Статья: Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении

3
0
Материал опубликован 20 April 2023 в группе

Теория и практика современной учебно-воспитательной

деятельности в образовательном учреждении.

В настоящее время в нашей стране идут изменения в системе образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Проблемы образовательных технологий, педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Предлагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

- Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией,

творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на

индивидуализацию образовательных программ.

- Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

- Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

- Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

- Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, внешнего социума.

- Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий,

адекватных уровню общественного знания.

Приоритетные направления учебно – воспитательной деятельности:

Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в

школе, обучение школьников навыками самоконтроля, самообразования.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Работа по развитию одарённости и адаптивных возможностей

учеников.

Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников

с целью повышения качества образования.

Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление

здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.

Обеспечение единства в решении вопросов воспитания и обучения

школы, общественности, всех структур села.

Учебно – воспитательный процесс строится на гармонии во

взаимоотношениях, уважении и общности интересов учителей, родителей и

учащихся.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам

учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по

любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс

образования: разработка различных использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей.

Термин «мотивация» в научной литературе совокупность побуждений

к жизненно значимым целями (явлениями, событиями, поступкам).

Мотивация не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает

стабильную направленность деятельности. Если у обучающегося отсутствует

вовсе познавательная мотивация, значить, надо ответить на вопросы: почему

у него, от природы наделённого потребностью во всё вникать, и обо всем

спрашивать, эта потребность угасла, что нужно сделать, чтобы она

возродилась вновь?

Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления,

интереса) у обучающегося означает активную установку на всё то, что

несёт новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в

поиске взаимосвязей между предметами и ситуациями, не насыщенность в

познании.

При отсутствии познавательной мотивации картина противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от

самой возможности умственного напряжения.

Что бы понять, на сколько эта проблема серьёзна, понаблюдайте за своими учениками, когда они сталкиваются с решением задач на сообразительность. Главное в этом процессе не количество решённых задач

(решил, не решил, сколько решил), а само отношение ученика к такому виду

деятельности; к процессу умственного напряжения, к творческому поиску, к

получению результата. Эти наблюдения и лягут в основу характеристики

уровня познавательной мотивации ребёнка.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип

вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам

учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по

любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс

образования: разработка различных вариантов его содержания,

использование возможностей современной дидактики в повышении

эффективности образовательных структур; научная разработка и

практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных

педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике

новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе

образования, использование в современных российских условиях целостных

педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного

процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных

инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на

открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным

специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала

образовательных технологий.

Существуя в определенной социальной и материальной среде,

взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в

общественном производстве, человек проявляет себя как сложная

самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и

свойств. Эта система и есть личность.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих

взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется

как осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе

подобных (самосознание).

Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

- совокупность социально значимых свойств человека;

- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; -

система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность

поведенческих актов;

- осознание окружающего мира и себя в нем;

- система потребностей;

- совокупность способностей, творческих возможностей;

-совокупность реакций на внешние условия.

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и

приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению

в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К. Платонову).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные

наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями

нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов,

половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества,

характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий,

воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные

логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция,

дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами),

играют огромную роль в процессе обучения.

3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания,

умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в

процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые

приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера

действенно-практическая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по

содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему

миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой

его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки,

ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.

Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу

самоуправляющего механизма личности (условно - СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности

вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу

эстетических и нравственных качеств (условно - СЭН).

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в

центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а

оболочку образует «направленность» - социальная сущность человека.

Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут

проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти

качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-

концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас»

личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны,

обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя

сложнейшую целостную систему.

Знания и их классификация. Знания - проверенные практикой

результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге

человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.

По локализации отражения выделяют:

- индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и

умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии

индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания

мира;

- общественные знания - продукт обобщения, объективизации,

обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов,

выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях,

созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в

индивидуальные.

По форме отражения ЗУН выделяют:

- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой

форме, теоретические знания;

- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

- вещественные, существующие в предметах труда, искусства -

овеществленные результаты деятельности;

- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей,

их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого

процесса.

Обширна классификация знаний по области и предмету познания;

крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки,

философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

По психологическому уровню выделяют: знание - узнавание, -

воспроизведение, - понимание, - применение, - автоматические действия, -

отношение и знание - потребность.

По степени обобщенности: факты - явления, понятия - термины, связи

- закономерности, гипотезы - теории, методологические знания, оценочные

знания.

Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств

передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти -

фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в

мозге фиксируются и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и

пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).

Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и

второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и

закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать

поставленные внешними обстоятельствами задачи.

Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего

мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие - не

то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое

содержание объектов познания.

Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой

деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами

личности - умениями и навыками. Умение определяется как способность

личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе

имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение

характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать

имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и

контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все

относящиеся сюда навыки личности.

Простые умения при достаточном упражнении автоматизироваться, переходят в навыки. Навыки - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля.

Поэтому иногда говорят, что навык - это автоматизированное умение.

Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и

классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру

преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные),

чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).

ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т.е. объем

сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и

навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению

и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе

качеств личности - способам умственных действий.

Все живые организмы стремятся решить задачи существования,

удовлетворения первичных потребностей в пище, продолжении рода,

безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную

цивилизацию - синтез науки, техники, культуры, искусства.

Психологический индивидуальный процесс, который привел

человечество к современному уровню цивилизации - это мышление.

Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов

и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач,

поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление - это процесс

работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и

поступающей информации и получения результатов: управленческих

решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы - хранящиеся в памяти

эмоциональные и знаковые образы и их связи - являются базой, средством

для мышления.

Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами

умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим

образом:

1) по характеру преобладающих средств мышления: предметно-

действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;

2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование,

обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия,

рефлексия, антиципация, гипотеза, эксперимент и др.

3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия,

суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;

4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически-

логические) и разумно-теоретические (диалектико-логические, по

В.В.Давыдову).

Кроме термина «способы умственных действий» (СУД), в

педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы

учебной работы» (Якиманская И.О.), которым обозначается область

процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для

успешного научения.

Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными

умениями и навыками) являются:

1 Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание

учеб ной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального

пути их достижения; определение последовательности и продолжительности

этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности;

планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на

день, неделю, месяц.

2 Умения и навыки организации своей учебной деятельности:

организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств,

их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических

условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.

3 Умения и навыки восприятия информации, работа с различными

источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой,

конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками,

словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие

информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую

группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

4 Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание

учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и

конкретизация; индукция - дедукция; классификация, обобщение,

систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи,

аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание

сочинений; решение задач, проблем.

5 Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих

действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной

деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка

различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической,

этической; умение проверить правильность и прочность теоретических

знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.

Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы

учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние

действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться в

расширительном значении, включающем и внешние действия, и

общеучебные умения).

На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так

называемая «обучаемость» ребенка, т.е. его способность к усвоению знания,

учебного материала, возможность применять индивидуальную систему

знаний, способность решать теоретические и практические задачи.

Управление и регулирование любых процессов, в том числе и

педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления

(в данном случае - учитель) посылает команды исполнителю (объекту

управления - ученику) и должен получать информацию о результате

деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие

корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятельности.

Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и

субъектом управления; встречая на пути яму, он принимает решение, дает

сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои

действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления

называют самоуправлением.

Человек – весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления - одна из главных характеристик личностного развития.

Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему

воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает

его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической

деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности

происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное

решение, то есть регулируются личностью «изнутри». Основу внутреннего

саморегулирующего механизма представляют три интегральных качества

(психогенные факторы развития): потребности, направленность, Я-

концепция.

Потребности. Потребности - это фундаментальные свойства индивида,

выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических

сил и активности человека. Потребности можно разделить на материальные

(в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстетическом наслаждении),

физиологические и социальные (в общении, труде, общественной

деятельности). Духовные и социальные потребности формируются

общественной жизнью человека.

Направленность. Направленность представляет собой совокупность

устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов,

ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы,

взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации,

наконец, мировоззрение.

Интересы – осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес - стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес – основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.

Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и

обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов,

которыми человек руководствуется.

Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на

общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное

отношение к тем или иным из них.

Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений

личности (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и

других).

Я-концепция. Я-концепция личности - это устойчивая, в большей или

меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений

личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.

Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую

систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание,

самооценка, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность,

самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации,

саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.

Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику

процесса саморегуляции личности - ее уровень притязаний, т.е.

представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.

Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к

духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной

степени определяются эмоциональной основой.

Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного

пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они

неразрывно связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным

содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и

нравственными ценностными ориентациями, мироощущением. Эстетические

и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение -

формировались в исторической практике человека и отражены в духовной

культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные

задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его

формах) - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов

искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.

Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты,

способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни.

Важнейшие его формы - приобщение к различным видам искусства:

литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на

понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих

современную общечеловеческую мораль. Ценности эти - свобода,

демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь,

доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля,

добродетель.

Действенно-практическая сфера личности представляет собой

совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт

характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической

(трудовой, общественной, художественно-прикладной) деятельности

человека.

В действенно-практической сфере функционируют системы знаний,

отражающих законы природы, законы техники, закономерности

деятельности человека в производстве, в том числе и психологические

закономерности. В практической деятельности широко реализуются

обобщенные умения и проявляются межпредметные и межличностные

отношения.

Трудовые умения и навыки характеризуют уровень достигнутого

личностью трудового опыта, степень мастерства в трудовой области: широту,

основательность, освоенность умений. Основной канал приобретения

трудовых умений и навыков - трудовое обучение, построенное на основе

определенной теории усвоения. Навыки эти основываются на

естественнонаучных, политехнических и специальных технических,

экономических, психологических знаниях.

Трудолюбие - качество личности, которое определяет степень ее

морально-психологической подготовленности к трудовой деятельности. Это -

одно из сложных свойств, чрезвычайно индивидуальное, имеющее, по-

видимому, в своей основе определенные врожденные задатки типа социального инстинкта, проявляющегося в детстве в склонности к игровой

деятельности, у школьника - к учебной общественно полезной, а у взрослого

человека к трудовой активности, прилежности, потребности в труде и

готовности трудиться.

Готовность к трудовой деятельности составляет одно из центральных

качеств действенно-практической сферы. В зависимости от степени его

сформированности человек с большим или меньшим эффектом включается в

трудовую деятельность, проявляет психологическую готовность к труду.

Трудовая нравственность характеризует отношение личности к

трудовой деятельности, людям труда и его результатам.

Для развития СДП ничем не заменима сама трудовая, общественная,

художественно-прикладная деятельность, ориентированная на получение

полезного для людей, для общества результата.

Школьное воспитание было, есть и будет всегда сложным и острым вопросом для каждого педагога. Каждый исторический виток приносят изменения не только в деятельность учителя, но и в его положение в обществе. Педагогические технологии тоже должны идти в ногу со временем.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации