12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старшов Михаил Александрович3868
выпускник и сотрудник физфака Саратовского университета
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Учителя физики»

М.А. Старшов

ТИХИЙ ВОПРОС ИЗ ИСТОРИИ ФИЗИКИ

30 мая 17 г.

«… Открытием электричества мы обязаны греческим ткачихам, которые заметили, что волоски пряжи притягиваются к натертым янтарным предметам».

акад. А.Ф. Иоффе. Курс физики. Т.3. ГИТТЛ. Л. - М., 1940.620.с

с.196.

Интересно, на какие «янтарные предметы» намекает знаменитый академик? Встречал версию этой давней истории, в которой к мудрецу Фалесу Милетскому пришла с вопросом его дочка, трудолюбивая девушка, хотя чаще просто сообщают нам, что Фалес сам обнаружил электрическое притяжение мелкого мусора к натёртому предмету.

Но это так, между прочим. Задумываюсь над другой, более близкой историей. Вот как пишут о ней разные авторы, тот же Иоффе и наш современник, автор известного пособия. 

«Кулону пришлось прибегнуть к достаточно чувствительному прибору – к крутильным весам, которые были применены также Кавендишем для измерения сил тяготения…» - там же, С.198.

«Кулон установил, что как бы ни были заряжены шарики, сила взаимодействия между ними убывает с удалением друг от друга обратно пропорционально квадрату расстояния между их центрами»

и Д. Джанколи: «Он воспользовался крутильными весами, очень похожими на те, которые применял Кавендиш для определения гравитационной постоянной» [Физика. Т.2, С.10, пер. Ю.А. Данилова]

«… дало ему возможность получать заряды, составляющие ½, ¼ и т.д. » - а их всего три в опыте, никаких «и т.д.»!

Дружное упоминание Кавендиша в рассказе о Кулоне явно намекает, что Кулон был вторым в этой истории. А вот которым был Кавендиш?

Вопрос для любителей почитать литературу по физике и её истории, читать внимательно, а потом использовать сведения на уроках для украшения и развития интереса.

И кстати, не могу не обратить внимание учителей на фамилию переводчика учебника Д. Джанколи Юлия Александровича Данилова. Это был замечательный учёный и человек, профессор Курчатовского центра. Когда берёшь в руки какую-нибудь хорошую книгу по физике или математике, очень часто замечаешь, что перевод её сделан Ю. Даниловым, на каком бы из европейских языков она не была написана. И ещё надо было видеть, каким магнитом был Ю.А. для детей на конференциях школьников! Он много раз приезжал на Школу «Нелинейные дни для молодых» в Саратове, жил несколько дней в одном из пансионатов вместе с участниками школы, и говорил : Вот моя комната, если есть вопросы по физике, заходите в любое время, спрашивайте, поговорим.

Однажды наш обыкновенный лицей, правда, имевший физмат классы с 9 по 11 направил туда большую группу начинающих исследователей. Организаторы школы дали нам коридор на втором этаже, где были выставлены все 18 докладов, сопровождавшиеся самодельными приборами и демонстрациями. И Ю.А. обошёл всех, с каждым поговорил, кого-то хвалил, кому-то советовал. Ребята за ним, что называется, ходили хвостом, мгновенно почувствовав открытого и доброго человека. Несколько дней назад одна из участниц того «десанта» успешно защитила докторскую диссертацию как раз по нелинейной физике.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (4)

Забелина Маргарита Владимировна, 30.05.17 в 16:13 0Ответить Пожаловаться
Честно, про ткачих не знала, но запомню. Про дочь Фалеса рассказываю всегда, дети слушают с интересом. Спасибо за информацию о Ю.А. Данилове. Теперь я знаю, что это талантливый, интересный ЧЕЛОВЕК, а не просто фамилия на обложке книги.
Старшов Михаил Александрович, 30.05.17 в 20:02 1Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, мне всегда кажется, что люди подсознательно уверены в своей памяти и редко проверяют её. А я в своей всегда сомневаюсь, и это помогает увидеть ошибки людей самого высокого авторитета. Фрагменты этой коллекции публикую в редактируемом мной же сборнике научных работ раз в год. Мне уже многие физики говорили, что читают прежде всего именно эту страничку в конце выпуска, интересно и поучительно. Кто-то сказал, что нет ничего поучительнее ошибки гения. Это совсем не ошибка школьника.
Забелина Маргарита Владимировна, 31.05.17 в 15:18 0Ответить Пожаловаться
Согласна с Вами, Михаил Александрович! Память подводит и даже очень часто, а ошибка гения всегда вызывает больший интерес, чем ежедневные и "жуткие" ошибки учеников. Я радуюсь, когда в классе есть хоть один ребенок, сомневающийся в моих объяснениях, все время задающий вопросы. Он не дает тихо и мирно "стоять на месте". Вот тогда начинается тренировка и памяти и ума....
Омарова Альмира Шигаповна, 01.06.17 в 18:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за рассказ о Данилове Ю.А. У нас в общеобразовательной школе часы на уроки физики сократили донельзя - 2 часа в неделю. Стараемся изложить материал кратко, часто исторические вопросы и не рассматриваем. А жаль...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.