Статья: Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении
Теория и практика современной учебно-воспитательной
деятельности в образовательном учреждении.
В настоящее время в нашей стране идут изменения в системе образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Проблемы образовательных технологий, педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Предлагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
- Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией,
творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на
индивидуализацию образовательных программ.
- Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
- Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
- Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
- Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, внешнего социума.
- Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий,
адекватных уровню общественного знания.
Приоритетные направления учебно – воспитательной деятельности:
Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в
школе, обучение школьников навыками самоконтроля, самообразования.
Развитие творческих способностей обучающихся.
Работа по развитию одарённости и адаптивных возможностей
учеников.
Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников
с целью повышения качества образования.
Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление
здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
Обеспечение единства в решении вопросов воспитания и обучения
школы, общественности, всех структур села.
Учебно – воспитательный процесс строится на гармонии во
взаимоотношениях, уважении и общности интересов учителей, родителей и
учащихся.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам
учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по
любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс
образования: разработка различных использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей.
Термин «мотивация» в научной литературе совокупность побуждений
к жизненно значимым целями (явлениями, событиями, поступкам).
Мотивация не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает
стабильную направленность деятельности. Если у обучающегося отсутствует
вовсе познавательная мотивация, значить, надо ответить на вопросы: почему
у него, от природы наделённого потребностью во всё вникать, и обо всем
спрашивать, эта потребность угасла, что нужно сделать, чтобы она
возродилась вновь?
Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления,
интереса) у обучающегося означает активную установку на всё то, что
несёт новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в
поиске взаимосвязей между предметами и ситуациями, не насыщенность в
познании.
При отсутствии познавательной мотивации картина противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от
самой возможности умственного напряжения.
Что бы понять, на сколько эта проблема серьёзна, понаблюдайте за своими учениками, когда они сталкиваются с решением задач на сообразительность. Главное в этом процессе не количество решённых задач
(решил, не решил, сколько решил), а само отношение ученика к такому виду
деятельности; к процессу умственного напряжения, к творческому поиску, к
получению результата. Эти наблюдения и лягут в основу характеристики
уровня познавательной мотивации ребёнка.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип
вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам
учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по
любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс
образования: разработка различных вариантов его содержания,
использование возможностей современной дидактики в повышении
эффективности образовательных структур; научная разработка и
практическое обоснование новых идей и технологий.
При этом важна организация своего рода диалога различных
педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике
новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе
образования, использование в современных российских условиях целостных
педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного
процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных
инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на
открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным
специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала
образовательных технологий.
Существуя в определенной социальной и материальной среде,
взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в
общественном производстве, человек проявляет себя как сложная
самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и
свойств. Эта система и есть личность.
Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих
взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется
как осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе
подобных (самосознание).
Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:
- совокупность социально значимых свойств человека;
- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; -
система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность
поведенческих актов;
- осознание окружающего мира и себя в нем;
- система потребностей;
- совокупность способностей, творческих возможностей;
-совокупность реакций на внешние условия.
В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и
приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению
в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К. Платонову).
1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные
наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями
нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов,
половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества,
характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий,
воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные
логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция,
дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами),
играют огромную роль в процессе обучения.
3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания,
умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в
процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые
приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера
действенно-практическая).
4) Уровень направленности личности объединяет социальные по
содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему
миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой
его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки,
ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.
Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу
самоуправляющего механизма личности (условно - СУМ).
Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности
вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу
эстетических и нравственных качеств (условно - СЭН).
Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в
центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а
оболочку образует «направленность» - социальная сущность человека.
Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут
проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти
качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-
концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас»
личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны,
обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя
сложнейшую целостную систему.
Знания и их классификация. Знания - проверенные практикой
результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге
человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.
По локализации отражения выделяют:
- индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и
умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии
индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания
мира;
- общественные знания - продукт обобщения, объективизации,
обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов,
выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях,
созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в
индивидуальные.
По форме отражения ЗУН выделяют:
- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой
форме, теоретические знания;
- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
- вещественные, существующие в предметах труда, искусства -
овеществленные результаты деятельности;
- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей,
их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого
процесса.
Обширна классификация знаний по области и предмету познания;
крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки,
философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.
По психологическому уровню выделяют: знание - узнавание, -
воспроизведение, - понимание, - применение, - автоматические действия, -
отношение и знание - потребность.
По степени обобщенности: факты - явления, понятия - термины, связи
- закономерности, гипотезы - теории, методологические знания, оценочные
знания.
Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств
передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти -
фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в
мозге фиксируются и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и
пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).
Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и
второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и
закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать
поставленные внешними обстоятельствами задачи.
Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего
мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие - не
то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое
содержание объектов познания.
Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой
деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами
личности - умениями и навыками. Умение определяется как способность
личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе
имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение
характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать
имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и
контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все
относящиеся сюда навыки личности.
Простые умения при достаточном упражнении автоматизироваться, переходят в навыки. Навыки - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля.
Поэтому иногда говорят, что навык - это автоматизированное умение.
Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и
классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру
преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные),
чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).
ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т.е. объем
сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и
навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению
и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе
качеств личности - способам умственных действий.
Все живые организмы стремятся решить задачи существования,
удовлетворения первичных потребностей в пище, продолжении рода,
безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную
цивилизацию - синтез науки, техники, культуры, искусства.
Психологический индивидуальный процесс, который привел
человечество к современному уровню цивилизации - это мышление.
Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов
и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач,
поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление - это процесс
работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и
поступающей информации и получения результатов: управленческих
решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы - хранящиеся в памяти
эмоциональные и знаковые образы и их связи - являются базой, средством
для мышления.
Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами
умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим
образом:
1) по характеру преобладающих средств мышления: предметно-
действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;
2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование,
обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия,
рефлексия, антиципация, гипотеза, эксперимент и др.
3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия,
суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;
4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически-
логические) и разумно-теоретические (диалектико-логические, по
В.В.Давыдову).
Кроме термина «способы умственных действий» (СУД), в
педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы
учебной работы» (Якиманская И.О.), которым обозначается область
процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для
успешного научения.
Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными
умениями и навыками) являются:
1 Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание
учеб ной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального
пути их достижения; определение последовательности и продолжительности
этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности;
планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на
день, неделю, месяц.
2 Умения и навыки организации своей учебной деятельности:
организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств,
их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических
условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.
3 Умения и навыки восприятия информации, работа с различными
источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой,
конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками,
словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие
информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую
группу образуют умения и навыки работы с компьютером.
4 Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание
учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и
конкретизация; индукция - дедукция; классификация, обобщение,
систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи,
аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание
сочинений; решение задач, проблем.
5 Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих
действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной
деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка
различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической,
этической; умение проверить правильность и прочность теоретических
знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.
Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы
учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние
действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться в
расширительном значении, включающем и внешние действия, и
общеучебные умения).
На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так
называемая «обучаемость» ребенка, т.е. его способность к усвоению знания,
учебного материала, возможность применять индивидуальную систему
знаний, способность решать теоретические и практические задачи.
Управление и регулирование любых процессов, в том числе и
педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления
(в данном случае - учитель) посылает команды исполнителю (объекту
управления - ученику) и должен получать информацию о результате
деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие
корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятельности.
Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и
субъектом управления; встречая на пути яму, он принимает решение, дает
сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои
действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления
называют самоуправлением.
Человек – весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления - одна из главных характеристик личностного развития.
Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему
воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает
его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической
деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности
происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное
решение, то есть регулируются личностью «изнутри». Основу внутреннего
саморегулирующего механизма представляют три интегральных качества
(психогенные факторы развития): потребности, направленность, Я-
концепция.
Потребности. Потребности - это фундаментальные свойства индивида,
выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических
сил и активности человека. Потребности можно разделить на материальные
(в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстетическом наслаждении),
физиологические и социальные (в общении, труде, общественной
деятельности). Духовные и социальные потребности формируются
общественной жизнью человека.
Направленность. Направленность представляет собой совокупность
устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов,
ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы,
взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации,
наконец, мировоззрение.
Интересы – осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес - стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес – основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.
Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и
обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов,
которыми человек руководствуется.
Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.
Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на
общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное
отношение к тем или иным из них.
Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений
личности (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и
других).
Я-концепция. Я-концепция личности - это устойчивая, в большей или
меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений
личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.
Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую
систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание,
самооценка, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность,
самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации,
саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.
Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику
процесса саморегуляции личности - ее уровень притязаний, т.е.
представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.
Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к
духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной
степени определяются эмоциональной основой.
Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного
пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они
неразрывно связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным
содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и
нравственными ценностными ориентациями, мироощущением. Эстетические
и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение -
формировались в исторической практике человека и отражены в духовной
культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные
задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его
формах) - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов
искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.
Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты,
способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни.
Важнейшие его формы - приобщение к различным видам искусства:
литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.
Воспитание нравственных качеств личности основывается на
понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих
современную общечеловеческую мораль. Ценности эти - свобода,
демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь,
доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля,
добродетель.
Действенно-практическая сфера личности представляет собой
совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт
характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической
(трудовой, общественной, художественно-прикладной) деятельности
человека.
В действенно-практической сфере функционируют системы знаний,
отражающих законы природы, законы техники, закономерности
деятельности человека в производстве, в том числе и психологические
закономерности. В практической деятельности широко реализуются
обобщенные умения и проявляются межпредметные и межличностные
отношения.
Трудовые умения и навыки характеризуют уровень достигнутого
личностью трудового опыта, степень мастерства в трудовой области: широту,
основательность, освоенность умений. Основной канал приобретения
трудовых умений и навыков - трудовое обучение, построенное на основе
определенной теории усвоения. Навыки эти основываются на
естественнонаучных, политехнических и специальных технических,
экономических, психологических знаниях.
Трудолюбие - качество личности, которое определяет степень ее
морально-психологической подготовленности к трудовой деятельности. Это -
одно из сложных свойств, чрезвычайно индивидуальное, имеющее, по-
видимому, в своей основе определенные врожденные задатки типа социального инстинкта, проявляющегося в детстве в склонности к игровой
деятельности, у школьника - к учебной общественно полезной, а у взрослого
человека к трудовой активности, прилежности, потребности в труде и
готовности трудиться.
Готовность к трудовой деятельности составляет одно из центральных
качеств действенно-практической сферы. В зависимости от степени его
сформированности человек с большим или меньшим эффектом включается в
трудовую деятельность, проявляет психологическую готовность к труду.
Трудовая нравственность характеризует отношение личности к
трудовой деятельности, людям труда и его результатам.
Для развития СДП ничем не заменима сама трудовая, общественная,
художественно-прикладная деятельность, ориентированная на получение
полезного для людей, для общества результата.
Школьное воспитание было, есть и будет всегда сложным и острым вопросом для каждого педагога. Каждый исторический виток приносят изменения не только в деятельность учителя, но и в его положение в обществе. Педагогические технологии тоже должны идти в ногу со временем.