12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Классное руководство»

Уровень воспитанности  обучающихся по методике Н.П.Капустиной и М.И.Шиловой

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

            Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

                           МОНИТОРИНГ = наблюдение + оценка + прогноз

 

      НАБЛЮДЕНИЕ           ОЦЕНКА          ПРОГНОЗ 

 

       
            содержание
     
      содержание

содержание

Этапы

Подготовительный    

Практический      

Аналитический

 

-        Постановка цели

-        Определение объекта

-        Изучение опыта и литературы

-        Разработка инструментария

 

-        Наблюдение

-        Анкетирование

-        Собеседование

-        Тестирование

-        Систематизация полученных данных

-        Анализ

-        Рекомендации

-        Предложения

 

 

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

·     конкретизировать цели воспитательной работы;

·     дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

·     обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

·     обосновать выбор содержания и методов воспитания;

·     соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

·     видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Показатели
воспитанности

Ответственное отношение к учению

Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие

Долг и ответственность

 

Дисциплинированность

Коллективизм и товарищество

Доброта и отзывчивость

 

Честность и правдивость

Бережливость

Простота и скромность

 

Уровень культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета   ученика(цы)________  класса

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

 

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

“0” - всегда нет или никогда.

“1” - очень редко, чаще случайно.

“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

“4”- всегда да, постоянно.

 

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Результат №1 Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10

До 0,5 – низкий уровень воспитанности

0,6- уровень воспитанности ниже среднего

0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

1- высокий уровень воспитанности

 

Результат №2  Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

 

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, механизмы самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

 

Образец бланка ученика

(обводит нужную цифру, в правом поле записывается результат с округлением до сотых)

1

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

2

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

3

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

4

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

5

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

6

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

7

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

8

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

9

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

10

1

2

3

4

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

4   3   2   1   0

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так выглядит итоговая таблица по классу

(Я проводила в 10-м классе, получила интересные результаты - низкий уровень ответственности и культуры; коррекцию плана воспитательной работы осуществила по нужным позициям. И с целями мероприятий стало легче. Уровень самооценки то же виден.)

Итоги уровня воспитанности в классе

Классный руководитель                 .

Дата проведения анкетирования 

ФИО 

Ответственное отношение к учению

Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие

Долг и ответственность

 

Дисциплинированность

Коллективизм и товарищество

Доброта и отзывчивость

Уровень культуры

 

Честность и правдивость

Бережливость

Простота и скромность

Средний балл

Результат №2

 

1

 

0,88

0,88

0,56

0,75

0,75

1,00

0,75

0,63

0,81

0,88

0,79

2

 

0,88

0,81

0,56

0,56

0,75

0,81

0,63

0,75

0,81

0,88

0,74

3

 

0,50

0,56

0,38

0,38

0,75

0,75

0,56

0,75

0,88

0,88

0,64

4

 

0,75

0,75

0,19

0,50

0,69

0,81

0,63

0,81

0,94

0.69

0,68

5

 

0,63

0,56

0,31

0,56

0,63

0,88

0,25

0,69

0,75

0,75

0,60

6

 

1,00

0,75

0,81

0,88

0,56

0,94

0,75

0,81

1,00

0,94

0,84

7

 

0,81

0,94

0,50

0,88

0,81

0,88

0,88

0,81

0,94

0,88

0,83

8

 

0,75

0,69

0,31

0,69

0,75

0,75

0,56

0,81

0,81

0,69

0,68

9

 

1,00

0,56

0,25

0,63

0,31

0,56

0,19

1,00

1,00

0,75

0,63

10

 

0,88

0,69

0,44

0.81

0,75

0,88

0,63

0,81

0,88

0,69

0,74

11

 

0,75

0,63

0,38

0.50

0,63

0,75

0,69

0,75

0,81

0,75

0,66

12

 

0,75

0,81

0,38

0,81

0,94

0,94

0,31

0,75

0,94

0,88

0,75

13

 

0,75

0,81

0,75

0,81

0,94

0,88

0,75

0,94

0,94

0,75

0,83

14

 

0,63

0,69

0,25

0,75

0,69

0,56

0,63

0,56

0,63

0,50

0,59

15

 

0,88

0,94

0,19

0,88

0,69

0,88

0,81

0,81

0,94

0,88

0,79

16

 

0,94

1,00

0,88

0,94

1,00

1,00

0,94

0,94

1.00

0,94

0,96

17

 

0,81

0,94

0.56

0,75

0,88

0,81

0,94

0,94

0,94

0,88

0,84

18

 

0,63

0.75

0,38

0,88

1,00

0,88

0,88

1,00

1,00

0,94

0,83

19

 

0,88

0,75

0,44

0,56

0,88

0,81

0,63

0,75

0,81

0,88

0,74

20

 

0,63

0,75

0,25

0,75

1,00

0,94

1,00

1,00

1,00

0,75

0,81

21

 

0,75

0,81

0,44

0,81

0,81

0,88

0,44

0,69

0,94

1,00

0,76

22

 

0,75

0,69

0,69

0,75

0,56

0,81

0,75

0,75

1,00

0,88

0,76

23

 

1,00

0,88

0,38

0,88

0,88

0,88

1,00

0,75

1,00

0,94

0,86

24

 

0,88

0,75

0,50

0,75

0,69

0,88

0,69

0,88

0,94

0,56

0,75

25

 

0,88

0,69

0,38

0,50

0,56

0,94

0,50

0,69

0,50

0,88

0,65

 

 

0,75

0,76

0,45

0,71

0,76

0,79

0,67

0,80

0,89

0,82

0,74

 

Рекомендую для работы.

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (4)

Наталья Брюханова, 28.03.16 в 15:51 2Ответить Пожаловаться
Наталья Николаевна, спасибо за интересный материал. Думаю, что результаты тестирования показывают достаточно объективную картину. Возьму на вооружение.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 28.03.16 в 16:04 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Беру в "копилочку"!
bhbyf, 11.08.16 в 21:09 3Ответить Пожаловаться
Добавила в избранное.
Башлыкова Евгения Андреевна, 03.02.19 в 17:09 0Ответить Пожаловаться
В настоящее время данный мониторинг весьма актуален как для педагогического состава, так и для особенностей ФГОС. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.