Научно-исследовательская работа «Теоретико-методические основания развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов средствами театрализованной деятельности»
Теоретико-методические основания развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов средствами театрализованной деятельности
1. Сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследования и особенности развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов
Одной из главных задач, стоящих в системе дополнительного образования это создать благоприятные педагогические условия для каждого учащегося в различных видах деятельности для всестороннего удовлетворения их потребностей и развитию индивидуальных склонностей и способностей. Дополнительное образование создает для подрастающего поколения условия для полноценной реализации своих способностей и увлечений. Создание таких условий и предоставление ребенку возможность активно проявить себя в деятельности разнообразной направленности может способствовать развитию у детей широкого спектра навыков.
Проблему развития вокально-хоровых находится в центре внимания педагогики и психологии уже несколько десятилетий. Рассмотрим некоторые аспекты данной теоретической проблемы.
Изучая процесс развития вокально-хоровых навыков, важно определится с понятием «вокально-хоровые навыки», как частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта; взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции, ансамбля и строя. Именно навыки являются объектом развития, влияющие на развитие и воспитание определенных способностей ученика.
Детская вокально-хоровая деятельность имеет свои цели и ценностный результат. Конечным продуктом этой деятельности является детское творчество, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Ведь хоровое искусство будет воспринят не всяким человеком, а только таким, кому интересен и важен внутренний мир ребенка, его живое и непосредственное проживание художественного материала, кто способен чувствовать радость от этого проживания, разделенную с публикой.
К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце» [46, С.10].
Теория музыкального образования подразумевает взаимосвязь с педагогикой, психологией и физиологией детей школьного возраста, а также с эстетикой и специальными историческими и теоретическими дисциплинами (история и теория музыки, гармония, полифония, инструменты и т. д.). Точками связи с этими научными областями являются основные концептуальные положения об эстетической сущности музыкального искусства и его значимости в музыкальном и эстетическом развитии школьников.
К проблеме формирования певческих навыков отводится особое место в трудах следующие педагоги: О.А.Апраксина, С.И.Бекина, Т.В.Волчанская, Т.И.Глушакова, Н.Н.Добровольская, В.В.Емельянов, Л.И.Михайлова, В.О.Каменский, Н.Д.Орлова, Г.П. Стулова, В.А. Шереметьев, Б.Л.Яровский и др. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.
По мнению педагогов для того чтобы вокально-хоровое развитие учащихся шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки:
Певческая установка
Так как дети младшего школьного возраста часто при пении принимают неестественное положение тела:
запрокидывают голову,
напрягают мышцы шеи и лица,
поднимают плечи,
сутулятся,
сидят, закинув ногу на ногу или стоят опираясь на одну ноге.
Все это отрицательно сказывается на голосообразовании, ведь неестественное положение головы и корпуса способствует зажатости органов голосового аппарата. Отсюда педагогической задачей является снятие напряжения мышц тела, устранение всякого рода зажатости и формирование правильной певческой установки.
Дирижёрский жест
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание
- дыхание
- начало пения
- окончание пения
- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи;
Дыхание:
Певческое дыхание основа пения, так как от него зависит качество звука голоса. Педагог должен научить детей овладеть техникой дыхания, который состоит из бесшумного короткий вдох, опоры дыхания и постепенного его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания;
В певческой практике различают несколько типов дыхания:
Ключичное (верхнереберный, верхнегрудной) – активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи
Грудное дыхание – дыхательное движение сводятся к движениям грудной клетки, диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается
Брюшное дыхание (диафрагмальный) - дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота
Смешанное (грудобрюшной) – происходит активная работа мышц грудной и брюшной полости, а так же нижнего отдела спины
Правильное дыхание является фундаментом, на котором поющий должен строить все остальное. Для выработка правильного дыхания целесообразно использовать дыхательную гимнастику. Так как дыхательные упражнения способствуют развитию физической выносливости, а также ведущих качеств певческого голосообразования: яркости звука, силы и гибкости голоса, длительности звучания, развития диапазона.
Звукообразование – это результат взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми связками.
Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Результат работы над звукообразованием является выработка у детей единой манеры пения;
Певческая дикция
Дикция (или четкость речи) зависит от работы речевого аппарата. К нему относятся органы:
слуха,
артикуляции (губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы)
дыхания
центральная нервная система.
Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко, а гласные округляются.
Навык артикуляции включает:
- отчетливое, фонетически определённое и грамотное произношение;
- умеренное округление гласных за счёт пения на скрытом зевке;
- нахождение высокой вокальной позиции;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.
