М.А. Старшов
ТИХИЙ ВОПРОС ИЗ ИСТОРИИ ФИЗИКИ
30 мая 17 г.
«… Открытием электричества мы обязаны греческим ткачихам, которые заметили, что волоски пряжи притягиваются к натертым янтарным предметам».
акад. А.Ф. Иоффе. Курс физики. Т.3. ГИТТЛ. Л. - М., 1940.620.с
с.196.
Интересно, на какие «янтарные предметы» намекает знаменитый академик? Встречал версию этой давней истории, в которой к мудрецу Фалесу Милетскому пришла с вопросом его дочка, трудолюбивая девушка, хотя чаще просто сообщают нам, что Фалес сам обнаружил электрическое притяжение мелкого мусора к натёртому предмету.
Но это так, между прочим. Задумываюсь над другой, более близкой историей. Вот как пишут о ней разные авторы, тот же Иоффе и наш современник, автор известного пособия.
«Кулону пришлось прибегнуть к достаточно чувствительному прибору – к крутильным весам, которые были применены также Кавендишем для измерения сил тяготения…» - там же, С.198.
«Кулон установил, что как бы ни были заряжены шарики, сила взаимодействия между ними убывает с удалением друг от друга обратно пропорционально квадрату расстояния между их центрами»
и Д. Джанколи: «Он воспользовался крутильными весами, очень похожими на те, которые применял Кавендиш для определения гравитационной постоянной» [Физика. Т.2, С.10, пер. Ю.А. Данилова]
«… дало ему возможность получать заряды, составляющие ½, ¼ и т.д. » - а их всего три в опыте, никаких «и т.д.»!
Дружное упоминание Кавендиша в рассказе о Кулоне явно намекает, что Кулон был вторым в этой истории. А вот которым был Кавендиш?
Вопрос для любителей почитать литературу по физике и её истории, читать внимательно, а потом использовать сведения на уроках для украшения и развития интереса.
И кстати, не могу не обратить внимание учителей на фамилию переводчика учебника Д. Джанколи Юлия Александровича Данилова. Это был замечательный учёный и человек, профессор Курчатовского центра. Когда берёшь в руки какую-нибудь хорошую книгу по физике или математике, очень часто замечаешь, что перевод её сделан Ю. Даниловым, на каком бы из европейских языков она не была написана. И ещё надо было видеть, каким магнитом был Ю.А. для детей на конференциях школьников! Он много раз приезжал на Школу «Нелинейные дни для молодых» в Саратове, жил несколько дней в одном из пансионатов вместе с участниками школы, и говорил : Вот моя комната, если есть вопросы по физике, заходите в любое время, спрашивайте, поговорим.
Однажды наш обыкновенный лицей, правда, имевший физмат классы с 9 по 11 направил туда большую группу начинающих исследователей. Организаторы школы дали нам коридор на втором этаже, где были выставлены все 18 докладов, сопровождавшиеся самодельными приборами и демонстрациями. И Ю.А. обошёл всех, с каждым поговорил, кого-то хвалил, кому-то советовал. Ребята за ним, что называется, ходили хвостом, мгновенно почувствовав открытого и доброго человека. Несколько дней назад одна из участниц того «десанта» успешно защитила докторскую диссертацию как раз по нелинейной физике.
Забелина Маргарита Владимировна
Старшов Михаил Александрович
Забелина Маргарита Владимировна
Омарова Альмира Шигаповна