Статья «Теория и практика игрового обучения»

3
0
Материал опубликован 28 March 2018 в группе

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно, что игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение.

Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии.

В Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т.Компанелла и Ф.Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками.

В XVII веке Ян Амос Каменский (1592 - 1670) призывал все «школы — каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой и надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом в школе детства, отрочества, юности и т. д. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения.

Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества.

Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения.


 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Технологии игрового обучения детей могут подразумевать различные варианты:

образовательная цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

деятельность детей подчиняется правилам игры;

в деятельность детей вводится элемент соревнования, который переводит образовательную задачу в игровую;

успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

В современной образовательном учреждении технологии игрового обучении могут использоваться как:

самостоятельная педагогическая технология (имитационно-моделирующие игры, дидактические игрыразвивающие игры, «комплексные» игры);

компонент педагогической (более обширной) технологии (игра в системе ТРИЗ, игра в технологии проблемного обучения игра в детском экспериментировании);

метод обучения в дошкольном образовании (творческие игровые задания: игры-этюды игры-имитации, образно-ролевые игры, ролевые диалоги); игровые оболочки образовательных ситуаций (в т.ч. игры-путешествия, игры-соревнования).

игровая форма взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). При этом образовательные задачи включены в содержание игры (творческие театрализованные, ролевые игры; диалоговые; импровизации на темы, предложенные детьми, игры по мотивам детских телепередач, развлечения и детские проекты).

Многие дети, переходя из детского сада в школу, трудно адаптируются.

Тому виной многие факторы: гиперактивность, неусидчивость, проблемы со здоровьем. На первых порах, ребёнок очень трудно понимает, что от него хотят педагоги, он всё ещё хочет играть, отдыхать, гулять. Тем более программа сейчас очень сложная. Многие родители сталкиваются с проблемами обучения своих «первоклашек». Поэтому нам родителям и педагогам нужно организовывать учебную деятельность по новым методикам. Потребность в игре – одна из сопоставимых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. Игровые интересы, возникающие в разных технологиях часто сравнивают между собой, но точного определения этого феномена в литературе практически не встречается, так как природа игрового интереса изучена не достаточно. В то же время можно выделить некоторые его характеристики: - удовольствие, получаемое от контактов, от общения с партнерами. - удовлетворение от демонстрации своих преимуществ. - азарт ожидания непредвиденных ситуаций и их возможности разрешения в игре. - необходимость принимать решения в условиях неопределенности, дефицита информации. - ожидание действий других участников игры и их непредсказуемость. - выяснение последствий принятых в игре решений. - удовольствие от успеха, победы, правильно принятого решения. - если игра ролевая, то удовольствие от процесса актерской деятельности перевоплощение в роль. - если игра азартная, то к игровому интересу может добавиться прагматический интерес к денежному выигрышу. Суть игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации воспроизведенные ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» Эта характерная особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может запрограммировать определенные положительные чувства играющих детей. На игровых занятиях довольно легко определить формальных и неформальных лидеров, интеллектуальных и конкурентоспособных партнеров, пассивных и индифферентных участников, мотивированных и безразличных, опытных и начинающих. Нельзя не отметить и тот факт, что за время обучения в режиме интерактивного взаимодействия у участников игровых занятий происходит изменение личностных ценностных ориентаций, деловое общение наполняется новым, менее прагматическим и директивным и более гуманным, нравственным смыслом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации