Занятие по изобразительному искусству во 2 классе «Тихие и звонкие цвета»
УМК, программа – «Школа России»
Предмет – Изобразительное искусство.
(Учебник: Изобразительное искусство.2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. /И.Е.Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.)
Учитель изобразительного искусства – Селькова Татьяна Михайловна
Тема - «Тихие и звонкие цвета»
Цель урока: формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета
Задачи урока:
Образовательные:
создать условия для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятиями «звонкий» и «глухой» цвет;
обучение изображению пейзажа, организации и проведения работы по составлению теплых и холодных оттенков, упражнений в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
способствовать формированию умений пользоваться в работе разными по характеру мазками, рассматривать репродукции с изображением пейзажа для решения учебных задач;
показать взаимосвязь между несколькими видами искусства: живописным изображением, художественным словом и музыкальным произведением; научить соотносить высоту музыкального звука (низкий - высокий) со степенью светлоты цвета (звонкий - глухой);
Развивающая: развивать:
навык смешения красок; умение использовать в своей изобразительной деятельности выразительные возможности художественных материалов (краски);
умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища по заданным критериям; технику рисования «по - сырому»;
фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук;
умение по-разному держать кисть; умение изменять направление движения;
эмоциональную сферу, художественно-образное, творческое мышление детей, наблюдательность, художественный вкус;
развивать изобразительные навыки образного представления;
колористические навыки работы акварелью;
Воспитательные: воспитывать:
чувство эстетического видения природы, интерес к красоте природы и к классическим музыкальным, художественным, литературным произведениям;
аккуратность, самостоятельность;
эмоциональную отзывчивость;
эстетическое восприятие окружающего мира: интерес к урокам изобразительного искусства;
Здоровосберегающая: создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся на уроке.
II. Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты
составлять тёплые, холодные, тихие и звонкие цвет;
осваивать различные приёмы работы кистью (мазок, волна, пятнышко);
знать виды художественной деятельности;
применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения творческих работ;
уметь изображать пейзаж, используя тонкую кисть и гуашь
Личностные результаты:
понимать особую роль культуры и искусства в обществе;
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
понимать эмоциональную выразительность цветовой гаммы;
знать средства образной выразительности в изобразительном искусстве
проявлять интерес к деятельности, предлагаемой на уроке;
ценить и принимать следующие базовые ценности: «природа», «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя;
иметь представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
знать этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре;
соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения задания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
формулировать цель деятельности на уроке и учебную проблему;
планировать практическую деятельность на уроке;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
работая по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций;
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД:
овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
слушать и слышать учителя и одноклассников совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.
III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
Технология фронтальной и индивидуальной работы
Здоровьесберегающие технологии
Технология практической деятельности
Технологии деятельностного мышления
IV. Методы обучения:
Словесные методы: рассказ, объяснение, инструктаж.
Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений.
Практические методы: упражнения, самостоятельная работа изобразительной деятельности, выполнение практического задания; каллиграфическая минутка
Логические методы: анализ и обобщение, метод разрешения проблемной ситуации.
Методы поощрения: похвала, одобрение
Методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль
V. Формы работы: фронтальная, индивидуальная
VI. Оборудование:
Для учителя – мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, проигрыватель
Для учащихся – альбом для рисования, акварель, стакан с водой, кисти, салфетки, палитра; картины природы, иллюстрации, принесенные учениками
VIII. Тип урока: урок – творчество, интегрированный урок
ХОД УРОКА
Этап урока | Результаты | Деятельность учителя (вопросы, задания) | Деятельность учащихся (способы) |
