12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аверьянова Эндже Хасановна14

Мастер класс "Читательская грамотность"

Аверьянова Э.Х., учитель начальных классов

Тема: Читательская грамотность как основа успешности учащегося.

Цель: познакомить с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

раскрыть содержание мастер-класса по

средством ознакомления с

одним из прёмов

.

показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом

Ожидаемые результаты:

Участники мастер-класса получат знания об одном из актуальных приёмов: умение задавать вопросы к тексту, и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение работа в команде, метод рефлексии.

Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы, елочные игрушки, ёлка.

-Добрый день, уважаемые слушатели! Я рада сегодня видеть вас на мастер – классе, тема которого Читательская грамотность как основа успешности обучающегося.

Слайд 1

Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка.

Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.

Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» – чтение и письмо.

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Слайд 2

В1991 году был создан проект PIRLS под эгидой Международной ассоциации, по оценке учебных достижений. Международное исследование качества чтения и понимания текста позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Слайд 3
Исследование проводится циклично — один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено четыре раза: в 2001[1], 2006[2], 2011[3] и 2016[4] годах.

Вся ответственность за исследования возложена на бостонский колледж Chestnut Hill США . Подготовка заданий происходит в центре данных в Гамбурге, Германия.

В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

Слайд 4

По данным 2016 года, учащиеся России, Сингапура, Гонконг, Ирландия. оказались самыми успешными в овладении чтением; четвероклассники этих стран показали лучшие результаты среди пятидесяти стран участниц.

Слайд 5

Для достижения этих замечательных результатов нужно использовать различные виды и приемы для осмысления прочитанного текста. Один из актуальных во все времена человечества приемов — это умение задавать вопросы к тексту.

Существуют несколько причин, провоцирующих пассивность детей в отношении вопросов.

Слайд 6

Преобладающая доля уроков на репродуктивном уровне. Вопросы задаёт только учитель.

Доминирование в образовательном процессе информационного подхода, а не деятельностного.

Отсутствие условий на уроке, способствующих постановке вопросов.

Особенности личности детей с нарушениями интеллектуального развития.

Многим, особенно старшим школьникам, очень трудно бывает преодолеть психологический барьер. Подросток стесняется, не уверен в том, что вопрос будет грамотным, интересным.

Зачем нужны вопросы?

Слайд 7

Психолог В. М. Снетков выделяет несколько функций вопросов:

1. Получение новой информации

2. Уточнение имеющейся.

3. Перевод разговора на другую тему

4. Подсказка ответа.

5. Демонстрация своего мнения.

6. Оценки, позиции. (обозначить свою позицию.)

7. Настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад

Приглашаю желающий поработать, давайте разделимся на 2 команды. Вот текст из учебника литературного чтения 3 класса О. Полонского «Муравьиное царство». Вот шары к ним прикреплены листочки. Почитав текст вы должны придумать вопросы и подготовить правильные ответы на них. Вопросы записываем на листочки. Меняемся елочными игрушками. Теперь читаем вопрос и даем ответ. Если ответ правильный Создатель вопроса разрешает повесить игрушку на елку. Таким образом наша елка становится нарядная и красивая. А наличие преобладающего цвета говорит о преобладающей команде.

Слайд 8

 Вывод. Когда учащиеся сами задают вопросы, их познавательная деятельность на уроке протекает более продуктивно. Через вопросы учащихся включается мотивационный механизм личности, активизируются интересы, потребности, стремления.  Систематическое использование данных приемов обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.