12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Поваляева Людмила Николаевна431

                        /data/files/n1605769792.docx (Пояснительная записка)

         Пояснительная записка

                    к диагностической работе по русскому языку

                       ( по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»)

Назначение диагностической работы

         Оценить уровень достижения результатов освоения материала по русскому языку у выпускников 9 классов. Предметная компетентность: русский язык, литература, культура (представлены задания по предметам гуманитарного цикла, требующие дополнительных  знаний и умения применить эти знания на практике).

Характеристика структуры работы

 Работа включает в себя   блок  из 15 заданий, рассчитанных на  выпускников 9 класса.

Время выполнения работы  45 минут.

Представлены задания, позволяющие проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся  к экзамену по русскому языку в 9 классе. В качестве дидактического материала  используется текст повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Цитирование  текста повести - по книге «Пушкин А. С. Собрание сочинений в пяти томах». Санкт-Петербург: Библиополис, 1994. Т. 4. С.149-166.

Обращение к творчеству А.С.Пушкина полезно не только для учащихся старших классов, но и на более ранних этапах обучения русскому языку, на уроках словесности. Материал диагностической работы представлен в виде карточек с заданиями. Выборочно карточки можно использовать на любом уроке  в  5- 11 классах для индивидуальной работы.

Задания, предлагаемые в карточках, дают возможность вести целенаправленную работу по повторению, обобщению, систематизации изученного материала (по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации).

          

Безусловно, при изучении повести «Барышня-крестьянка» необходимо познакомить учащихся с исторической эпохой,  с бытом и укладом  жизни людей в тот момент времени.  Знакомство с иллюстрациями художников разных эпох, просмотр кинофильма  «Барышня-крестьянка», снятого в 1995 году режиссёром А.Сахаровым,  во многом  обогатит и углубит знания школьников, благотворно скажется на укреплении межпредметных связей.

 Проверяемые элементы содержания

В работе представлены разделы курса русского языка «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Состав слова», «Лексика»,«Морфология», «Синтаксис»,   «Орфография и пунктуация».

   Система оценивания диагностической работы

 За верное выполнение  задания работы учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Оценка выставляется в соответствии с процентным соотношением:

«5» - 90 – 100% выполнения задания

«4» - 70 – 89% выполнения задания

«3» - 50 – 69% выполнения задания

«2» - менее 50% выполнения задания

 

                                                  

Номер

карточки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Количество баллов

2

1

1

1

5

1

5

1

1

4

1

3

1

2

3

                                  

              Максимальное количество баллов   – 32 балла.

 

Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение диагностической работы  в отметку по пятибалльной шкале     

Отметка по пятибалльной шкале

 «2»     0  – 15 баллов

 «3»    16 – 22 баллов

«4»      23 – 27 баллов

«5»       28 –32 баллов                                          

 

Тестовая работа по русскому языку для 9 класса

( по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»)

 

Карточка 1

В каких словах количество звуков и букв не совпадает?

(1) Заиграл (2)рожок, и (3) деревенское (4) стадо (5) потянулось (6) мимо (7)барского (8)двора.

Карточка 2

В каком из выделенных слов пишется приставка пре-? Выпишите это слово.

1. На другой же день пр…ступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру всё было готово.

2. Лиза пр…мерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась

3. Пр…ближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея.

4. «Кто тебя научил этой пр..мудрости? — спросил Алексей, расхохотавшись. — Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!»

 

Карточка 3

В каких выделенных словах пишется одна буква Н?

Но всех более занята была им дочь англомана моего, Лиза (или Бетси, как звал ее обыкнове( н,нн)о Григорий Иванович).

Она была единстве(н,нн)ое и, следственно, балова(н,нн)ое дитя.

За Лизою ходила Настя; она была постарше, но столь же ветре(н,нн)а, как и ее барышня.

Карточка 4

В каких из выделенных слов нет чередующейся гласной в корне слова?

Выпишите это слово.

1. Причина ясная: Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, всё помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою; а Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное прим…рение.

2.Отец его подошел к ее ручке, и он с досадою ему последовал; когда прик..снулся он к ее беленьким пальчикам, ему показалось, что они дрожали.

3. Алексей знал, что если отец заб…рет что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздем не вышибешь; но Алексей был в батюшку, и его столь же трудно было переспорить.

4.Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и тут же предл…гал ей свою руку.

Карточка 5

1)Какое из выделенных наречий пишется слитно? Выпишите это слово.

2)Как пишутся остальные наречия? Раскройте скобки, выпишите эти слова.