Строй, ансамбль:
Одно из условий сохранения строя- работа над чистотой и точностью интонирования в пении[39, С.76-81].
Эмоциональная выразительность исполнения.
Средствами вокального искусства оно достигается за счет:
мимики, выражения глаз, жестов и движений;
богатства тембровых красок голоса;
динамических оттенков, фразировки;
чистоты интонации;
разборчивости и осмысленности дикции;
темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.
Рассматривая теоретическую базу работы по обучению детей пению невозможно не отметить разработки Н.А.Ветлугиной, Н.Л.Грозденская Н.А.Метлова, Д.Е.Огороднова, О.П.Рыдановой, В.Т.Соколова,Д.Б.Кабалевского и др.
Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, советский педагог-музыкант Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару. В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского [27, с.26] .
Н. Л. Грозденская и В. Т. Соколов работают над усовершенствованием методов певческого обучения, основанных на регулярных наблюдениях за вокальным развитием детей [37, с.5].
Важное место отводится овладению техническими навыками и развитию вокального О. А. Апраксина [3], Н. Л. Грозденская, Е. Я. Гембицкая [10], В. Т. Соколов.
В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников уделяется довольно большое внимание. Эта тема подробно рассматривается в методических трудах Л. Б. Безбородова, Л.Г. Дмитриева [15], В. М. Никитина, Г. А. Стулова [40].
В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.
Развитие музыкальной культуры школьников является главной целью музыкального образования и воспитания. Проблема личной культуры рассматривается представителями различных областей: философии, культуры, искусства, педагогики и музыковедения. Таким образом, важные аспекты феномена культуры раскрыты в работах Л.Н. Коган, Э.В. Соколова Г.А. Гонтарева [30,c.43]. Они рассматривали культуру личности как многогранное явление, которое оказывает значительное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни и определяет важные критерии культуры личности:
1) его универсальные человеческие представления о ценности жизни, человека и общества;
2) отношение индивида к культурному опыту всех поколений человечества;
3) участие человека в творчестве, в создании новых материальных и духовных ценностей;
4) стабильность состояния человека, его ориентация на определенные значения [18, c.84].
Вокально-хоровая деятельность является ведущим способом музыкальной деятельности, так как она является единственным общедоступным способом музицирования.
На сегодняшний день среди педагогов нет единого мнения по поводу, первичных навыков в вокально-хоровом обучении. Это связано, прежде всего, с тем, что голосовой аппарат человека – это слаженный механизм, где все голосообразующие функции находятся в тесной взаимосвязи [11, с.148-150].
Так О. А. Апраскина, характеризуя певческие навыки детей младшего возраста, отмечает необходимость формирования протяженности пения и навык певческого дыхания. Д. Е. Огороднов, Т. И. Глушакова также считают, что одним из основных навыков пения является навык певческого дыхания. Так как протяженность пения гласных звуков напрямую связана с навыком
длительного выдоха, который и дает возможность протянуть гласную вовремя пения. Нельзя не отметить, что с навыком певческого дыхания тесно связан артикуляционный навык (В.С. Попов, А.Г. Менабени, Л.Я. Пашкина и др.). Правильное функционирование артикуляционного аппарата позволяет активизировать работу органов гортани и органов дыхания. Четкая дикция, активность артикуляционного аппарата при произношении слов активизирует приток энергии у поющего человека, что способствует возникновению положительного психоэмоционального состояния – радости, удовольствия, приподнятого настроения. Пение, так или иначе, связано со словом, считала Н. Н. Добровольская, поэтому четкая дикция – основной навык, с которого следует начинать учить детей пению.
Важным критерием на занятиях вокально-хоровой деятельности является возрастная особенности развития голосового аппарата ребенка.
За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития:
младший домутационный возраст ( 6 - 10 лет)
старший домутационный возраст. ( 9 - 13 лет)
мутационный период, в котором приобретаются свойства голоса взрослого человека (12-16 лет)
Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребенка. Различают четыре основных стадии развития голоса. Так как данная курсовая работа связана с младшим возрастом, в дальнейшем будет дана характеристика особенности именно этого возраста.
У младших школьников (до 10-11 лет) голос имеет детское звучание. Так как рост ребенка идет плавно, то в его голосе нет отслеживается существенные изменения. А вследствие этого, в тембре прослеживается легкая звучность, про него говорят: «головное звучание», «высокое звучание», или «высокое резонирование». Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре; звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину- это закономерно, естественно. Нервно- мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос 7-8 летнего ребенка нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно. В этот возрастной период, хормейстеру важно следить хоровой звучности.
