Тест по биологии на тему «Станция "Экология растений"» (7–8 классы)
Тест « Станция «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»»
Аннотация
Данная методическая разработка составлена для экологической игры по станциям учащихся 7-8 классов. Передвигаясь по маршрутному листу, участники посещают на одном из этапов станцию «Экология растений». На станции за минимальное время необходимо ответить на вопросы теста из пяти заданий по темам «Систематика растений», «Симбиотические отношения в мире растений» «Значение дикорастущих растений », «Биоритмы растений», «Бионика». Во время решения заданий теста участникам игры необходимо анализировать условия вопроса, пытаться мыслить нестандартно.
ЗАДАНИЕ 1. РАСЧИТАЙТЕСЬ ПО ПОРЯДКУ
Разобраться во всем многообразии царства растений позволяет особая область биологии – систематика. Ученые-систематики распределяют растения по группам, т.е классифицируют (систематизируют) их, дают им названия, производят описание их свойств и родственные связи между разными растениями. На этом основании их объединяют в разные группы (таксоны): отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды.
Расставьте таксоны по порядку, начиная от самого высокого: Смородина, Цветковые, Крыжовниковые, Камнеломкоцветковые, Двудольные, Смородины черная
Отдел |
|
Класс |
|
Порядок |
|
Семейство |
|
Род |
|
Вид |
ЗАДАНИЕ 2. НЯНЬКИ
В обычном понимании помогать — это содействовать в чем-либо. В мире растений помощь надо расценивать как содействие одного растения другому в самых важных жизненных функциях: росте, размножении, прорастании семян и выживании всходов. Пожалуй, один из самых ярких примеров взаимопомощи - это содействие взрослых особей одного вида процветанию всходов другого вида. Первым это явление, получившее название «растение-нянька», описал Дж. Мак-Олифф. В пустыне Сонора в США он подметил, что вокруг крупных древовидных кактусов опунции хорошо растет молодь других кактусов — Mamillaria, Echinocereus и т. д. Мак-Олифф выяснил: колючие няньки - громадные опунции - не дают травоядным животным лакомиться нежными всходами других кактусов.
В Сибири тоже есть растение, которое называют «нянькой». Узнайте его по описанию и назовите его научное название.
«Теплый цветок», растение, выделяющее из себя теплоту, в его зарослях воздух теплее на несколько градусов. Когда ударят первые осенние заморозки и иней посеребрит траву, возле него нет инея – это потому, что вокруг растения стоит теплый воздух, и в этой теплоте прекрасно чувствуют себя все соседи заботливой травы. Он спасает маленькие сосны, ели и кедры от мороза – это их «нянька» и защитник - сохраняет молодые побеги до тех пор, пока не укроет молодняк снежное одеяло.
Оно землепроходец - первым разрастается на лесных пожарищах и порубках. Растение цветет все лето. Невозможно не залюбоваться ярко-розовым морем цветов, качающимся от легкого дуновения ветерка. Это растение щедро одаривает пчел нектаром – кстати, здесь сладкую пищу может заполучить даже ленивая пчела – прозрачная капелька лежит не внутри цветка, а на его поверхности. Мед из него – самый сладкий, поэтому это растение часто называют «медовой травой».
В старину в деревнях из его стеблей вились веревки, отсюда еще одно народное название – «дикий лен». В неурожайные годы и годы войны сухие коренья этого растения использовались в пищу – их добавляли в муку, пекли из них лепешки – в трудные годы заботливый цветок спас от голода миллионы людей!
В середине XIX века чай из листьев этого растения (русский чай) составлял серьезную конкуренцию чаю индийскому. На Западе его называли «чаем копорским». В листьях этого растения витамина С в 6 раз больше, чем в лимоне!
ЗАДАНИЕ 3. ДИКИЕ, НО ПОЛЕЗНЫЕ!
Дикорастущие растения появились на Земле гораздо раньше культурных видов. Именно они давали древнему человеку пищу, кров, одежду, орудия труда. И сегодня мы активно используем вещества и продукты, порой даже не догадываясь, что это дар дикой природы!