1. «Да-с! — говорил он с лукавой усмешкою, — у меня не то, что у соседа Григорья Ивановича. Куда нам (по)английски разоряться! Были бы мы (по)русски хоть сыты».

2. Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякой день, рано (по)утру, ходит с ружьем на охоту

3.А (по)здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!

4. Мало(по)малу предалась она сладкой мечтательности.

Карточка 6

В каком из выделенных глаголов не нужно писать Ь? Выпишите этот глагол.

1.В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогулят(?)ся верхом, на всякий случай взяв с собою пары три борзых, стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками.

2.Григорий Иванович, не дав ей опомнит(?)ся, объявил, что завтра будут у него обедать оба Берестовы.

3.Читатель догадает(?)ся, что на другой день утром Лиза не замедлила явит(?)ся в роще свиданий.

4.Муромскому предстояло затруднение: уговорить свою Бетси познакомит(?)ся короче с Алексеем, которого не видала она с самого достопамятного обеда.

Карточка 7

Синтаксический анализ

1. Замените словосочетание «сюртук из сукна», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование

2. Замените словосочетание «семнадцатилетняя барышня», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

3. Замените словосочетание «медных пуговок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Замените словосочетание «гордо сидящего», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

5. Замените словосочетание «отцовского владения», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Карточка 8

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.

1.Лиза жеманилась, говорила сквозь зубы, нараспев, и только по-французски.

2.Отец поминутно засматривался на нее, не понимая ее цели, но находя всё это весьма забавным.

3.Англичанка бесилась и молчала.

4.Один Иван Петрович был как дома: ел за двоих, пил в свою меру, смеялся своему смеху и час от часу дружелюбнее разговаривал и хохотал.

5.Наконец встали из-за стола; гости уехали, и Григорий Иванович дал волю смеху и вопросам.

1) Лиза жеманилась, говорила ( предложение 1)

2) отец поминутно засматривался ( предложение 2)

3) англичанка бесилась( предложение 3)

4) Один Иван Петрович был как дома: ел, пил, смеялся, разговаривал, хохотал (предложение 4)

5) встали ( предложение 5)

Карточка 9

Укажите предложение с обособленным определением. Расставьте нужные знаки препинания.

Из людей осуждавших его Берестов отзывался строже всех.

Трофим проходя перед Настей отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение.

Не дав себе времени зарядить ружье вышел он в поле с верным своим Сбогаром и побежал к месту обещанного свидания.

Соседи завтракая разговорились довольно дружелюбно.

Карточка 10

Среди предложений найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений. Расставьте нужные знаки препинания, обособляя приложения.

1.Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский ближайший его сосед.

2.Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон сорокалетнюю чопорную девицу, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России

3. «Что ты? — возразила с живостию Лиза, — ради Христа, не приходи. Коли дома узнают что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой Василий - кузнец прибьет меня до смерти».

4.«Нет папа ни за что на свете, ни за какие сокровища не явлюсь я перед Берестовыми».

5. Мисс Жаксон свидетельница этой сцены не знала, что подумать.

 

Карточка 11

Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Расставьте нужные знаки препинания.

1. Воспитанные на чистом воздухе в тени своих садовых яблонь они знание света и жизни почерпают из книжек.

2. Стол был накрыт завтрак готов и мисс Жаксон уже набеленная и затянутая в рюмочку нарезывала тоненькие тартинки

3.В два часа ровно коляска домашней работы запряженная шестью лошадьми въехала на двор и покатилась около густо-зеленого дернового круга.

4.«Дома ли Григорий Иванович?» — спросил он останавливая свою лошадь перед крыльцом прилучинского замка.

Карточка 12

Укажите предложения с вводными словами. Расставьте нужные знаки препинания.

1.В столицах женщины получают может быть лучшее образование; но навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы.

2.Около получаса прошло в несносном для него ожидании; наконец он увидел меж кустарника мелькнувший синий сарафан и бросился навстречу милой Акулины.

3.Всё это разумеется было сказано на крестьянском наречии; но мысли и чувства необыкновенные в простой девушке поразили Алексея.

4.К несчастию вместо Лизы вошла старая мисс Жаксон набеленная затянутая с потупленными глазами и с маленьким книксом и прекрасное военное движение Алексеево пропало втуне.

 

Карточка 13

Пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Заря сияла на востоке(1) и золотые ряды облаков(2) казалось(3) ожидали солнца(4) как царедворцы ожидают государя; ясное небо(5) утренняя свежесть(6) роса(7) ветерок(8) и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи(9) она(10) казалось(11) не шла(12) а летела.

