Статья «Типы и виды уроков, рекомендации по планированию, методы и формы работы по изобразительному искусству»

12
0
Материал опубликован 8 July 2022 в группе


«Типы и виды уроков, рекомендации по планированию, методы и формы работы по изобразительному искусству ».

Бычкова Елена Анатольевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ№24», г. Братск, Иркутская область

Аннотация: В статье представлены типы и структура урока, рекомендации по планированию урока, формы нестандартных уроков и методы работы на уроке.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального  богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований.

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности  различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

Пропедевтический урок.

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика. Урок изучения новых знаний.

Структура пропедевтического урока :

1.Орг. момент

2.Повторение

3.Изучение нового

4. Обобщение

5.Итог

В пропедевтический период уроки должны быть организованы так, чтобы они способствовали пробуждению и привитию интереса к обучению. Поэтому форма организации занятий не должна быть однородной

Урок изучения нового материала.

Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

Структура урока изучения нового материала:

1. Оргмомент.

2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.).

6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

7. Контроль результатов первичного запоминания.

8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.

9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

11. Задание на дом.

12. Итог урока.

Урок закрепления знаний.

Повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Структура урока закрепления:

1. Оргмомент.

2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

4. Проверка выполнения работ.

5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Задание на дом (если это необходимо).

7. Итог урока.

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения.

Структура обобщения и систематизации знаний урока:

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний, овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета.

Урок проверки и оценки знаний.

Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока практической работой в классе.

Структура урока контроля знаний и умений

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Формы оценивания учащихся на уроках ИЗО

1 . Тесты и проверочные работы

2. Защита проектов

3. Представление и защита практической творческой работы

4. Анализ художественного произведения

5. Портфолио ученика

Коррекционный урок.

Коррекционные уроки применяются для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Комбинированный урок.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

Структура комбинированного урока:

1.Организационный момент и подготовка к уроку;

2.Организация учебной деятельности;

3. Проверка домашнего задания;

4.Повторение ранее изученного материала;

5.Подготовка к восприятию нового материала;

6.Изучение новых знаний;

7. Коррекция в процессе получения новых знаний;

8.Закрепление нового материала;

9.Подведение итогов;

10. Объявление домашнего задания;

11. Вывод из урока.

Урок ОНЗ

Тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Тип урока – урок отработки умений и рефлексии.

Структура урока ОНЗ.

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

Нестандартные уроки .

Нестандартные формы уроков предполагают вместо общепринятого «канона» использовать отличную, креативную структуру. Такие типы и формы уроков можно придумывать бесконечно, ограничиваясь лишь фантазией педагога. Цели у уроков в нестандартной форме такие же, как и у классических, поэтому разнообразить подобным образом можно любое занятие. Хорошо помогают усвоить темы интегрированные занятия. Эти же формы подойдут для практических занятий .

-Уроки в форме

-Уроки - общественные

- Уроки с публичной формой общения

-Творческие уроки

-Уроки-фантазии

-Метод проектов

- Интегрированные уроки

-Видеоуроки

Нетрадиционные формы урока:

ролевые игры;

урок-путешествие;

урок-спектакль;

круглый стол или конференция;

исполнение сказочного сюжета;

урок-состязание;

смотр знаний;

пресс-конференция;

урок фантазирования;

урок взаимообучения;

урок-игра;

урок открытых мыслей;

деловая игра;

урок-восхождение;

урок-зачет;

урок-соревнование;

урок взаимообучения;

урок-диалог;

урок-КВН;

мозговая атака;

урок-викторина;

урок-брифинг;

игра «Следствие ведут знатоки»;

актуальное интервью;

аукцион знаний;

имитационно-ролевое моделирование;

урок-диспут;

моделирование мышления учащихся;

урок-турнир;

ролевая деловая игра;

урок-эврика;

урок-лекция:

игра «Волшебный конверт»;

межпредметный интегрированный урок;

урок-конкурс;

лекция вдвоем;

урок творчества;

математический хоккей;

лекция-провокация;

лекция-диалог

лекция-конференция;
 

 

Рекомендации по планированию уроков ИЗО
Вид занятий.

Прежде всего нужно указать какому виду занятий будет посвящён урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисованию или беседе об искусстве.
Тема урока.

