12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитриева Валентина Леонидовна353
Россия, Пермский край, Карагайский район
Рабочая программа педагога

МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»

Дмитриевой В.Л.

по литературе

для учащихся 7 класса

на 2015 – 2016 уч. г.

(базовый уровень, 2 часа в неделю)


 

Учебно-тематический план

7 класс

Тема

Количество часов

Введение. Художественный образ и образность в литературе. Образ – герой – характер

2

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».

8

Герой древнего эпоса

4

Духовная литература

6

Герой древнерусской литературы

6

Герой эпического произведения

30

Герой драматического произведения

7

Лирический герой

4

Проверка техники чтения

3

Итого

70

 

Календарно-тематический план

 

п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

Контрольные работы

Творческие практикумы

 

1

ВВЕДЕНИЕ Художественный образ и образность в литературе

1

 

Описание характера любимого литературного героя

 

2

Н.В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА»

Историческая и фольклорная основа повести

1

     

3

Эпическое и лирическое начало повести

1

 

Сопоставление Остапа и Андрия, их устремлений и характеров

 

4

Проблема национального самосознания, веры и гуманизма

1

     

5

Нравственная основа человеческого единства

1

 

Подготовить рассказ о том, как сражались и погибали запорожцы по 7, 8 главам

 

6

Приёмы создания героического характера. 

Образ Тараса Бульбы

2

     

7

Роль пейзажа, детали в повести

1

1

Исследование «Роль детали в раскрытии характера героев»

 

8

Творческий практикум

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

1

Рассказы об Андрие и Остапе

Определение идеи сочинения, обсуждение пунктов плана

   

9

ГЕРОЙ ДРЕВНЕГО ЭПОСА 

Былина

«Богатырское слово»

1

 

Создание презентации «Герои земли русской»

 

10

Былина

«Богатырское слово»

1

     

11

Сага

«Угон быка из Куалнге»

1

     

12

Сага

«Угон быка из Куалнге»

1

     

13

Творческий практикум

Сравнительная характеристика героев изученных произведений

1

Коллективная письменная работа

   
           

14-15

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Житие 

Сергия Радонежского

2

 

Каковы принципы создания святого в русской духовной литературе

 
           

16

ГЕРОЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

2

 

Самостоятельное рассуждение на нравственно-этическую тему

 

17

Творческий практикум.

Идеальный герой духовной и светской литературы

1

Письменный ответ на вопрос: Чем различаются идеальные герои духовной и светской литературы?

   
           

18

Творческий практикум.

Идеальный герой духовной и светской литературы «Песнь о вещем Олеге»

1

 

Найти в интернете

иллюстрации к «Вещему Олегу» А.С. Пушкина

 

19

А. С. Пушкин. «Выстрел»

1

     

20

А. С. Пушкин. «Выстрел»

1

 

Стр.249-251 

Каким вы представляете рассказчика?

 

21

А. С. Пушкин. «Выстрел»

1

 

Иллюстрирование эпизодов повести

 

22-23

Творческий практикум

Сочинение. Разговор с литературным героем.

2

Сочинение

«Разговор с Сильвио»

   

24

П. Мериме «Маттео Фальконе»

1

 

Сопоставить казнь Андрия («Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе»

 

25

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

 

Сообщение на тему: «События русской истории 16 века»

 

26

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

 

Что нового привнёс М.Ю. Лермонтов в образ романтического героя?

 

27

Н. С. Лесков «Левша»

Жанровые особенности сказа

1

     

28

Н. С. Лесков «Левша»

Национальный характер в литературе

1

     

29

Н. С. Лесков «Левша»

Правда и правдоподобие

1

     

30

Н. С. Лесков «Левша»

Речевые особенности сказа

1

Составление «толкового словаря» «Левши»

Проиллюстрировать эпизоды сказа

 

31

И. С. Тургенев. «Бежин луг»

Понятие очерка

1

     

32

И. С. Тургенев. «Бежин луг»

Человек и природа

1

     

33

И. С. Тургенев. «Бежин луг»

Русский национальный характер у Тургенева

1

 

Пейзажные зарисовки учеников к очерку

 

34

Р/Р Творческий практикум.

Сочинение «страшилки»

1

Запись «страшилки», услышанной  когда-то

   

35

Л. Н. Толстой Главы из повести «Детство»

1

Письменная работа: Каким я представляю  себе героя повести?

Различные виды пересказа эпизодов повести

 

36

Л. Н. Толстой Главы из повести «Детство»

1

     

37

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

 

Устные высказывания на  тему «Всё ли нравится вам в поведении мужика»?

 

38

М.Е. Салтыков-Щедрин. 

«Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»

1

Сопоставление сказок писателя с русскими народными сказками

Иллюстрирование сказок

 

39

А. П. Чехов.

 «Хамелеон»,

«Смерть чиновника»

1

     

40

А.П. Чехов «Тоска»

1

     

41

М.М Зощенко «Аристократка»,

«В бане»

1

 

Анализ одного из рассказов Зощенко

 

42

Марк Твен

«Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

1

     

43

Творческий практикум. Интервью с литературным героем.

1

Сочинение-интервью с литературным героем

   

44

Лирика. Лирический герой

1

     

45

И. С. Тургенев

«Стихотворения в прозе».

 «Русский язык»,  «Щи»

1

 

Иллюстрирование произведений Тургенева

 

46

И. С. Тургенев

«Стихотворения в прозе». 

«Два богача», «Милостыня»

1

     

47

Н.А. Некрасов

«Крестьянские дети»

1

Анализ поэмы

   

48

Н.А. Некрасов

«Железная дорога»

1

     

49-50

Лирика С.А. Есенина

2

 

Иллюстрирование стихов.