Карточка14

Укажите сложноподчинённое(ые) предложение( я). Знаки препинания не расставлены.

1.Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме но никогда они о том друг с другом не говорили.

2.Но лошадь доскакав до оврага прежде ею не замеченного вдруг кинулась в сторону и Муромский не усидел.

3.Иван Петрович подскакал к нему осведомляясь не ушибся ли он.

4.Григорий Иванович не дав ей опомниться объявил что завтра будут у него обедать оба Берестовы.

Карточка 15

Определите тип подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Установите соответствия между предложением и типом подчинения в сложноподчинённом предложении.

А) Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни!

Б) Григорий Иванович пожал плечами и более с нею не спорил, ибо знал, что противоречием с нее ничего не возьмешь, и пошел отдыхать от своей достопримечательной прогулки.

В) …Муромский нередко думал о том, что по смерти Ивана Петровича всё его имение перейдет в руки Алексею Ивановичу, что в таком случае Алексей Иванович будет один из самых богатых помещиков той губернии и что нет ему никакой причины не жениться на Лизе.

 

1) Однородное подчинение.

2) Неоднородное подчинение.

3)Последовательное подчинение.

 

 

КЛЮЧИ

К-1 К-1 ( Карточка 1): (3).деревенское [11 букв,12 звуков ]; (5) потянулось [19 букв,9 звуков ]

К-2: премудрости.

К-3: ветрена.

К-4: примирение.

К-5:1) поутру. 2) по-английски, по-русски, по-здешнему, мало-помалу.

К-6: догадается.

К-7: «сюртук из сукна» - суконный сюртук;

«семнадцатилетняя барышня» – барышня семнадцати лет;

«медных пуговок» – пуговок из меди;

«гордо сидящего» – сидящего с гордостью;

«отцовского владения» – владения отца

К-8:1,4,5.

К-9: 1

Из людей, осуждавших его, Берестов отзывался строже всех.

Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение.

Не дав себе времени зарядить ружье, вышел он в поле с верным своим Сбогаром и побежал к месту обещанного свидания.

Соседи, завтракая, разговорились довольно дружелюбно.

К-10:1,2,3,5.

1.Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед.

2.Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон, сорокалетнюю чопорную девицу, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России

3.Что ты? — возразила с живостию Лиза, — ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой, Василий - кузнец, прибьет меня до смерти».

4.«Нет, папа, ни за что на свете, ни за какие сокровища не явлюсь я перед Берестовыми».

5. Мисс Жаксон, свидетельница этой сцены, не знала, что подумать.

К-11: 4.

1. Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек.

2. Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон, уже набеленная и затянутая в рюмочку, нарезывала тоненькие тартинки

3.В два часа ровно коляска домашней работы, запряженная шестью лошадьми, въехала на двор и покатилась около густо-зеленого дернового круга.

4.«Дома ли Григорий Иванович?» — спросил он, останавливая свою лошадь перед крыльцом прилучинского замка.

К-12: 1, 3, 4.

1.В столицах женщины получают, может быть, лучшее образование; но навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы.

2.Около получаса прошло в несносном для него ожидании; наконец он увидел меж кустарника мелькнувший синий сарафан и бросился навстречу милой Акулины.

3.Всё это, разумеется, было сказано на крестьянском наречии; но мысли и чувства, необыкновенные в простой девушке, поразили Алексея.

4.К несчастию, вместо Лизы вошла старая мисс Жаксон, набеленная, затянутая, с потупленными глазами и с маленьким книксом, и прекрасное военное движение Алексеево пропало втуне.

К-13: 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12.

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела.

К-14: 3,4

1.Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили.

2.Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел.

3.[Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь], (не ушибся ли он).

4.[Григорий Иванович, не дав ей опомниться, объявил], (что завтра будут у него обедать оба Берестовы).

К-15:А2; Б3; В1.

 

  Список литературы

1. Богданович И. Ф. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель (Ленингр. отделение), 1957. 257 с.

2. Горшков А. И. Русская стилистика и стилистический анализ произведений словесности. М.: Литературный ин-т им. А. М. Горького, 2008. 543 с.

3. Пушкин А. С. Собрание сочинений в пяти томах. Санкт-Петербург: Библиополис, 1994. Т. 4. С.149-166

 4.Пушкин А. С. Школьный энциклопедический словарь . М.: «Просвещение» 1999.

5. Шаховской А. А. Комедии. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1961. 828 с.

6. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина» и «Пиковая дама». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 356 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 10.12.20 в 19:16 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.