Статью «Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
Статья: «Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
На Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью:
«Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
Автор статьи Гаев Сергей Владимирович-мастер производственного обучения ФКП ОУ №79. (Учебное отделение).
«Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем»
Л.Н. Толстой
Введение.
Учебно-воспитательная работа предполагает целенаправленное воздействие на коллектив в целом, на отдельных работников и учащихся в целях организации и координации их деятельности, правильного использования сил и средств учебного заведения.
Учебно-воспитательная работа может дать желаемый эффект только тогда, когда оно основывается на определенных принципах. Такими принципами являются: правильный подбор, расстановка и использование кадров, перспективность, объективность и научность руководства, четкое распределение обязанностей в коллективе.
В решении поставленных задач перед системой образования ответственных задач по обучению и воспитанию будущих молодых рабочих большое значение имеет рационализация труда педагогического коллектива училища, четкое распределение обязанностей между всеми его членами.
Распределение обязанностей в коллективе – это продуманное рациональное определение функций каждого члена в интересах общего дела. Оно позволяет устранить дублирование в деятельности работников, экономить их время, стимулировать проявление творчества, инициативы.
За качество обучения и воспитания будущих молодых квалифицированных кадров в первую очередь ответственны преподаватели и мастера роизводственного обучения. Их основные обязанности следующие:
Вооружать обучающихся прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками.
Проводить учебную работу на высоком научном уровне, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, вести учет успеваемости обучающихся.
Воспитательная работа
Воспитательная работа профессиональных образовательных учреждений пенитенциарной системе является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных в целях их исправления, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной право послушной жизни в обществе.
Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных.
Воспитательная работа с осужденными носит многофакторный характер: на личность осужденного может влиять семья, бригада (трудовой коллектив), осужденные с позитивными социальными установками, искусство (творчество), общественные организации, средства массовой коммуникации и др. Воспитание будет эффективным не при прямом воздействии педагогов и воспитателей на осужденного, а только при их социальном взаимодействии. То есть сами осужденные должны принимать активное участие в воспитательном процессе, стремиться к овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273, образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Главная задача воспитательной работы заключается в изменении внутренней системы ценностей, приведении её в соответствие с общечеловеческими духовно-нравственными стандартами, а также воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной системы, символики, памятных дат; проведение мероприятий по повышению социальной активности.
Основными направлениями воспитательной работы профессиональных образовательных учреждений пенитенциарной системе являются:
гражданско-патриотическое;
правовое;
эстетическое;
духовно-нравственное;
здоровьесберегающее.
Воспитательная работа с осужденными в образовательном учреждении организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого - педагогических методов.
Индивидуальная воспитательная работа ведется с учетом особенностей личности каждого осужденного с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни на свободе.
Планирование учебно-воспитательной работы
Успехи учебно-воспитательной работы в значительной степени определяются системой планирования и контроля за выполнением планов. Сущность планирования заключается в научном обосновывании целей и задач воспитания, в определении конкретных путей, эффективных методжов раболты с обучающимися, в выборе форм и способов контроля за ходом учебно-воспитательного процесса.
В практике работы применяются различные фоормы планирования, однако их можно свести к двум разновидностям: перспективному планированию воспитательной и культурно-массовой работы и предметно-тематическому планированию, отражающему содержание учебного процесса.
Перспективные планы составляются на предстоящий год. План строится исходя их общих задач учебного года. Учитывая конкретные условия данного учебного заведения.
Намечаемые планом мероприятия должны быть научно обоснованными, предусматривать минимум усилий и максимум результатов при выполнении плана, перспективность роста данного учебного заведения и его коллектива.
Кроме того, нельзя допускать, чтобы план был слишком громозддким и расплывчатым. Четкое и ясное определение в плане проведения каждого намеченного мероприятия и ответственных исполнителей является залогом его успешного выполнения.
При планировании воспитательной работы в учебном заведении необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на воспитание самих воспитателей, т.е. мастеров производственного обучения, преподавателей.