Организацион-ный момент | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - установить тематические рамки учебной деятельности | Ребята, доброе утро. Какое время года сейчас за окном? (Весна) (Слайд 1) А какая особенность у весны? (Ярче светит солнышко) А что бы и у нас с вами в классе было светло и радостно мы с вами, для начала, улыбнёмся соседу справа, а теперь соседу слева! Замечательное дело! | Готовят рабочее место. Слушают учителя и отвечают на вопросы |
Актуализация имеющихся знаний и опыта | Подготовка к усвоению нового | На прошлом уроке мы с вами путешествовали в страну теплых и холодных цветов. Давайте вспомним эту тему. Как легче всего запомнить порядок расположения цветов? Какие цвета относят к теплым, а какие к холодным? Молодцы. - Какие краски мы называем основными, главными? – Как быть с зеленым цветом? (Если нужен теплый цвет, добавим больше желтого, если холодный, то добавим больше синего.) Какую картину можно изобразить теплыми цветами? (Жаркое солнце, теплый песок, ярко-оранжевый в поле цветок. Самым горячим, красным и желтым, знойное лето цветом наполним). Что можно изобразить холодным цветом? (темно-синий вечер, голубой рассвет, льдинки и снежинки, их холодный свет) Что получится, если в картине объединить теплые и холодные оттенки? (ответы детей) Вы верно ответили если в картине теплые и холодные цвета расположены рядом, то они помогают друг другу звучать ярче, как бы громче, становятся сочнее, активнее, выразительнее. (Слайд 2) | Слушают учителя Усваивают информацию, отвечают на вопросы, Рассуждают, высказывают свою точку зрения, |
Постановка цели урока. Определение темы. Планирование | Выход на тему, выдвижение гипотез, определение цели урока и составление плана деятельности на уроке | И сегодня мы с вами продолжим путешествие дальше А что это будет за путешествие попробуйте догадаться Ребята, посмотрите на слайд. Что перед вами? (Буквы) (Слайд 3) А что обозначают эти буквы? (Звонкие и глухие звуки) Что вы о них знаете? (Глухие звуки - это шумовые звуки, а звонкие с участием голоса). Для чего нужны буквы и звуки? (Для устной и письменной речи) А с помощью чего говорит художник? (С помощью цвета) А как вы думаете, как то о чём мы с вами говорим связано с изобразительным искусством? Предположите, подумайте. (Наверное, цвета тоже бывают глухие и звонкие) Да, действительно. Вы правы. Сформулируйте тему нашего урока (Звонкие и глухие цвета) (Слайд 4) Какие задачи вы перед собой поставите? (Узнать какие цвета являются звонкими, а какие глухими) Если ребята не называют задачи урока учитель помогает). | Формулируют тему урока, Слушают учителя, отвечают на вопросы, рассуждают, Формулируют задачи |
Изучение нового материала | Выделение существенных признаков нового знания (правила, явления, способа действия, вычислительного приема, вида задачи…). Построение нового способа действия. | Сегодня мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться рисовать весенние пейзажи. А ещё, ребята, вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Как вы думаете какие это цвета? (Глухие и звонкие цвета – это оттенки одного и того же цвета, которые различаются по яркости и насыщенности. Например, ярко-желтый будет звонким по отношению к светло-лимонному оттенку). Давайте послушаем стихотворение которое нам подготовил Саша (ученик читает стихотворение) Погас последний солнца луч. Устало голову склонило Дневное жаркое светило На мягкий холм из рыжих туч. И веки сонные сомкнуло, Накрылось тучею. Заснуло. Померкли краски, потемнели, Сквозь мрак мерцают еле-еле. Зарницей розово-лиловой, Раздвинув мрак, пробился снова Последний луч. И утонул В нагроможденье туч сливовых. Уснуло солнце, день уснул. И вечер в черную вуаль Убрал сиреневую даль. (После учитель задает вопрос) Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше Глухих или звонких? (Глухих) А сейчас Дарья прочтет еще одно стихотворение. И вы тоже подумайте каких цветов в этом стихотворении больше звонких или глухих? Голубым огнем, зеленым Загорелись сосен кроны, Мир зарею обновленный, Встрепенулся, ожил вдруг. Алою зарей плененный, Обновленный, удивленный, Алый, голубой, зеленый, Разноцветный мир вокруг. (Т. Курбатова «Утро») (Учитель задает вопросы) Догадались каких больше (звонких) Посмотрите на репродукцию картины Н. Рериха. Небесный бой. (Слайд 5) Какие краски смешались в небе? (синие, темно-серые) Какие чувства вызывают у вас эти цвета? (страх, угнетение, беспокойство, тревогу) - Мы можем все эти темные цвета назвать глухими? А теперь посмотрите репродукцию картины А. И. Куинджи «Ранняя весна». (Слайд 6) На ней изображена весна, которая только пришла к своим владениям. Начинается весна – пора света, воды, молодой зелени, свежести, солнечного тепла. - Какие краски у такой весны? (нежные, чистые, бледные, веселые, грустные, голубые, бледно-зеленые) - Посмотрите на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». (Слайд 7) И скажите, как художнику удалось передать состояние природы? А теперь давайте послушаем музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравним их и расскажем, какие использовал композитор, чтобы «создать настроение»? (Звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухих. (первое произведение) легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)). Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции? (чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет). | Смотрят картины. Отвечают на вопросы Рассуждают, выдвигают предположения, высказывают свою точку зрения, Рассматривают картины, слушают музыку, читают и слушают стихотворения |
Физминутка | | Но перед тем как перейти к творчеству, мы немного отдохнём. Попрошу всех ровно встать, Что скажу — всем выполнять. Руки кверху поднимите, Все вдохните — выдохните, Наклонитесь — разогнитесь, Выпрямитесь — улыбнитесь, На «раз-два» — быстро присядьте, «Три-четыре» — снова встаньте. Влево, вправо наклонитесь И еще раз потянитесь. Все, за парты мы садимся, И к работе возвратимся. | Выполняют задание |
Первичная проверка материала | Составление алгоритма действия по новому правилу | Сегодня на уроке вам предстоит создать звучащую, яркую, сочную картину Нарисовать пейзаж, располагая рядом теплые и холодные оттенки. Я вас просила вас на прошлом уроке принести примеры картин природы, которые изображены в художественной литературе Давайте их рассмотрим. Прошу вас сделать презентацию своих подобранных картин (Учащиеся рассказывают о иллюстрациях) Молодцы, очень хорошо у вас получилось. Теперь у вас будет представление о весенних пейзажах и вы сможете изобразить его сами. Но нам с вами надо еще выбрать для работы характер мазка. Для фона – мазок «дождик» или «пятнышко», в работе можно использовать мазок «волна». Смешивать краски можно на палитре или сразу на листе (учитель демонстрирует мазки). Давайте потренируемся делать мазки Наберите на кисть краски. Создайте мазок в форме листика. При этом кисть движется над листом по дуге: сначала мягко опускается к бумаге, касается ее кончиком, затем, по мере скольжения по ней, прижимается к бумаге все больше и больше, а затем мягко приподнимается, взлетая. А теперь нарисуйте несколько листиков от центра. Начинайте с двух горизонтальных, затем – два вертикальных, затем те, что между ними. Нарисуйте листик в повороте. Для этого держите кисть свободно, не фиксируйте ее на столе. Вся рука и локоть в воздухе. Молодцы А теперь посмотрите на слайд и повторим этапы работы: (Слайд 8) 1. Подумать, что будет изображено. 2. Сделать набросок. 3. Изобразить в цвете. 4.Не забываем правильно держать кисть | Усваивают информацию, правила Рассматривают принесенные репродукции, иллюстрации, обсуждают, высказывают свое мнение |
Закрепление материала | Составление алгоритма действий по новому правилу (знанию) | Теперь попробуйте изобразить на больших листах две разные весны. Придумайте им название. Например, «Голубой март», «Все в розовой дымке», «Золотая весна» и др. Для изображения неба используем звонкие цвета, глухие цвета мы используем для изображения стволов деревьев, проталинок. Для того, чтобы погасить яркие цвета смешиваем краски: добавить красный чтобы заглушить слишком яркий зеленый, добавить фиолетовый чтобы заглушить слишком яркий желтый, добавить голубой чтобы заглушить слишком яркий оранжевый, добавить зеленый чтобы заглушить слишком яркий красный, добавить желтый чтобы заглушить слишком яркий фиолетовый, добавить оранжевый чтобы заглушить слишком яркий голубой Ребята, если у вас что-то не получается или не выходит, вы можете поднять руку и я подойду к вам. | Усваивают информацию, Применяют правило, алгоритм действия. |
Оценка выполнения задания | Самооценка и оценка работы Просмотр, анализ выполненных работ, отбор лучших. | Картинная галерея класса открыта. Посетим ее, восхитимся работами. Какая работа вам понравилась? Почему? Удалось ли художнику сочетать теплые и холодные цвета? Назовите самую, на ваш взгляд, удавшуюся работу, самую неожиданную, самую яркую. | Высказывают свое мнение. Взаимооценка |
Рефлексия. | Самоанализ по обобщению знаний и качества сформированных умений учащегося | Чем занимались сегодня на уроке? Что у вас получилось лучше всего? В чем испытали затруднения? Ребята давайте по кругу выскажемся одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… (Слайд 9) | Анализируют свою деятельность, возникшие трудности. Ранжируют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Итог урока | Выводы по уроку, уборка рабочих мест | Проанализируйте любую пейзажную картинку и объясните, что хотел рассказать художник. (Слайд 10) Спасибо за урок | Слушают учителя и убирают свое рабочее место |