Здесь указывается содержание учебной работы, например, «Рисунок гипсовой вазы», «Натюрморт из предметов быта», «Составление узора в круге», «Осень в лесу», «Виды и жанры изобразительного искусства».
Цель урока.
Каждый урок включает воспитательные, образовательные и творческие задачи, которые дают возможность расширить понятие детей о многообразии форм искусства и его эмоциональной значимости.
Образовательные задачи решаются на усвоении профессиональных понятий с учетом возрастных особенностей детей. Передача творческого опыта учителя ученику постоянно сопровождает практическую деятельность детей на уроке. Здесь это- показ приемов работы разными инструментами, материалами, разной техники работы, решение композиции, пространства и колорита, умение анализировать произведение искусства, обращение к творческим работам самого учителя.

Оборудование.
Здесь учитель перечисляет оборудование, которое должно быть подготовлено к уроку.
Для учителя: таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком, композицией или какой либо другой деятельностью над творческой работой, слайды, диапозитивы, репродукции, образцы декоративно-прикладного искусства. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.
Для учащихся: альбомы, карандаши, резинка, листы бумаги, краски, тряпочка, кисти, тетради, ручки, банка с водой и т. д. (прописываются те материалы, которые необходимы в зависимости от конкретного вида деятельности).
.Использование классной доски.
Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики её использования.
Прежде всего нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на её плоскости дидактический материал.
Заранее продумать чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить всё на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его. Особое внимание нужно уделить пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображений каких-либо предметов, выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объёма предмета средствами светотени и т. Д. Все эти методы заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного использования классной доски.
План и ход урока.
В конспекте надо раскрыть содержание урока, которое даётся в виде пояснительной записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время. В плане-конспекте урока делается следующая запись:
План урока
1.Организационная часть- 2-3 мин.
2.Сообщение новых знаний -8-10 мин.
3.Практическая работа учащихся –25-30 мин.
4.Анализ работ – 2-3 мин.
5.Сообщение задания на дом –3-5 мин.
6.Завершение урока- 2-3 мин.
Затем излагается ход урока, где учитель дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложения учебного материала, приёмы использования наглядных пособий.
Особое внимание надо уделить изложению методических приёмов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом.
Если учитель использует высказывания выдающихся деятелей, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.
В конспекте важно зафиксировать основные моменты урока и таким образом подготовиться к возможным вопросам учащихся.
В практической работе продумать в какой форме организации учебной деятельности будут работать учащиеся (индивидуальной, групповой, в парах). Если используются Разноуровневые задания, указать, что это за задания. Приложить технологические карты выполнения работы и инструктаж (если таковой имеется).
При анализе работ учащихся можно использовать современные педагогические технологии рефлексии (указать какую именно).
При задании на дом - прописать само задание.
Список литературы.
Указать список используемой литературы в следующем порядке:
1. научные труды,
2. учебники,
3.методические пособия,
4. статьи сборников и журналов в общепринятой форме, т.е. указать автора и его инициалы, название книги, место и год издания.
Форма конспекта урока может быть разной, но детально разработанной. В конспекте могут кратко перечисляться звенья урока и подробно освещаться частные вопросы методики и, наоборот, в тезисной форме излагаться методические установки(а иногда заменяться иллюстрациями) и подробно описываться отдельные звенья урока. 

Методы работы на уроке:
Словесные: слово учителя; беседа, сравнение; деловые игры, создание ситуаций уподобления действиями, мимикой.
Наглядные: коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра; многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов; самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства; использование домашних наблюдений.
Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.
Практические: показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; групповая работа 2-4 человек с выбором лидера; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника.
Творческие: исследование, поиск, творческая работа.
Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.

Расширение видов деятельности на уроках изобразительного искусства.
1. Активная беседа во время восприятия искусства и освоения нового материала.
2. Работа с учебником.
3. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, по фантазии.
4. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции.
5. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно.
6. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами.
7. Освоение техники живописи – акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики – углем, карандашом, тушью, в гравюре, в монотипии; скульптуры – из пластилина, глины, пластика; конструирования – из бумаги, картона, коробок.
8. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани (батик). [Резьба по дереву, вышивка, макраме – в дополнительном образовании.]
9. Поисковые работы по искусству: коллекции открыток, марок, сбор репродукций в альбомы и для изготовления классных наглядных пособий, рассказы о художниках или видах искусства (возможна их краткая запись для создания классной рукописной библиотеки).
10. Ролевые игры: путешествия, художники и зрители, экскурсоводы и прите ли, уподобление образам и др.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.