Создание презентации «Образы деревьев и цветов в стихах Есенина»

 

51

Лирика Н.М. Рубцова

1

     

52

Б.Ш. Окуджава

«Арбатский романс»

1

     

53

В.С. Высоцкий

«Песня о допетровской Руси»

1

Анализ произведений Высоцкого с точки зрения музыкального выражения стихов

   

54

Н.С. Гумилёв

«Капитаны»

1

 

Иллюстрирование стихов

 

55

Ш. Бодлер

«Альбатрос»

1

 

Иллюстрирование стихов

 

56

Творческий практикум. 

Сочинение в лирическом жанре

1

Сочинение в лирическом жанре

   

57

Драма как род литературы

1

     

58

Г.-Х. Андерсен

Сказка «Тень»

1

     

59

Е.Л. Шварц

«Тень»

1

Тест

   

60

Е.Л. Шварц

«Тень»

1

     

61

Е.Л. Шварц

«Тень»

1

 

Иллюстрирование эпизодов

 

62

Е.Л. Шварц

«Тень»

1

Тест

   

63

Е.Л. Шварц

«Тень»

1

 

Исследование: «Два произведения и один мотив»

 

64

 Творческий практикум.

Устное сочинение

1

Устное сочинение «Как я сыграл бы роль…»

   

65-66

Итоговая читательская конференция

«Человек в литературе»

2

Конференция

   

67

Советы библиотеки

2

     

68

Повторим теорию литературы

2

     

Требование к уровню подготовки учащихся

К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими литературными знаниями:

Раздел 1. Образ – герой – характер.

З н а т ь, что такое:

литературный образ;

система образов в литературном произведении;

герой литературного произведения;

характер в литературе;

авторская позиция;

художественные детали

художественные приѐмы.

У м е т ь:

объяснять, чем различаются эпос, драма и лирика;

оперировать понятиями: “писатель”, “автор”, “система литературных жанров”, “сюжет”, “герой”, “художественный вымысел”, “литературный образ”, “герой литературного произведения”,“характер в литературе” и т.д.

давать характеристику главным героям произведения;

находить в произведении художественные детали;

при художественном пересказе передавать авторское отношение к изображаемому.

Раздел 2. Герой древнего эпоса.

З н а т ь, что такое:

былина, былинный герой, сказитель;

эпическая гиперболизация и идеализация;

художественные средства создания богатыря в былине;

система образов в русском героическом эпосе;

ирландская  сага.

У м е т ь :

называть богатырей земли Русской;

объяснять, что объединяет образы былинных богатырей;

сопоставлять средства, с помощью которых создаѐтся художественный образ в ирландской саге

и русской былине. Отмечать черты сходства и различия.

Раздел 3. Духовная литература.

З н а т ь:

особенности жанра русского жития;

средства, способы создания образа русского святого в духовной литературе;

в чѐм заключается историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.

Раздел 4. Герой древнерусской литературы.

З н а т ь:

жанры литературы Древней Руси (поучение, послание, хождение, житие, летопись);

что лежит в основе нравственной оценки человека Древней Руси;

способы изображения человека в древнерусской литературе;

как выражается авторское отношение к героям.

Раздел 5. Герой эпического произведения.

З н а т ь:

особенности эпического рода литературы;

эпические жанры;

способы создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;

художественная деталь в эпическом произведении;

что такое авторская позиция, авторская характеристика, авторская ирония;

система рассказчиков в эпическом произведении;

общее в создании героя в фольклоре и литературе;

У м е т ь:

перечислять основные события, составляющие сюжет произведения;

называть главных и второстепенных героев;

описывать характеры главных персонажей;

сопоставлять поведение героев разных художественных произведений в сходных ситуациях;

находить в тексте детали, с помощью которых создаѐтся образ главного героя;

определять жанр произведения;

находить взаимосвязь жанрово-видовых форм и средств создания художественного образа;

определять авторскую позицию и способы еѐ выявления.

Раздел 6. Герой драматического произведения.

З н а т ь:

отличительные особенности драмы;

жанры драмы;

способы создания характера героя драмы;

художественные детали в драме;

авторская позиция в драматическом произведении.

У м е т ь:

определять основной конфликт произведения;

характеризовать героев;

объяснять, как создаѐтся характер героя;

определять, с помощью каких художественных средств, выражается авторская позиция в драма-

тическом произведении.

Раздел 7. Лирический герой.

З н а т ь:

особенности лирики;

автор лирического произведения и лирический герой;

отличия лирического героя и героя эпического произведения;

изобразительные средства поэтического языка.

У м е т ь:

давать характеристику лирическому герою;

находить в лирических произведениях изобразительно-выразительные средства языка.

 

Литература

Для учителя

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990.

2. Зверс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. – Л., 1980.

3. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе: Пособие для учителя// Под ред. Г.В. Самойленко. – Киев, 1988.

4. Кутузов А. Г. Как войти в мир литературы. 7 класс. Методические рекомендации. – М.,2007.

5. Кутузов А. Г., Киселѐв А. К., Романичева Е. С., Колосс Л.В., Леденѐва В.В. В мире литературы. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.

6. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.: Искусство, 1996.

7. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину. В 2 ч. – М., 1999.

8. Рыбникова М.А. Уроки. «Песнь о вещем Олеге»//М.А. Рыбникова. Избранные труды. – М., 1985.

9. Энциклопедия литературных героев. – М.: АГРАФ, 1999.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.