При нормальном воспитании голос развивается плавно как у мальчиков, так и у девочек, так как в их голосовом аппарате нет прослеживается существенная разницы.
По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца – голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку и голос делается сильнее и по звучанию становится поле полным и собранным.
Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с первого класса идет правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость»; в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.
Каждый возраст имеет свой возрастной рабочий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать.
Вопрос о психологической и физиологической специфике развития в младшем школьном возрасте представляется очень актуальным для педагогов в учреждениях дополнительного образования.
Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Её основными частями являются органы дыхания – лёгкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости между собой.
Во время певческого процесса все части голосового аппарата работают как единое целое.
Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.
У ребёнка в 6-7-летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью и небольшой силой. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остаётся небольшая щель во всю их длину.
У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет сравнительно невелик и колеблется между ре первой и ре второй октавы. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.
В возрасте 9-11 лет развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. В этот возрастной период у ребёнка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Однако в принципе этим не следует увлекаться, ибо именно в возрасте 10-11 лет существует опасность перетрудить самую развитую часть голосовых связок – её середину. В результате у школьников наблюдается появление певческих «узелков», неровностей на краях связок.
Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между си малой и до-ре второй октавы.
Обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые приемы и все занятие строить по нарастающей линии.
Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбрать произведение, чтобы оно было направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требования:
1) Носить воспитательный характер
2) Быть высокохудожественным
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию
6) Подобранным трудностям т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
7) Брать сложные и объёмные произведения не следует.
Для детей, которые обучаются в хоровом классе нужно грамотно и серьезно подбирать репертуар, так как не интересность к хоровому делу, в некоторых случаях может вызвать отчуждение от вокально-хоровой деятельности и конечно же скажется на продуктивности. Сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы, в то же время легкие произведения должны быть в репертуаре ограниченны, так как лёгкая программа не стимулирует профессионального роста. Если репертуар интересен хористам, это даёт некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится, как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.
Формирование певческих навыков у детей происходит по нескольким этапам с закреплением и регулярным повторением вновь приобретенных навыков. Процесс образования двигательных навыков принято условно делить на три этапа.
Первый этап – нахождение верной певческой работы голосового аппарата, правильного звукообразования на некоторых гласных и на огран6иченном участке диапазона голоса.
Второй этап – сохранение и уточнение этих навыков, усвоение различных типов звуковедения, перенесение верных принципов работы голосового аппарата на весь диапазон.
Третий этап – автоматизация, доведения правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, полного «раскрепощения» голосового аппарата и возможности варьировать голосом в пределах верного звучания, то есть развитие нюансировки.
Как показывает практика, на формирование певческих навыков влияют:
мотивация, где происходит обучение и виден прогресс в усвоении, упражнений, закреплений;
уяснение содержания - уровень личного развития, наличие
знаний, умений, способ объяснения содержания упражнения, обратная связь.
овладение - полнота уяснения содержания, постепенность
перехода от одного уровня овладения к другому по определенным
показателям (автоматизированность, скорость реакции и др).
В этом параграфе работы требовалось изучить теоретико-методические основания развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов. Анализ литературы дает основание для следующих выводов.
Вокально-хоровые навыки – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта; взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции, строя и ансамбля
Таким образом, из мнений авторов первичными певческих навыках детей младшего школьного возраста, можно выделить:
певческую установку
навык певческого дыхания
навык певческой дикции
певческое звукообразование
строй, ансамбль
навык эмоционально-выразительного исполнения
Сущность певческих навыков заключается в следующем:
певческая установка – необходимое условие, как для развития голосового аппарата, так и для плодотворной исполнительской деятельности;
певческое дыхание – это основа пения, так как от него зависит качество звука голоса;
певческая дикция – это важнейшая часть всей вокальной работы, она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием;
певческое звукообразование– это результат взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми связками.
эмоционально-выразительное исполнение – это важная часть в вокально-хоровой работе, так как на основе осмысления содержания литературного и музыкального текста учащиеся передают свои эмоциональные переживания.
Формирование вокально-хоровых навыков у детей происходит по нескольким этапам с закреплением и регулярным повторением вновь приобретенных навыков. Процесс образования двигательных навыков принято условно делить на три этапа.
Первый этап – нахождение верной певческой работы голосового аппарата, правильного звукообразования на некоторых гласных и на огран6иченном участке диапазона голоса.
