Уровень воспитанности обучающихся по методике Н.П.Капустиной и М.И.Шиловой
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
МОНИТОРИНГ = наблюдение + оценка + прогноз
|
НАБЛЮДЕНИЕ | ОЦЕНКА | ПРОГНОЗ |
|
содержание |
содержание |
содержание |
Этапы |
Подготовительный |
Практический |
Аналитический |
|
- Постановка цели - Определение объекта - Изучение опыта и литературы - Разработка инструментария
|
- Наблюдение - Анкетирование - Собеседование - Тестирование |
- Систематизация полученных данных - Анализ - Рекомендации - Предложения
|
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
· конкретизировать цели воспитательной работы;
· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
· обосновать выбор содержания и методов воспитания;
· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Показатели |
Ответственное отношение к учению |
Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие |
Долг и ответственность |
|
Дисциплинированность |
Коллективизм и товарищество |
Доброта и отзывчивость |
||
Честность и правдивость |
Бережливость |
Простота и скромность |
||
Уровень культуры
|
Анкета ученика(цы)________ класса
Долг и ответственность |
||||||
1 |
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Вношу предложения по совершенствованию работы класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Бережливость
1 |
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Дисциплинированность
1 |
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Ответственное отношение к учебе
1 |
Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Аккуратен, исполнителен, точен. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Отношение к общественному труду
1 |
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Выполняю трудовые поручения родителей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Добросовестно выполняю все поручения. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 |
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Доброта и отзывчивость
1 |
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Ко мне всегда можно обратиться за помощью. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Честность и справедливость
1 |
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Честно сознаюсь, если что-то натворил. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Простота и скромность
1 |
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Понимаю, что человека уважают не за деньги. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Иногда люблю похвастаться. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Культурный уровень
1 |
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Результат №1 Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Результат №2 Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.
Так же оценивают родители.
Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, механизмы самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Образец бланка ученика
(обводит нужную цифру, в правом поле записывается результат с округлением до сотых)
1 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
2 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
3 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
4 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
5 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
6 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
7 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
8 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
9 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
10 |
1 2 3 4 |
4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
|
Так выглядит итоговая таблица по классу
(Я проводила в 10-м классе, получила интересные результаты - низкий уровень ответственности и культуры; коррекцию плана воспитательной работы осуществила по нужным позициям. И с целями мероприятий стало легче. Уровень самооценки то же виден.)
Итоги уровня воспитанности в классе
Классный руководитель .
Дата проведения анкетирования
№ |
ФИО |
Ответственное отношение к учению |
Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие |
Долг и ответственность
|
Дисциплинированность |
Коллективизм и товарищество |
Доброта и отзывчивость |
Уровень культуры
|
Честность и правдивость |
Бережливость |
Простота и скромность |
Средний балл Результат №2 |
1 |
|
0,88 |
0,88 |
0,56 |
0,75 |
0,75 |
1,00 |
0,75 |
0,63 |
0,81 |
0,88 |
0,79 |
2 |
|
0,88 |
0,81 |
0,56 |
0,56 |
0,75 |
0,81 |
0,63 |
0,75 |
0,81 |
0,88 |
0,74 |
3 |
|
0,50 |
0,56 |
0,38 |
0,38 |
0,75 |
0,75 |
0,56 |
0,75 |
0,88 |
0,88 |
0,64 |
4 |
|
0,75 |
0,75 |
0,19 |
0,50 |
0,69 |
0,81 |
0,63 |
0,81 |
0,94 |
0.69 |
0,68 |
5 |
|
0,63 |
0,56 |
0,31 |
0,56 |
0,63 |
0,88 |
0,25 |
0,69 |
0,75 |
0,75 |
0,60 |
6 |
|
1,00 |
0,75 |
0,81 |
0,88 |
0,56 |
0,94 |
0,75 |
0,81 |
1,00 |
0,94 |
0,84 |
7 |
|
0,81 |
0,94 |
0,50 |
0,88 |
0,81 |
0,88 |
0,88 |
0,81 |
0,94 |
0,88 |
0,83 |
8 |
|
0,75 |
0,69 |
0,31 |
0,69 |
0,75 |
0,75 |
0,56 |
0,81 |
0,81 |
0,69 |
0,68 |
9 |
|
1,00 |
0,56 |
0,25 |
0,63 |
0,31 |
0,56 |
0,19 |
1,00 |
1,00 |
0,75 |
0,63 |
10 |
|
0,88 |
0,69 |
0,44 |
0.81 |
0,75 |
0,88 |
0,63 |
0,81 |
0,88 |
0,69 |
0,74 |
11 |
|
0,75 |
0,63 |
0,38 |
0.50 |
0,63 |
0,75 |
0,69 |
0,75 |
0,81 |
0,75 |
0,66 |
12 |
|
0,75 |
0,81 |
0,38 |
0,81 |
0,94 |
0,94 |
0,31 |
0,75 |
0,94 |
0,88 |
0,75 |
13 |
|
0,75 |
0,81 |
0,75 |
0,81 |
0,94 |
0,88 |
0,75 |
0,94 |
0,94 |
0,75 |
0,83 |
14 |
|
0,63 |
0,69 |
0,25 |
0,75 |
0,69 |
0,56 |
0,63 |
0,56 |
0,63 |
0,50 |
0,59 |
15 |
|
0,88 |
0,94 |
0,19 |
0,88 |
0,69 |
0,88 |
0,81 |
0,81 |
0,94 |
0,88 |
0,79 |
16 |
|
0,94 |
1,00 |
0,88 |
0,94 |
1,00 |
1,00 |
0,94 |
0,94 |
1.00 |
0,94 |
0,96 |
17 |
|
0,81 |
0,94 |
0.56 |
0,75 |
0,88 |
0,81 |
0,94 |
0,94 |
0,94 |
0,88 |
0,84 |
18 |
|
0,63 |
0.75 |
0,38 |
0,88 |
1,00 |
0,88 |
0,88 |
1,00 |
1,00 |
0,94 |
0,83 |
19 |
|
0,88 |
0,75 |
0,44 |
0,56 |
0,88 |
0,81 |
0,63 |
0,75 |
0,81 |
0,88 |
0,74 |
20 |
|
0,63 |
0,75 |
0,25 |
0,75 |
1,00 |
0,94 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
0,75 |
0,81 |
21 |
|
0,75 |
0,81 |
0,44 |
0,81 |
0,81 |
0,88 |
0,44 |
0,69 |
0,94 |
1,00 |
0,76 |
22 |
|
0,75 |
0,69 |
0,69 |
0,75 |
0,56 |
0,81 |
0,75 |
0,75 |
1,00 |
0,88 |
0,76 |
23 |
|
1,00 |
0,88 |
0,38 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
1,00 |
0,75 |
1,00 |
0,94 |
0,86 |
24 |
|
0,88 |
0,75 |
0,50 |
0,75 |
0,69 |
0,88 |
0,69 |
0,88 |
0,94 |
0,56 |
0,75 |
25 |
|
0,88 |
0,69 |
0,38 |
0,50 |
0,56 |
0,94 |
0,50 |
0,69 |
0,50 |
0,88 |
0,65 |
|
0,75 |
0,76 |
0,45 |
0,71 |
0,76 |
0,79 |
0,67 |
0,80 |
0,89 |
0,82 |
0,74 |
Рекомендую для работы.
Наталья Брюханова
Ивлиева Наталия Алексеевна
bhbyf
Башлыкова Евгения Андреевна