Статья «Теория и практика игрового обучения на уроках немецкого языка»
Теория и практика игрового обучения на уроках немецкого языка
Величайшее искусство уметь превращать для детей в игру все,
что они должны делать или выучить.
Джон Локк
Игровые технологии являются неотъемлемой частью педагогических технологий. Изучение иностранного языка начинается со второго класса. Игра для учащихся этого возраста является любимой деятельностью. На самом деле, как показывает практика, учащиеся любят играть на разных ступенях образования. Вопрос только заключается в том, какие игры использовать на уроках разного возраста.
Не все учителя используют игры в работе с учащимися, так как боятся, что игра несет только развлекательную функцию и не способствуют освоению учебного материала.
В современном мире для учителя есть много возможностей использовать игры на своих уроках. Опыт коллег, специальная литература и огромный объем информации в интернете играют существенную роль в организации игровой деятельности. Каждый педагог, который активно использует игры на уроках, знает, какую важную роль они имеют для эмоциональной удовлетворенности ребенка. Игра делает урок привлекательным и интересным. Она позволяет раскрепоститься ученику и максимально продемонстрировать свои знания и умения.
Прежде всего, игры должны доставлять учащимся радость. Они должны создавать на уроке благоприятную атмосферу для раскрепощения ребенка. Игра на уроках иностранного языка способствует достижению обучающих целей.
Как известно, существует масса игр для различных дисциплин. Часто игры интегрированы в учебник по конкретному предмету. Однако каждый педагог должен внимательно подходить к организации игровой деятельности. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках;
4) игра должна быть интересна всем учащимся;
5) игра должна быть тщательно подготовлена;
6) игра должна стимулировать ученика к учению;
7) игра должна быть целесообразной на предложенном этапе урока.
Я, учитель немецкого языка, активно использую игры на уроках. Особое значение играм я уделяю в начальной школе.
Игры на уроках иностранного языка, я делю на 5 групп. Игры каждой группы представлены в таблице.
1. |
Игры «Слушаем и говорим» |
«Пантомима». У каждого учащегося карта, которую нельзя никому показывать. Ученик жестами или словами синонимами описывает слово на своей карте. Кто отгадывает слово, тот забирает карту. Выигрывает ученик, получивший большее количество карт. «Бинго».
Учащиеся в парах заполняют таблицы цифрами в пределах 20. Таблицы друг другу не показываю. Поочередно отгадывают цифры, отгаданные – зачеркивают. Выигрывает тот, кто раньше всех разгадал таблицу одноклассника. «Ich sehe was, was ihr nicht seht» («Я вижу то, что вы не видите») Ученик придумывает слово, которое все знают. И говорит: «Я вижу то, что вы не видите». Другие игроки должны задавать вопросы, например: «Это животное?» «Большое?» и.т.д. Ответы должны быть только короткими (да/нет/ не знаю). Делим группу на две команды. Команды А и B. Каждый участник команд имеет свой номер, который он должен запомнить. Перед командами стоят два стула, один из которых стул-да, а другой – стул-нет. Учитель задает вопрос и называет номер. Учащиеся из обеих команд должны как можно быстрее сесть на соответствующий стул. Команда, набравшая большее количество баллов, выигрывает. Примеры вопросов: Hat die Woche mehr als 24 Stunden? Hat die Woche 7 Tage? Ist Berlin Hauptstadt Deutschlands? (В неделе 24часа? В неделе 7 дней? Берлин – столица Германии?). |
|||||||||
2. |
Игры «Читаем и пишем» |
«Словесная змея». Учащимся в форме змеи предлагаются слова/предложения. Они должны найти, где начинается и заканчивается слово/предложение, объяснив его значение. IchheiβeMarkichkommeausderTürkeiichspieleBallgern «Магический квадрат». Учащиеся должны разгадать слова в квадрате, где слова также слиты. Слова объединены одной тематикой. Учащиеся делятся на группы 3-4 человека. Каждая группа работает со статьей из газеты, заполняя таблицу. В таблице учащиеся должны указать: 1. Имя героя (….) 2. К какому кругу личностей он относится (….) 3. Почему про него написано в газете (….) |
|||||||||
3. |
Игры на пополнение словарного запаса |
Тема «Хобби». Учащиеся по цепочке называют всевозможные хобби. Можно усложнить задание, чтобы ученики называли слово на последнюю букву названного слова. Учащимся предложены существительные. К каждому существительному 4 глагола. Ученики должны выбрать слово, которое можно употребить с данным словом. einen Salat essen – sagen – trinken - arbeiten салат кушать – говорить – пить – работать
|
|||||||||
4. |
Грамматические игры |
Тема «Сложное разговорное прошедшее время (Perfekt)». Учащимся раздают карточки, встают в круг. На карточке у каждого напечатано словосочетание, которое они должны преобразовать в предложение в прошедшем времени, отвечая на вопрос «Что ты делал вчера?». Was hast du gestern gemacht?- Ich habe Ball gespielt. Что ты вчера делал? - Я играл в мяч. Данную игру можно модифицировать. Можно с помощью нее отрабатывать разные грамматические структуры, а также играть можно не только в группе, но и парами. Тема «Предлоги дательного и винительного падежей (Präpositionen mit Dativ und Akkusativ) ». В классе на двух противоположных стенах учитель предварительно прикрепил таблички «Д.п. (Dativ)» и «В.п. (Akkusativ) ». Учитель называет предлог, а учащиеся должны подойти к той стене, где указан падеж, с которым употребляется названный предлог. Игра может быть изменена по усмотрению учителя. А также данную игру можно использовать в качестве физминутки. «Домино» также имеет огромные вариации. Например, по теме «Спряжение глаголов». На одной стороне подготовленных карточек для игры напечатаны местоимения, а на другой – формы глаголов. Учащиеся по 3-4 человека подбирают к местоимениям соответствующие формы глагола. |
|||||||||
5. |
Страноведческие игры. |
Учащиеся по цепочке или в кругу называют город Германии, а другой с помощью составленного предложения называет, в какой федеративной земле Германии он лежит. «Stuttgart – Stuttgart liegt in Baden-Würtemberg» (Штуттгарт – Штутгарт находится в Баден-Вюрттемберг). Учащиеся на уроках знакомятся со знаменитыми сказками страны изучаемого языка. Учащиеся любят не только сказки, но и игры на их основе. Учитель предлагает на формате А4 (размер можно увеличить) напечатанные эпизоды сказки, ученики кидают кубик и рассказывают об эпизоде. |
Игра – непременный спутник детства. Учитель должен, как можно дольше дать возможность учащимся чувствовать себя ребенком. Но не забывать о главных целях обучения и умело использовать игровую деятельность в своих целях.
Литература:
Herrad Messe. Spiele im Unterricht, Goethe-Institut, München, 2004. – S 199.
2.
Будакова О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154.
Коротков И.М. Подвижные игры детей. – М.: Сов.Россия, 1987. – 160 с.