Второй этап – сохранение и уточнение этих навыков, усвоение различных типов звуковедения, перенесение верных принципов работы голосового аппарата на весь диапазон.
Третий этап – автоматизация, доведения правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, полного «раскрепощения» голосового аппарата и возможности варьировать голосом в пределах верного звучания, то есть развитие нюансировки.
Для развития вокально-хоровых навыков у младших школьнико вважно учитывать возрастные особенности детей и правильно подбирать репертуар.
2.Характеристика и основные аспекты организации театрализованной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования
В России уделяется большое внимание художественно-эстетическому воспитанию и образованию детей, которое направленно на раскрытие личностно-творческих способностей каждого ученика. На это направлена деятельность различных учреждений дополнительного образования – школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий и др. Детский музыкальный театр является определенным видом искусства и средством эстетического развития учащихся.
На сегодняшний день занятия театральной деятельностью востребован подрастающим поколением, потому что он раскрывают и развивают детские таланты, учат преодолевать внутреннее стеснение. Дети в театре всё делают от души, и каждый ребенок хочет показать себя, несмотря на особенности внешности, возможные дефекты речи, отсутствие ярко выраженных способностей к сценической игре. Соприкосновение детей с театром, является полным подтверждением следующего важного высказывания Л.Н. Толстого об искусстве, которое «есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами…» [32, c. 96].
Театр занимает особое место в системе дополнительного образования, так как является одним из самых доступных видов искусства, помогает в решении многих психологических проблем, которые связаны с развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи. Детский театр формирует эстетический вкус школьников, создает у них положительный эмоциональный настрой, снимает возможную внутреннюю психическую напряжённость, помогает решению конфликтных ситуаций через игру.
Обращаясь к истории, особое развитие детское театральное творчество получило в Западной Европе, в эпоху Средневековья, откуда, на рубеже XVI-XVII веков, попадает на Украину, а затем и в Россию. Приобщить Россию к театральной культуре задумал царь Алексей Михайлович, из путешествия с Украину привез с собой в Москву, первого русского просветителя театрального искусства, Симеона Полоцкого, поручив ему воспитание и обучение собственных детей. Под влиянием С. Полоцкого и Артамона Матвеева при дворе Алексея Михайловича открывается «Потешная палата», в котором для царя и приближенных ему людей играют немецкие и русские дети под руководством пастора Грегори. Сюжетами для постановок служили библейские рассказы и древнегреческие мифы. Хочется отметить, что во время правления царя Алексей Михайловича театр был привилегией дворянства. Отношение к театру изменилось после, того как престол занял сын Алексея Михайловича.
При царствование Петра Россия становится великой державой и вступив в новую культурную эпоху нуждается в развитии науки, производства и искусства. Пётр I считал, что развитие должно затрагивать все слои общества и приказал сделать театрализованные представления доступными для всего народа. Так в период 1702-1703 годах Петр строит «Комедийную (комедиальную) храмину» на Красной площади, которая просуществовала до 1706 год, а роль актеров играли подростки из мещан и подьячии. Но петровские замыслы о доступности театра для всего народа не реализуются, так как немецкий драматург И.Кунст, который возглавлял труппу отдавал предпочтенье по мотивам произведений западной литературы и в основном на немецком языке, так как традицию и язык русского народа для него было не знакомо. Не доволен репертуаром был и сам государь, по его мнению, в театре должен прославлять Россию и его правителя и в тоже время воспитывать чувство патриотизма в душе народа.
Первые школьные театры первоначально появились в духовных школах, служившие для улучшения богословного образования, следствие этого сюжет данных пьес отображал пороки и добродетели. Позднее школьные театры появились при крупных учебных заведениях: один из них был организован при Славяно-греко-латинской академии и являлся закрытым типом, доступный в основном светскому обществу, а второй при Медицинском академии. Репертуар данных школьных театров отличается от сюжетов постановки «комедиальной храмиды», хотя существовали они в одно и то же время. В школьных театрах ставили пьесы связанные с событиями отечественной истории и современности, в которых показывалось величие России и доблесть русского солдата. Данные академии были ориентирована прежде всего на воспитание самих учеников театры и закрытого типа существовали для нужд самой школы, а театральные представления обоих театров формировали новый тип сознания у подрастающего поколения.
30-х гг. XVIII века в становление русского драматического искусства заметную роль сыграл театр при Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге, который послужил основой создания первого государственного театра, утвержденного в период правления Елизаветы Петровны. В данном учебном заведения для того, чтобы с легкостью выучить иностранный языки был создан театральный кружок. Поэтому первые постановки шли на немецком, французском и английском языке[2]. В 1756 году Елизавета Петровна учредила первый русский профессиональный публичный театра.
