Статья «Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
Статья на тему:
По теме: «Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
Разработчик: Сукуватая Ю.Э.
В настоящее время в нашей стране идут изменения в системе образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Школьное воспитание было, есть и будет всегда сложным и острым вопросом для каждого педагога. Каждый исторический виток приносят изменения не только в деятельность учителя, но и в его положение в обществе. Анализ литературы показал, что в 90е годы ХХ века система образования лишилась своего «основания», исчезли такие идеологические направления, как октябрята, пионеры, комсомольцы. Все это повлекло за собой рост преступности среди детей, наркомании, падение морали и норм поведения в обществе. Из-за этого изменилась в корне система воспитания в школе.
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Учебно – воспитательный процесс строится на гармонии во взаимоотношениях, уважении и общности интересов учителей, родителей и учащихся.
Для правильного формирования учебного процесса детей необходимо мотивировать.
Термин «мотивация» в научной литературе совокупность побуждений к жизненно значимым целями (явлениями, событиями, поступкам).
В первую очередь школьникам необходимо учебная, познавательная мотивация.
Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления, интереса) у обучающегося означает активную установку на всё то, что несёт новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвязей между предметами и ситуациями, не насыщенность в познании.
При отсутствии познавательной мотивации картина прямо противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от самой возможности умственного напряжения.
Для правильного подхода необходимо соблюдать определенные правила.
Правило № 1
Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию — закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка не достаточно внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.
Правило № 2
Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.
Правило № 3
Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.
Правило № 4
Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.
Правило № 5
Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.
Правило № б
Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения и, даже если не прав, будет тоже отстаивать свое мнение.
Правило № 7
Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.
Правило № 8
Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.
Правило № 9
Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.
Правило №10
Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно закрепляется информация: “Зол на кого-либо— ударь”.
Правило №11
Не стесняйтесь обсуждать с ребёнком какие – либо собственные проблемы, неприятности (однако, не перегружайте, т.к. его восприятие специфично – это не восприятие взрослого человека).
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными мастера и образовательное учреждение, значит, есть надежда на то, что наши обучающиеся тоже будут успешными и счастливыми!
В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждое образовательное учреждение должно стать «учреждением здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.