Воспитальная работа проводится на основе месячных планов, которые составляются в тесной связи с перспективным планом. В месячный план включаются все мероприятия, предусмотренные перспективным планом, и, кроме того, он дополняется новыми мероприятиями. Месячный план позволяет учесть те мероприятия, которые нужно и можно провести.
Примерный план воспитательной работы
№ | Направления деятельности | Мероприятия по реализации направлений деятельности | Сроки проведения мероприятий | Ответственные исполнители | Контроль | Отметка о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационно-управленческая деятельность | 1.1.Планирование воспитательной работы на 2022-2023 учебный год. | До 28.08.2022 | ФИО | ФИО | |
1.2. Анализ состава обучающихся с целью изучения их первоначальных знаний и умений, а также мотивации к обучению для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса. | Сентябрь 2022 | руководители учебных групп совместно с воспитателями отрядов. | ФИО | | ||
1.3. Внесение общих сведений в дневники педагогических наблюдений. | Сентябрь 2022 | Мастера производственного обучения | ФИО | | ||
1.4. Проведение торжественного мероприятия, посвященного Дню знаний в учебном отделении. Проведение урока посвящённому «Дню Мира» | 1сентября 2022 | руководители учебных групп совместно с воспитателями отрядов. | ФИО | | ||
1.5. «Учитель –педагог и наставник» Торжественное мероприятие ко Дню учителя. Праздничный концерт. | 5 октября 2022 | руководители учебных групп совместно с воспитателями отрядов. | ФИО | | ||
1.6. Изучение Федерального закона от 31.07.2020 № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». | До декабря 2022 г. | ФИО | ФИО | |
Работа с обучающимися
Уровень учебно-воспитательной работы в группе во многом зависит от слоджной и целенапрвленной работы мастера и и прикрепленного к группе преподавателя.
Прикрепленный к группе преподаватель должен творчески использовать богатый опыт классных руководителей общеобрзавотельной школы, учитывать в своей работе индивидуальные особенности и уровень развитит как отдельных обучающихся, так и коллектива группы в целом. Изучение индивидуальных склонностей, темперамента, особенностей характера каждого ученического коллектива. Тесный контакт с обучающимися, глубокое знание нужд и запросов, воспитательная работа способствует созданию атмосферы доброжелательности и взаимного доверия. Авторитет прикрепленного преподавателя основан на высокой требоваельностик себе, на принципиальности и душевной чуткости.
Предъявление общих требований к обучающимся должно быть не временной мерой в педагогическом коллективе. Требовательность дожлна стать неотъемлемым качеством каждого педагогического работника в отдельности и педагогического коллектива в целом.
Опыт показывает, что самые целесообразные требования к обучающимся останутся лишь на бумаге, если их предъявляет к обчающимся не весь педагогический коллектив, а только отдкельные педагоги. Осуществлять высокую требовательность по отношению к ученическому коллективу-это значит не только потребовать от учащихся правильного поведения, но и создавать необходимые условия для того, чтобы такое поведениестало нормой. Одним из таких условий является наличие высокой требовательности в самом педагогическом коллективе: требовательности администрации к педагогическим работникам, требовательности каждого педагога к самому себе.
Каждый педагог должен ясно представлять себе, что именно следует требовать от ученического коллектива, от каждого обучающегося в том или ином случае, какие привычки и еавыки длжны быть у него выработаны. Обучающиеся должны знать, как необходимо вести себя в разных случаях и при различных обстоятельствах. Только в том случае, когда педагоги знают, что требовать, в обучающиеся знают, что от них требуется, можно надется что атмосфера требовательности прочно установится в коллективе.
Заключение
Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
Список используемой литературы
Современнный учебно-воспитательный процесс: Теория и практика, Красноярск, 2016г.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Основы профессинальной педагогики. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией С.Я. Батышева, С.А. Шапоринского. Москва «Высшая школа». 1977г.
Содержание методической работы в системе профессионального образования. Профпедагогика. Н.И. Кравцов , Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Высшая школа», 1977г.
Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Под редакцией И.Г. Коваленко. Минск. «Высшая школа». 1977г.
3