А в 1779 году в Богородицке (Тулькой губернии) создал первый детский театр, его создателем становится Андрей Болотов.
Заметим, что в России долгое время (с конца XVII до начала XX вв.) одним из наиболее распространенных видов семейного досуга были домашние театральные постановки. Особенно активный интерес к домашнему театру наблюдается в России в конце XIX века. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано в конце 1878 года; в дальнейших постановках непосредственное участие принимал сам Мамонтов. По свидетельствам историков, искусствоведов, педагогов, в представлениях домашнего театра участвовали все члены семьи: дети, родители, другие родственники. Представления организовывались для показа в семейном кругу и являлись неотъемлемой частью совместного досуга. Представления организовывались для показав семейном кругу и являлись неотъемлемой частью совместного досуга. Для домашних театров с 1885 года по 1904года в приложениях к журналу «Родина» – «Домашний театр», печатались пьесы и рассказы, сопровождаемыми режиссерскими комментариями.
В Царскосельском лицее в едином процессе соединялись учение и досуг лицеистов (выпуски рукописных журналов, изучение философских трактатов и диссертаций, капустники, спектакли-импровизации). Ценные начинания в организации совместной учебной деятельности связаны с именем Н.И. Пирогова, который проводил литературные беседы, чтобы привить детям навыки творческой самостоятельной работы.
В конце XIX века в России было сложным во всех отношениях, однако это не помешало развитию театрального движения. В новых социальных условиях домашние театральные постановки стали уступать место иным формам досуговой деятельности.
В начале XX века появился термин «внешкольная работа», который обозначал тогда культурно-просветительную деятельность, организовывались государственные детские студии и театральные кружки [45].
В 1904 году в Москве был открыт первый городской Народный дом, при котором создали клуб для детей. В 1911 году в Калужской губернии была организована колония «Бодрая жизнь», где важное место занимало искусство: слушание музыки, хоровое пение, подготовка детских спектаклей.
Первая попытка осмыслить театр как эстетическое явление произошла в 1916 году на заседании Всероссийского съезда театральных деятелей. В последствии, начиная с 1918 года, начали появляться первые детские секции (в Туле, Москве, Петербурге), а также детские клубы, площадки, коммуны, организующие общественно-полезную деятельность детей.
Значительную вклад в теорию и практику клубных объединений внесли А.С.Макаренко и В.Н.Терский, они считали ее как систему, которая ориентировалась на творческую деятельность каждого участника и тем самым приобщала бы детей к духовной культуре общества.
Первым в мире постоянным постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918года, организатором которого, а в последствие художественным руководителем стала Н.И. Сац. Наталья Сац привлекла для работы в нем знаменитого архитектора и удивительного художника Александра Веснина, писателей Андрея Дикого, Николая Огнева, Алексея Толстого, замечательных артистов – Анатолия Кторова, Наталью Аристову, композитора Сергея Прокофьева и др [55, c. 28-38]. В нем шли балетные представления, спектакли театра теней, марионеток, петрушек. Затем появились детские театры в Туле, Харькове, Петербурге и других городах. Появление детских театров явилось важнейшим событием не только в культурной жизни, но и для всей педагогической общественности. Основная задача театральных объединений состояла в том, чтобы через художественную деятельность осуществлять общественно-политическое воспитание детей и подростков.
В октябре 1919 года вышло постановление Народного комиссариата просвещения РСФСР об организации Государственного детского театра, в котором дети стали не случайными посетителями, а полноправными хозяевами. Лучшие писатели должны были создавать для юных актеров новые пьесы, большие художники сцены должны были уделять в своем творчестве специальное внимание маленьким зрителям. Появление детских театров явилось важнейшим событием не только для культурной жизни того времени, но и для всей педагогической общественности.
В 1930 – 1940-х годах определились типы внешкольных учреждений–
комплексные (Дворцы и Дома пионеров, детские Дома культуры и детские отделения при рабочих и колхозных клубах и Домах культуры, детские городки, парки и т.п.)
специализированные (станции юных техников, туристов и натуралистов, музыкальные, художественные и хореографические школы, детские библиотеки-читальни, лектории, Дома художественного воспитания, детские театры и кино, стадионы и спортивные школы, детские железные дороги, морские порты и речные пароходства)
Не возможно не отметить тот факт, что в каждом театре вопросы связанные с репертуаром, музыкальным и художественным оформлением спектаклей обсуждались коллегиально. Благодаря этому союзу, каждый художник сцены должен был мыслить, как педагог, а педагог почувствовать искусство с точки зрения художника. В результате такой работ наша страна приобрела уникальный опыт в театральной педагогике, а театры средствами искусства помогли вырастить ценящих и понимающих искусство людей.
