Статья «Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
В эпоху современности все меняется, система образования в том числе. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и педагогов – новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Возникают новые подходы и новый педагогический менталитет.
Основными задачами современной технологии образования является:
определение того, как обучающийся овладеет умениями по использованию знаний, насколько обучение соответствует современным целям образования;
развитие у обучающегося умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
мотивация обучающегося на успех, избавление от страха перед контролем образовательным учреждением и оцениванием;
создание комфортной обстановки, для сохранения психологического здоровья детей.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с обучающимися.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, а именно становлению нравственного облика Человека.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
Приоритетные направления учебно – воспитательной деятельности:
развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в образовательном учреждении, обучение обучающихся навыками самоконтроля, самообразования;
развитие творческих способностей обучающихся;
работа по развитию одарённости и адаптивных возможностей обучающихся;
совершенствование процедуры мониторинга обученности обучающихся с целью повышения качества образования;
проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни;
учебно – воспитательный процесс строится на гармонии во взаимоотношениях, уважении и общности интересов преподавателей, родителей и обучающихся.
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей.
В современном мире каждое образовательное учреждение должно стать «учреждением здоровья», как психического, так и физического, а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.