Установите соответствие между растением и предметом, который из него изготавливают
1. |
Лиственница сибирская ( Lárix sibírica) |
A. |
ластик |
2. |
Гевея бразильская (Hēvea brasiliēnsis) |
B. |
искусственная шерсть |
3. |
Кедр сибирский (Pínus sibírica) |
C. |
эфирное масло |
4. |
Куркума (Curcuma) |
D. |
пробка |
5. |
Бархат амурский (Phellodéndron amurénse) |
E. |
пищевой краситель |
6. |
Полынь лимонная (Artemīsia balchanōrum) |
F. |
растительное масло |
ЗАДАНИЕ 4. ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ
.Способность цветов «ориентироваться во времени» использовал Карл Линней и создал в 1720 году в городе Упсала в Швеции первые в мире цветочные часы. Циферблат этих необычных часов состоял из нескольких секторов, в каждом из которых росли цветы определенного вида. При помощи таких часов удавалось достаточно точно (с разницей в полчаса) определять время.
Установите соответствие между событием в цветочном мире и астрономическим временем раскрытия и закрытия цветков:
1. |
шиповник |
A. |
|
2. |
одуванчик лекарственный |
B. |
|
3. |
картофель |
C. |
|
4. |
ноготок лекарственный (календула) |
D. |
|
5. |
вечерница (ночная фиалка) |
E. |
ЗАДАНИЕ 5. МАСТЕРСКАЯ ПРИРОДЫ
Природа и люди строят по одним и тем же законам, соблюдая принцип экономии материала и подбирая для создаваемых систем оптимальные конструктивные решения (перераспределение нагрузки, устойчивость, экономию материала, энергии).
Науку, занимающуюся изучением строения и функционирования живых организмов, чтобы использовать это для решения инженерных задач, создания новых приборов и механизмов, называют бионикой (от греческого bios 'жизнь').
Многие изобретения природы стали прототипами предметов и механизмов, созданных человеком. Давайте попробуем отгадать, что подсмотрел человек у растений. Установите соответствие между предметом и растением-прототипом:
1 |
Липучка |
A. |
семена одуванчика |
2 |
Волан для бадминтона |
B. |
Cтебель пшеницы |
3 |
Небоскребы в Японии |
C. |
Семя яванского огурца |
4 |
Первый австрийский самолет «Таубе» |
D. |
Стебель бамбука |
5 |
Останкинская телевизионная башня |
E. |
Соцветие лопуха (репейника) |
КЛЮЧ ТЕСТА (ОТВЕТЫ):
ЗАДАНИЕ 1. РАСЧИТАЙТЕСЬ ПО ПОРЯДКУ (мах 2 балла, 1балл- допущена одна ошибка или перестановка местами)
Отдел |
Цветковые |
Класс |
Двудольные |
Порядок |
Камнеломкоцветковые |
Семейство |
Крыжовниковые |
Род |
Смородина |
Вид |
Смородина чёрная |
ЗАДАНИЕ 2. НЯНЬКИ (макс. 2 балла, возможно 1 балл при указании народного названия «иван-чай»)
Кипрей узколистный («иван-чай»)
ЗАДАНИЕ 3. ДИКИЕ, НО ПОЛЕЗНЫЕ! (мах 2 балла, 1балл - допущена одна ошибка)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
B. |
А. |
F. |
E. |
D. |
C. |
ЗАДАНИЕ 4. ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ (мах 2 балла, 1балл- допущена одна ошибка)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А. |
C. |
E. |
D. |
B. |
ЗАДАНИЕ 5. МАСТЕРСКАЯ ПРИРОДЫ (мах 2 балла, 1балл - допущена одна ошибка)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
E. |
А. |
D. |
C. |
B. |
БЛАНК ОТВЕТОВ
Школа_________________ команда ____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 1. РАСЧИТАЙТЕСЬ ПО ПОРЯДКУ (мах 2 балла, 1балл - допущена одна ошибка или перестановка местами)
Отдел |
|
Класс |
|
Порядок |
|
Семейство |
|
Род |
|
Вид |
Баллы ___________
ЗАДАНИЕ 2. НЯНЬКИ (макс. 2 балла, возможно 1 балл при указании народного названия «иван-чай»)
Кипрей узколистный («иван-чай»)
ЗАДАНИЕ 3. ДИКИЕ, НО ПОЛЕЗНЫЕ! (мах 2 балла, 1балл - допущена одна ошибка)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Баллы ___________
ЗАДАНИЕ 4. ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ (мах 2 балла, 1балл - допущена одна ошибка)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Баллы ___________
ЗАДАНИЕ 5. МАСТЕРСКАЯ ПРИРОДЫ (мах 2 балла, 1балл - допущена одна ошибка)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Баллы ___________
Сумма баллов ________________ Руководитель станции _________________________/_________________
Ирина Ивановна
Галимова Алена Валерьевна