В 1970-е годы в Институте художественного воспитания создается лаборатория театра, которая становиться центром в научно-исследовательской работе в двух сферах: детского театрального творчества и профессионального искусства, предназначенного детям. Лабораторная работа была инициатором всеобщей доступности начального театрального образования, и дало возможность появлению учебного предмета «театральный урок».
В настоящее время театральный урок организуется в форме кружковой работы в общеобразовательных учреждениях и в работе студии и театральных коллективов в учреждениях дополнительного образования.
На сегодняшний день в РФ зафиксирован перечень форм объединений дополнительного образования, которые могут осуществлять свою деятельность в сфере художественно-творческого воспитания подрастающего поколения. В документе министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012г. № 504 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», приводится список таких учреждений.
В этот перечень входят:
Центры дополнительного образования
Дворцы детского творчества
Дома детского творчества
Детские школы искусств
Детские музыкальные школы
Основной целью, которых является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда, адаптация молодого поколения к жизни в обществе, формирование общей культуры и организации содержательного досуга.
Для достижения поставленных целей во всех представленных типах учреждения могут присутствовать формы добровольного объединения детей и подростков, интерес которых направлен в область театрального искусства.
Существуют следующие формы:
Семейный театр
Театральный кружок
Театр-студия
Народный театр
Школьный театр
Театральные коллективы при школах искусств, колледжей искусств
Детские театральные студии
Драматические кружки
Театральные школы
Детские центры театрального творчества
Все эти устоявшие формы имеют общее название – детские театральные объединения. С развитием системы дополнительного образования одним их распространенных и востребованных направлением является детская театральная студия. Театральное искусство представляет синтез музыки, актерского мастерства, танца, живописи и сосредотачивает в единое целое средство их выразительности и тем самым создает условия для воспитания гармонической творческой личности.
Театр прочно вошел и в жизнь детей младшего школьного возраста.Как и любая деятельность детский театр имеет свои цели и ценностный результат. Конечным продуктом детской театральной деятельности является детское творчество.
В практико-ориентированных формах взаимодействия учеников между собой и с педагогом формируются навыки работы в команде, уважение к собственной и к другой личности, понимание значимости каждого в общем деле. В процессе занятий по театральной деятельности решаются следующие задачи:
Развитие творческих способностей младшего школьника
Воспитания интереса к различным видам творческой деятельности
Развитие речевой деятельности (диалогическую и монологическую)
Овладение импровизационными умениями
Развивать память, мышление, воображение, внимание.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
В зависимости от поставленных целей на занятиях по театральному искусству руководитель вынужден применять различные приемы и методы работы с коллективом, а в дальнейшем придумывать новые, который позволяли бы успешно решать творческие и воспитательные задачи
Занятия театральной деятельностью будут эффективными в том случае, если будут учитываться содержательность занятий с разнообразием тематик и методов работы, с ежедневным включением театрализованных игр. «Подходить к организации театральной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива» [12, c. 3-25].
Не возможно не заметить, что педагог дополнительного образования кроме психолого-педагогический знаний, должен обладать умением организации своей деятельности. В организации своей работы важно изучить требования современного менеджмента, проанализировать и разработать программу деятельности театральной студии по развитию творческих способностей младших школьников.
На этапе планирования определить стратегию работы студии, методы ее реализации, создать материально-техническую базу. Для развития творческих навыков важно определиться со сроком реализации программы дополнительного образования, разработать темы, по которым будут обучаться младшие школьники, определиться с комплексом упражнений и заданий.
Занятия музыкально-театральной деятельностью должны привлечь учащихся с первых занятий и помочь ему в формировании личности. Главной педагогической задачей является в формирования отношения к творчеству, к искусству в целом, а основным педагогическим средством является поддержка самостоятельной художественной деятельности ученика. Хочется отметить, что самому педагогу необходимо уметь выразительно рассказывать, петь, играть на музыкальном инструменте, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любым ситуациям и быть предельно тактичным и суметь привить в ученике любовь к своему делу. В частности, отмечается, что в театральной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций происходит осознание нравственных норм. Механизм воображения в театральной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов[59, c. 41-65].
Театральная драматургия формирует творческую активность младших школьников, а все составляющие их деятельности переходят друг в друга. Немалое значение имеет в спектакле изобразительное искусство, элементы живописи (линия, цвет, объем и др.). Они участвуют в формировании эмоциональной композиции спектакля – так же, как и элементы словесного действия – речевой звук, мелодика, ритм, интонация. Оформляя спектакли, дети осваивают мастерство театрального художника. Каждая постановка для учеников это новые впечатления и знания. Так как им нужно изучить драматургию пьесы, почувствовать эпоху, понять характер литературных героев.Большую роль в спектакле имеет звуковое оформление, музыка которая начинается в слове, продолжается в ритме, мелодии речи. В известной мере средства музыкальной выразительности используются в каждом спектакле, если даже в нем и не звучит музыка. Музыка подчеркивает идейно-эмоциональный смысл, служит созданию эмоциональной атмосферы спектакля, ее контрапунктом, способствует ритмизации сценического действия. «В художественных спектаклях сама речь актера, характер его движений подчиняются музыкальным ритмам. Помимо целостной музыкально-драматургической партитуры музыка раскрывает душу спектакля–роли. Она становится способом материализации невидимого поэтически преобразованного и закодированного на сцене внутреннего действия, которое открывает смысл происходящего, обнажает суть вещей. Музыка является способом связи явлений, их сопоставление, строении целостного замысла» [12, c. 64].
В заключении на основе всего, сказанного выше, можно сформировать следующие обобщения:
Этапы формирования театрального искусства в России происходило в несколько этапов:
Зарождение театра в России появилось к 17 веке (придворный и школьный).
Расцвет российского театра приходится на XVIII-XIX век.
Популяризация театрального искусства от XX века
Развитие детского театрального искусства
Не смотря на разницу в акцентах, проявляющуюся в различные временные эпохи развития театра, можно с уверенностью заявить, что театр был и остаётся мощнейшим средством формирования личности ребёнка через развитие его творческих способностей. Цель развития у ребёнка артистизма – именно создание многогранной, гармонично развитой личности, приспособленной к решению самых разносторонних жизненных задач, чтобы ребенок мог увидеть себя в разных образах. Первый этап сознательного формирования личности приходится именно на рассматриваемый нами период – период младшего школьного возраста. Младший школьный возраст является прекрасным стартом для выхода ребёнка на новый этап развития – на путь взросления.
Выводы
Изучение теоретических работ помогло выявить и сформулировать понятие творческие способности. Вокально-хоровой навык -это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта; взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции, ансамбля и строя.
Первичными вокально-хоровыми навыками детей младшего школьного возраста, выделяют:
певческую установку – необходимое условие, как для развития голосового аппарата, так и для плодотворной исполнительской деятельности;
певческое дыхание – это основа пения, так как от него зависит качество звука голоса;
певческую дикцию – это важнейшая часть всей вокальной работы, она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием;
певческое звукообразование– это результат взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми связками.
эмоционально-выразительное исполнение – это важная часть в вокально-хоровой работе, так как на основе осмысления содержания литературного и музыкального текста учащиеся передают свои эмоциональные переживания.
2 Музыкально-театральная деятельность – это организованный педагогический процесс, посредством которого ребенок развивает музыкальные и театрально-игровые способности, раскрывает в ребенке способности сопереживания, познания, эмоциональной отзывчивости, а также позволяет приобрести знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего освоения музыкального и театрального искусства.
В работе было рассмотрено целый ряд логически обоснованных и на практике проверенных методик вокально-хоровой работы в процессе театральной деятельности.
В процессе решения второй задачи были выделены этапы формирования театрального искусства в России, которое происходило в несколько этапов:
Зарождение театра в России появилось к 17 веке (придворный и школьный).
Расцвет российского театра приходится на XVIII-XIX век.
Популяризация театрального искусства от XX века
Развитие детского театрального искусства
Не смотря на разницу в акцентах, проявляющуюся в различные временные эпохи развития театра, можно с уверенностью заявить, что театр был и остаётся мощнейшим средством формирования личности ребёнка через развитие его творческих способностей. Цель развития у ребёнка артистизма – именно создание многогранной, гармонично развитой личности, приспособленной к решению самых разносторонних жизненных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Академия, 2014. - 336 с.
2.Адищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX – начала XX века. – М.: Музыка, 2007. – 344 с
3 . Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., 2005
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –С. 235, 336.
5 . Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. М.: Владос, 2014. - 290 с.
6 . Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 – М.: Музыка, 1961. - С. 17
7. Арсеневская, О. Н. Музыкальные занятия: Волгоград, 2012. 187 с.
