Урок-викторина для 8 класса «Тепловые явления»
Урок-викторина 8 класс
Тема: «Тепловые явления»
Цели:
Образовательные:
обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения темы «Тепловые явления»
проверка и контроль знаний пройденного материала.
Развивающие:
развитие навыков быстрого нахождения правильного решения (ответа);
развитие умений и навыков анализировать, объяснять, обобщать, делать самостоятельные выводы;
развитие творческой мыслительной деятельности.
Воспитательные:
выработка способности к психологической совместимости в коллективе, толерантности, творческому контакту с членами коллектива;
Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид занятия: занятие-викторина
Межпредметные связи: математика, литература
Подготовительная работа.
Для проведения викторины необходимо провести следующую работу среди учащихся
Сформировать две (можно три) команды.
Познакомить участников с правилами проведения викторины.
Определить членов жюри и счетной комиссии.
Сценарий занятия
1. Вступительное слово преподавателя
2. Презентация командами своего названия, девиза и эмблемы.
3. Начало игры.
Право выбора первого вопроса викторины остается за командой, ответившей правильно на большее количество вопросов.
В процессе игры команды состязаются, стремясь первыми ответить на вопрос и набрать максимальное количество баллов.
Команда выбирает номер вопроса. Ведущий его зачитывает и засекает время: на обдумывание ответа дается одна минута. Если по прошествии минуты команда не дала ответа или дала неправильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Так происходит смена «лидера».
- Блиц - опрос
Живет, если ест, умрет, если пьет? (огонь)
Что стоит на месте и в то же время идет? (время)
Без горя, а плачут? (облака)
Атмосферное явление, так любимое в начале последнего месяца весны? (Гроза)
Если на штатив повесить короб из очень плотной бумаги, продев через боковые стенки нити, а под ним зажечь спиртовку, налив в короб воды, то короб не загорится, а вода закипит. Почему? (теплопроводность разная)
Сначала - блеск,
За блеском - треск,
За треском - плеск. (Молния, гром, дождь)
И в огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед)
Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там? (Ветер)
Летит - молчит.
Лежит - молчит.
Когда умрет, тогда заревет. (Снег)
Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)
- Вопросы викторины:
(команды отвечают письменно)
Задание №1 Почему пламя большого костра стремится к верхушке деревянной конструкции, и в процессе горения может долго не опускаться к основанию?
А Плотность раскаленного воздуха меньше плотности холодного, поэтому горячий воздух поднимается вверх, способствуя поджогу расположенной выше древесины
Б У основания костра воздух имеет значительно большую влажность, чем у его вершины, что препятствует горению дерева вблизи земли
В Около основания костра древесина расположена всегда менее плотно, чем у вершины, поэтому снизу нечему гореть
Г У основания огонь не виден глазом, так как имеет меньшую температуру
Д Атмосферное давление уменьшается с высотой, поэтому огонь втягивается в область пониженного давления
Плотность воздуха при нагревании уменьшается. Сила Архимеда, действующая на горячий воздух со стороны более прохладного окружающего и равная F gV А окр. воздуха = r , больше действующей на горячий силы тяжести F gV тяж гор.воздуха = r , поэтому горячий воздух поднимается вверх, разогревая вышележащие слои древесины и способствуя их поджогу. Ответ А.
Задание №2. Горячий жирный суп обычно остывает медленнее чая, даже если и суп, и чай будут налиты в одинаковые открытые
сосуды при одинаковой температуре. Какова основная причина этого?
А Плотность супа больше плотности чая
Б Теплоемкость супа больше теплоемкости чая
В Жир мешает испарению воды с поверхности супа
Г В супе находятся плотные вещества с низкой теплопроводностью
Д Жир на поверхности супа поглощает свет и нагревается
Процесс остывания жидкости в открытом сосуде происходит как благодаря теплопередаче (теплопроводности и излучению), так и вследствие испарения. При испарении молекулы, покидающие поверхность жидкости, уносят с собой значительную энергию. Когда поверхность супа оказывается под пленкой жира, парообразование сильно затрудняется, поэтому скорость охлаждения супа уменьшается. Ответ В.
