Гордость и радость в профессии.
Сейчас очень много говорят о профессиональной мотивации, но, к сожалению, зачастую забывают о мотивах. Особенно внутренних.
Ради чего и для чего педагог приходит на работу? Учить детей? Оказывается, не всё так очевидно.
Как психолог и методист я очень люблю классификации. Так проще выстраивать всякого рода маршруты.
Приведу лишь некоторые классификации педагогов, которые я выделила за тридцать лет работы. Замечу лишь, что эта классификация применяется мною для педагогов дополнительного образования, т.к. работаю я именно в этой среде.
1. Педагог – «профессиональная гордость» - настроен на достижения свои и детей. Работа этого человека должна вызывать в нем и окружающих чувство гордости за полученные результаты. Мотивирован на успех и достижение. Саморазвитие обусловлено тем же. Авторитарен и эгоцентричен. Часто воспитывает это и в детях. Чувствителен к оценке, особенно похвале.
2. Педагог – «профессиональная радость» - искренне получает удовольствие от общения с детьми. Мотивирован на душевный контакт. Ростом и результатом почти не озабочен. Самообразование – по мере вынужденной необходимости. Душа детской компании. Выполняет больше роль заботливой няни. К оценкам и похвале равнодушен.
3. Педагог – «профессиональное равнодушие» - совершенно нейтральный в профессии человек. Мотивирован на зарабатывание денег. Если умен, может зарабатывать их много, апатичен – довольствуется только заработной платой, даже если она и не высока. Саморазвитие ему не нужно. Он защищен Трудовым Кодексом и очень часто высоким самомнением.
4. Прирожденный педагог – целованный в маковку чертом и Богом гений, но о них в другой раз. Его мотивация – сам педагогический процесс, он в нем как рыба в воде.
Теперь подумайте над таким внутренним мотивом как «зачем педагог идет в профессию»? Кого он хочет показать, себя или детей?
Мне доводилось знать маститых педагогов, стены комнат которых просто таки трещали под давлением развешенных на них заслуг. Но детских заслуг я там не встречала. Как и раскрытых детских талантов. В этих отношения звезда – педагог, лучше него стать в принципе нельзя. Даже если очень стараться. И дело не в глупости вашего ребенка, а в раздутом самомнении преподавателя.
Сын моей подруги безуспешно ходил на занятия к «англичанке», которая чуть ли не от самой королевы Елизаветы письма получала, а тут такой неуч. И как изменилась картина, когда мальчик перешел к другому преподавателю, гораздо менее презентабельному, но на стенах которого висели детские награды. Мальчик стал лучшим по языку на очень высоком всероссийском уровне.
Все должно быть в меру, но мера самая абстрактная, относительная и обусловленная единица, которую мне приходилось встречать.
«Зри в корень» говорил Козьма Прутков, и это о том, что порой не так уж и немаловажно узнать, зачем педагог, которого вы выбрали для своего ребенка, пришел в эту профессию.
Может быть это внутренние мотивы педагога не те, а вот мозги и таланты вашего ребёнка как раз те самые.
Не спешите выносить приговор своим детям, даже если слышите его из уст очень уважаемых в профессии людей.
Язенина Ольга Анатольевна
Елена Чучалова