа, детали в повести |
1 |
1 |
Исследование «Роль детали в раскрытии характера героев» |
|
8 |
Творческий практикум Сравнительная характеристика Остапа и Андрия |
1 |
Рассказы об Андрие и Остапе Определение идеи сочинения, обсуждение пунктов плана |
||
9 |
ГЕРОЙ ДРЕВНЕГО ЭПОСА Былина «Богатырское слово» |
1 |
Создание презентации «Герои земли русской» |
||
10 |
Былина «Богатырское слово» |
1 |
|||
11 |
Сага «Угон быка из Куалнге» |
1 |
|||
12 |
Сага «Угон быка из Куалнге» |
1 |
|||
13 |
Творческий практикум Сравнительная характеристика героев изученных произведений |
1 |
Коллективная письменная работа |
||
14-15 |
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Житие Сергия Радонежского |
2 |
Каковы принципы создания святого в русской духовной литературе |
||
16 |
ГЕРОЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
2 |
Самостоятельное рассуждение на нравственно-этическую тему |
||
17 |
Творческий практикум. Идеальный герой духовной и светской литературы |
1 |
Письменный ответ на вопрос: Чем различаются идеальные герои духовной и светской литературы? |
||
18 |
Творческий практикум. Идеальный герой духовной и светской литературы «Песнь о вещем Олеге» |
1 |
Найти в интернете иллюстрации к «Вещему Олегу» А.С. Пушкина |
||
19 |
А. С. Пушкин. «Выстрел» |
1 |
|||
20 |
А. С. Пушкин. «Выстрел» |
1 |
Стр.249-251 Каким вы представляете рассказчика? |
||
21 |
А. С. Пушкин. «Выстрел» |
1 |
Иллюстрирование эпизодов повести |
||
22-23 |
Творческий практикум Сочинение. Разговор с литературным героем. |
2 |
Сочинение «Разговор с Сильвио» |
||
24 |
П. Мериме «Маттео Фальконе» |
1 |
Сопоставить казнь Андрия («Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе» |
||
25 |
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
1 |
Сообщение на тему: «События русской истории 16 века» |
||
26 |
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
1 |
Что нового привнёс М.Ю. Лермонтов в образ романтического героя? |
||
27 |
Н. С. Лесков «Левша» Жанровые особенности сказа |
1 |
|||
28 |
Н. С. Лесков «Левша» Национальный характер в литературе |
1 |
|||
29 |
Н. С. Лесков «Левша» Правда и правдоподобие |
1 |
|||
30 |
Н. С. Лесков «Левша» Речевые особенности сказа |
1 |
Составление «толкового словаря» «Левши» |
Проиллюстрировать эпизоды сказа |
|
31 |
И. С. Тургенев. «Бежин луг» Понятие очерка |
1 |
|||
32 |
И. С. Тургенев. «Бежин луг» Человек и природа |
1 |
|||
33 |
И. С. Тургенев. «Бежин луг» Русский национальный характер у Тургенева |
1 |
Пейзажные зарисовки учеников к очерку |
||
34 |
Р/Р Творческий практикум. Сочинение «страшилки» |
1 |
Запись «страшилки», услышанной когда-то |
||
35 |
Л. Н. Толстой Главы из повести «Детство» |
1 |
Письменная работа: Каким я представляю себе героя повести? |
Различные виды пересказа эпизодов повести |
|
36 |
Л. Н. Толстой Главы из повести «Детство» |
1 |
|||
37 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
1 |
Устные высказывания на тему «Всё ли нравится вам в поведении мужика»? |
||
38 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве» |
1 |
Сопоставление сказок писателя с русскими народными сказками |
Иллюстрирование сказок |
|
39 |
А. П. Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника» |
1 |
|||
40 |
А.П. Чехов «Тоска» |
1 |
|||
41 |
М.М Зощенко «Аристократка», «В бане» |
1 |
Анализ одного из рассказов Зощенко |
||
42 |
Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» |
1 |
|||
43 |
Творческий практикум. Интервью с литературным героем. |
1 |
Сочинение-интервью с литературным героем |
||
44 |
Лирика. Лирический герой |
1 |
|||
45 |
И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Щи» |
1 |
Иллюстрирование произведений Тургенева |
||
46 |
И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе». «Два богача», «Милостыня» |
1 |
|||
47 |
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» |
1 |
Анализ поэмы |
||
48 |
Н.А. Некрасов «Железная дорога» |
1 |
|||
49-50 |
Лирика С.А. Есенина |
2 |
Иллюстрирование стихов. Создание презентации «Образы деревьев и цветов в стихах Есенина» |
||
51 |
Лирика Н.М. Рубцова |
1 |
|||
52 |
Б.Ш. Окуджава «Арбатский романс» |
1 |
|||
53 |
В.С. Высоцкий «Песня о допетровской Руси» |
1 |
Анализ произведений Высоцкого с точки зрения музыкального выражения стихов |
||
54 |
Н.С. Гумилёв «Капитаны» |
1 |
Иллюстрирование стихов |
||
55 |
Ш. Бодлер «Альбатрос» |
1 |
Иллюстрирование стихов |
||
56 |
Творческий практикум. Сочинение в лирическом жанре |
1 |
Сочинение в лирическом жанре |
||
57 |
Драма как род литературы |
1 |
|||
58 |
Г.-Х. Андерсен Сказка «Тень» |
1 |
|||
59 |
Е.Л. Шварц «Тень» |
1 |
Тест |
||
60 |
Е.Л. Шварц «Тень» |
1 |
|||
61 |
Е.Л. Шварц «Тень» |
1 |
Иллюстрирование эпизодов |
||
62 |
Е.Л. Шварц «Тень» |
1 |
Тест |
||
63 |
Е.Л. Шварц «Тень» |
1 |
Исследование: «Два произведения и один мотив» |
||
64 |
Творческий практикум. Устное сочинение |
1 |
Устное сочинение «Как я сыграл бы роль…» |
||
65-66 |
Итоговая читательская конференция «Человек в литературе» |
2 |
Конференция |
||
67 |
Советы библиотеки |
2 |
|||
68 |
Повторим теорию литературы |
2 |
Требование к уровню подготовки учащихся
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими литературными знаниями:
Раздел 1. Образ – герой – характер.
З н а т ь, что такое:
литературный образ;
система образов в литературном произведении;
герой литературного произведения;
характер в литературе;
авторская позиция;
художественные детали
художественные приѐмы.
У м е т ь:
объяснять, чем различаются эпос, драма и лирика;
оперировать понятиями: “писатель”, “автор”, “система литературных жанров”, “сюжет”, “герой”, “художественный вымысел”, “литературный образ”, “герой литературного произведения”,“характер в литературе” и т.д.
давать характеристику главным героям произведения;
находить в произведении художественные детали;
при художественном пересказе передавать авторское отношение к изображаемому.
Раздел 2. Герой древнего эпоса.
З н а т ь, что такое:
былина, былинный герой, сказитель;
эпическая гиперболизация и идеализация;
художественные средства создания богатыря в былине;
система образов в русском героическом эпосе;
ирландская сага.
У м е т ь :
называть богатырей земли Русской;
объяснять, что объединяет образы былинных богатырей;
сопоставлять средства, с помощью которых создаѐтся художественный образ в ирландской саге
и русской былине. Отмечать черты сходства и различия.
Раздел 3. Духовная литература.
З н а т ь:
особенности жанра русского жития;
средства, способы создания образа русского святого в духовной литературе;
в чѐм заключается историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.
Раздел 4. Герой древнерусской литературы.
З н а т ь:
жанры литературы Древней Руси (поучение, послание, хождение, житие, летопись);
что лежит в основе нравственной оценки человека Древней Руси;
способы изображения человека в древнерусской литературе;
как выражается авторское отношение к героям.
Раздел 5. Герой эпического произведения.
З н а т ь:
особенности эпического рода литературы;
эпические жанры;
способы создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;
художественная деталь в эпическом произведении;
что такое авторская позиция, авторская характеристика, авторская ирония;
система рассказчиков в эпическом произведении;
общее в создании героя в фольклоре и литературе;
У м е т ь:
перечислять основные события, составляющие сюжет произведения;
называть главных и второстепенных героев;
описывать характеры главных персонажей;
сопоставлять поведение героев разных художественных произведений в сходных ситуациях;
находить в тексте детали, с помощью которых создаѐтся образ главного героя;
определять жанр произведения;
находить взаимосвязь жанрово-видовых форм и средств создания художественного образа;
определять авторскую позицию и способы еѐ выявления.
Раздел 6. Герой драматического произведения.
З н а т ь:
отличительные особенности драмы;
жанры драмы;
способы создания характера героя драмы;
художественные детали в драме;
авторская позиция в драматическом произведении.
У м е т ь:
определять основной конфликт произведения;
характеризовать героев;
объяснять, как создаѐтся характер героя;
определять, с помощью каких художественных средств, выражается авторская позиция в драма-
тическом произведении.
Раздел 7. Лирический герой.
З н а т ь:
особенности лирики;
автор лирического произведения и лирический герой;
отличия лирического героя и героя эпического произведения;
изобразительные средства поэтического языка.
У м е т ь:
давать характеристику лирическому герою;
находить в лирических произведениях изобразительно-выразительные средства языка.
Литература
Для учителя
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990.
2. Зверс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. – Л., 1980.
3. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе: Пособие для учителя// Под ред. Г.В. Самойленко. – Киев, 1988.
4. Кутузов А. Г. Как войти в мир литературы. 7 класс. Методические рекомендации. – М.,2007.
5. Кутузов А. Г., Киселѐв А. К., Романичева Е. С., Колосс Л.В., Леденѐва В.В. В мире литературы. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.
6. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.: Искусство, 1996.
7. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину. В 2 ч. – М., 1999.
8. Рыбникова М.А. Уроки. «Песнь о вещем Олеге»//М.А. Рыбникова. Избранные труды. – М., 1985.
9. Энциклопедия литературных героев. – М.: АГРАФ, 1999.