Задание №3. Из романа А.Солженицына "В круге первом": "Оба стянули с головы шапки. От густых волос Нержина и редеющих волос Сологдина пошел пар". Что можно сказать с точки зрения физики об этом явлении? (Ответ: это явление называется испарение).
Задание №4. В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро - пока лед не растаял, скажите, в скольких состояниях находится вода в чайнике? (Ответ: в трех- твердом, жидком и газообразном).
Задание №5. Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свою форму и объем. В каком состоянии находится джинн? (Ответ: в газообразном).
Задание №6. Из романа А.Солженицына "В круге первом": "Уже в полную силу рассвело. Проступило торжественное инеистое утро. Даже водосточные трубы и вся земля были убраны инеем, и сивые космы его украшали овершья лип на прогулочном дворике, вдали".
Иней. Откуда берется иней? Как называется процесс образования инея. (Ответ: водяной пар при охлаждении превращается в лед, этот процесс называется сублимацией).
Задание №7. В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, как дети на выпускном вечере, а во втором прыгают, как первоклассницы на переменке. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку - первым или вторым? (Ответ: вторым, он горячий. Только смотри, не прожги рукава).
Задание №8. Из романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита": "Азазелло, который сидел, отвернувшись от подушки, вынул из кармана фрачных брюк черный автоматический пистолет, положил дуло его на плечо и, не поворачиваясь к кровати, выстрелил, вызвав веселый испуг в Маргарите"...
Какие превращения энергии происходят при выстреле из пистолета, можно ли считать автоматический пистолет тепловым двигателем? (Ответ: внутренняя энергия пороха превращается в кинетическую энергию пули, следовательно, пистолет является тепловым двигателем).
Задание №9. Злобный джинн, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на ее стенки, дно и пробку. Чем давит джинн, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног, ни других частей тела? (Ответ: молекулы беспорядочно движутся и лупят во все стороны).
- Занимательные задачи по теме «Броуновское движение. Диффузия»
1.В людях. Максим Горький
«Я уже не спал, наблюдая, как сквозь щели дровяника пробиваются ко мне на постель лучи солнца, а в них пляшет какая-то серебряная пыль – эти пылинки, точно слова в сказке».
Поясните текст (о каком движении идёт здесь речь)?
2.Драма на охоте. Антон Павлович Чехов
«…От окна до моей кровати шёл широкий солнечный луч, в котором, гоняясь одна за другой и, волнуясь, летали белые пылинки, отчего и сам луч казался подёрнутым матовой белизной».
Поясните текст (о каком движении идёт здесь речь)?
С каким физическим явлением связана цементация железа, т.е. насыщение его поверхностного слоя углеродом с образованием карбида железа (железные изделия нагревают в течение нескольких часов в коробке, заполненной угольным порошком)?
3.История года. Ханс Кристиан Андерсен
«В деревне стояла настоящая зима и было, пожалуй, ещё холоднее, чем в городе. Резкий ветер носился над заснеженными полями, крестьянин в больших тёплых рукавицах ехал на санях, похлопывая руками, чтобы выколотить из них мороз; кнут лежал у него на коленях, но исхудалые лошади бежали рысью; пар так и валил от них. Снег скрипел под полозьями, а воробьи прыгали по санным колеям и мёрзли».
1. «В деревне стояла настоящая зима»… Почему в городе теплее, чем в его окрестностях?
2. Поясните, почему при потирании и похлопывании рук друг об друга, можно«выколотить из них мороз»?
3. Почему от лошадей «пар так и валил»? И правильно ли называть это паром?
4. Почему «снег скрипел под полозьями»?
Что является причиной этого скрипа? Почему чем крепче мороз, тем сильнее скрипит под ногами снег?
Критерии оценки (максимальное количество баллов).
Правильный ответ на вопрос – 1 балл.
Презентация названия команды, эмблемы, девиза –5 баллов.