8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
9. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 2007. - 267 с.
10 . Барышева Т. А., В.А. Шекалов «Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004;
11. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. – 352 с.
12. Генералова И.А. Мастерская чувств Ч. 2. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64 с
13. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость /Н.А.Ветлугина // Восприятие музыки. М: Музыка,1990. – С. 45–52
14. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. -148с.
15. «Вокальный словарь» – составитель И.Кочнев, А.Яковлев
16. Гиппиус С.В. Актерский тренинг: Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2008. – 377 с.
17. Далецкий О. Методика вокала. - М.:Музыка, 2012.
18. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2006.- 367с.
19. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. «Дополнительное образование детей» - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.
20 . Егоров А.А. Теория и практика работы с хором.-Л.: Музгиз, 1951. -238 с.
21. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – 2-еизд., перераб. и доп. – М.:Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998 – 366 с.
22. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. – М., 2001
23. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Владос, 2003.- 272 с.
24. Заднепровская Г. В. Анализ музыкальных произведений: Учеб. пособие для студ. муз. пед. училищ и колледжей. --М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
25. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 – 144 с.
26. Ильина Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учебное пособие для студентов вузов и преподавателей / Е. Р. Ильина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 416 с.
27. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя /Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981 – 192 с.
28. Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб.пособие / Л. П. Казанцева. - Астрахань : Волга, 2009. - 368 с.
29. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – 3-е изд.М.:
Искусство, 1982 – 119 с.
30 . Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура.- М.,1981.- С.43
31. Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2014 г.
32. Козлянинова И.П. Сценическая речь. – М.: Просвещение, 1976. – 336 с.
33. Краснощеков, В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. — 299 с.
34. Кузнецов, Ю. М. Практическоехороведение. Учебный курс хороведения / Ю. М. Кузнецов. - М.: 2009. - 158 с.
35. Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой, изд.Феникс 2005, с.123
36. Локшин Д.Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры. (Краткие очерки). -М.: Музгиз, 1963. -Изд. 2-е доп. -211с.
37. Левашова Г. Поговорим о музыке: Беседы о музыке.- Л.: Детская литература, 2004.
38. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
39. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.т– М.: Знание, 1981. – 96 с.
40. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 2008. С. 28-37.
41. Митрофанова, Д.А. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие / Д.А. Митрофанова. - СПб.: Планета Музыки, 2014. – 176 c.
42. Мурадели В. «Музыкальные картины» (для детского хора без сопровождения). – М., МРI, 2008
43. «Музыка». В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М., Издательство «Дрофа», 2003
44. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. СПб.: Питер. 2011. 218 с.
45. Новицкая Л.П. Н–73 Уроки вдохновения / ред. Ю.С. Калашников. – М.: Всерос. театр, общество, 1984. – 383 с
46. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб.пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. – 400 с.
47. Подуровский В.М. Психологическая коррекция профессиональной музыкально — педагогической деятельности: Теория, проблемы, практика. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2000.- С.24
48. Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. – СПб., 2004.
49. Прейсман Э.М. О музыке и музыкантах : время, события: отв. ред. Н.А. Яловская. - Красноярск, 2013.
50. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. - М., 2013.
51. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990 – 160 с.
52. Романовский Н.В. «Хоровой словарь», Музыка, 2005.
53. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
54. Семенюк В.О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства. - М.: ООО Издательство «Композитор», 2008. - 328 с.
55. Скловская Е.Е. Система работы с театральным коллективом// Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 3. – С.28–38.
56. Слабодчикова Т.Г. Хоровое пение в современном мире /Материалы международной конференции «Культура. Наука. Творчество», Минск: Наука. 2008. 342 с.
57. Стаина О.А. Организация театральных занятий, направленных на развитие способности к импровизации // Дополнительное образование и воспитание. – 2011 – № 8 – С. 35–40.
58. Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8-ми тт. –Т. 2 – М.: Искусство, 1954 – 424 с.
59. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981.- С.13-15, 76-81
60. Стулова, Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие / Г.П. Стулова. - СПб.: Лань, 2016. - 176 c.
61. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика ЭнрикоКарузо. – СПб.,2005.
62. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика
музыкального воспитания: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1989. – С. 58-59.
63. Цыпин Г.М. Музыкально исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. – С.320.
64. Холопова В.Н. Музыкальные эмоции: учеб.пособие. - М., 2010.
65. Чесноков П.Г. Хор и управление им. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.klex.ru/3v8
66. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос,2001 – 160 с.